Файл: 1. 2 Особенности мультимедиа курсов по видам учебной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение..................................................................................................................... | 5 | |
1 | Теоретические аспекты......................................................................................... | 7 |
|
| 7 |
| 1.2 Особенности мультимедиа курсов по видам учебной деятельности……. | 11 |
2 | Анализ предметной области…………................................................................. | 16 |
| 2.1 Требования к разработке......……................................................................... | 16 |
| 2.2 Выбор средств реализации……….................................................................. | 17 |
| 2.3 Требования к программному обеспечению................................................... | 19 |
3 | Создание мультимедийного сопровождения учебной дисциплины…............. | 20 |
| 3.1 Внешний вид учебника……………………………………............................ | 20 |
| 3.2 Тестирование ………………………………................................................... | 27 |
4 | Экономическая часть…......................................................................................... | 33 |
| 4.1 Определение продолжительности работы..................................................... | 33 |
| 4.2 Расчет сметы затрат......................................................................................... | 34 |
5 | Охрана труда и окружающей среды.................................................................... | 39 |
| 5.1 Информационная безопасность...................................................................... | 39 |
| 5.2 Экологичность работы……............................................................................ | 43 |
| 5.3 Охрана труда..................................................................................................... | 44 |
Заключение................................................................................................................ | 49 | |
Перечень использованных информационных ресурсов........................................ | 50 | |
Приложение А........................................................................................................... | 52 |
Введение
Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования − процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
В современной системе образования назрела потребность активного внедрения мультимедийного сопровождения учебных дисциплин.
Учебная дисциплина имеет четкую организационную структуру, состоящую из конкретного количества тем и, отведенных на их изучение, часов. Мультимедийное сопровождение позволяет наполнить содержание тем учебной дисциплины не только учебной информацией, но и визуальными компонентами, представленными в электронном виде.
Целью работы является разработка мультимедийного сопровождения учебной дисциплины.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть теоретическую информацию по теме; -
определить программные средства разработки; -
разработать мультимедийные материалы; -
создать шаблон и дизайн web-учебника; -
провести наполнение контентом и тестирование разработки; -
провести планирование этапов работы и сроков их выполнения; -
провести экономический расчет; -
рассмотреть вопросы безопасности и экологичности работы.
Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде.
Объем работы составляет 67 страниц.
Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, перечня информационных ресурсов из 15 источников и 1 приложения.
В первом разделе пояснительной записки приведен обзор и описаны основные особенности мультимедийных средств обучения.
Во втором разделе рассмотрены анализ предметной области и основы web-программирования, которые применены при создании электронного учебного пособия.
В третьем разделе описан процесс создания электронного учебного пособия, и приведены результаты тестирования электронного учебного пособия.
В четвертом разделе приведено экономическое обоснование работы.
В пятом разделе раскрыты вопросы информационной безопасности и
охраны труда.
В заключении кратко описаны основные выводы по проделанной работе.
-
Теоретические аспекты
1.1 Обзор учебной литературы с использованием мультимедийных средств
Процесс обучения в школах и ВУЗах происходит эффективнее при использовании визуальных и текстовых компонентов, которые способствуют формированию наглядных образов, при этом современная техническая база позволяет создавать подобного рода объекты, которые систематизируются в мультимедийные приложения сопровождения какой-либо учебной дисциплины.
Современные информационные технологии требуют от высших учебных заведений внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. Внедрение информационных технологий в учебный процесс вуза переходит на новый этап - внедрение новых мультимедийных учебных материалов [1].
В России создано большое количество разнообразных информационных ресурсов, которые существенно повысили качество учебной и научной деятельности. Все чаще в обучении используются мультимедийные технологии, спектр которых заметно расширился: от создания обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, подготовки кадров университетского уровня по данному направлению, формирования новых средств обучения. Идея мультимедиа заключается в использование различных способов подачи информации, включение в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом, благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации. Перспективность новой технологии для образования была оценена международным сообществом, на 28-й сессии Генеральной конференции Юнеско в рамках программы «Образование» был учрежден исследовательский проект «Технологии мультимедиа и развитие личности».
Проблема использования мультимедийных технологий в учебном процессе вуза относительно нова для российской науки [2].
Анисимова Н. С., доцент кафедры «Информатики» в РГПУ им. А. И. Герцена, в своем учебно-дидактическом пособии «Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологий в обучении» рассматривает не только техническую базу технологии мультимедиа, но и касается вопросов психолого-педагогического восприятия поступающей через компьютер информации.
В результате проведенного автором исследования выявлено, что важным аспектом процесса использования мультимедийных технологий в образовании является когнитивная составляющая. Теоретической базой для разработки новых педагогических подходов в образовательных технологиях стали результаты исследования когнитивной психологии о методах познания. Этому способствовало то, что основным методом исследования когнитивной психологии является информационный подход, в котором используется теория информации и работы Клода Шеннона в области передачи и обработки информации. Результаты этих исследований отвечают на вопрос, в каком виде представлена информация в уме человека, что влияет на познавательные процессы, каким образом, воздействуя на внутренний процесс обработки информации, можно повысить эффективность обучения. Познание мира осуществляется при помощи физических органов чувств: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус. Стимулы, интенсивность которых выше определенного уровня, активируют чувственные рецепторы. С другой стороны, в восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию. Каждое сенсорное событие обрабатывается в контексте наших знаний о мире, а смысл ощущений зависит от предшествующего опыта. Для мультимедийных технологий обучения важными видами каналов познания являются зрение (графика, видео, анимация, текст) и слух (звук).
В контексте использования мультимедийных технологий выделены следующие факторы, влияющие на познавательный процесс [3].
Под восприятием понимается способность человека обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы (слуховые, зрительные). Важной частью исследования процесса обучения является объем восприятия, который характеризует начальную стадию обработки информации. Чем больше возможности у обучаемого получать зрительную, слуховую, текстовую информации, повторно обращаться к ним, повторять, тем больше информации считывается в иконическую память. Интерактивность, мультимедийность обучающих программ помогает увеличить объем восприятия информации.
Воображение – это построение мысленного образа представленного к изучению материала, при этом важной познавательной характеристикой является способность извлечь из этого образа значимые признаки, расположить их в осмысленной последовательности и преобразовать в языковую информацию. Мультимедийные технологии позволяют представить объект, процесс в разных информационных видах, что способствует более точному отображению его в мысленных образах.
Внимание можно определить как сосредоточение умственных усилий на сенсорных или умственных событиях. Любой учебный процесс содержит в себе гораздо больше информации, чем могут усвоить учащиеся. Чтобы справиться с большим потоком информации, учащимся нужно направлять внимание только на определенные значимые признаки. Это означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими. Интерактивность, присущая мультимедийным обучающим средам, позволяет акцентировать внимание на важных деталях, характеристиках, сторонах процесса познания с целью достижения целей обучения [4].
Как правило, в процессе обучения представляются довольно сложные сочетания сенсорных стимулов. Задача обучаемого распознать представленную информацию и усвоить ее. Мультимедийные технологии представляют все возможности для получения информации, содержащей звук, графику, видео и текст. При этом различные стимулы влияют на определенные чувственные рецепторы, каждое сенсорное событие вносит свои ощущения. В целом, происходит суммирование информации, быстрее формируется понятие о ней, и быстрее наступает процесс концептуально-зависимой обработки.