Файл: Государственная власть 4 российской федерации 4.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Законодательной инициативой обладают Президент, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной Думы, Правительство, законодательные органы субъектов России, а так же Конституционному Суду и Верховному Суду. Все законопроекты вносятся в Государственную Думу, законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии решения Правительства.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов (если иное не предусмотрено Конституцией). Далее они передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению подлежат принятые законопроекты по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и обороны государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Если за федеральный закон проголосовало больше половины от общего числа членов Совета Федерации или же не был её рассмотрен в течение 14 дней, то он считается одобренным. Если федеральный закон был отклонен, то палаты могу собрать согласительную комиссию, разрешить разногласия и отправить его на повторное рассмотрение Государственной Думой. В случае, если Государственная Дума не согласна с заключением Совета Федерации, то федеральный закон можно считать принятым при наличии не менее двух третей голосов от общей численности Государственной Думы во время повторного голосования. Принятый федеральный закон направляется Президенту для подписания и обнародования. Если Президент отклоняет федеральный закон, то палаты рассматривают его заново. Федеральный закон, одобренный в ранее принятой редакции, за который проголосовало не менее двух третей от общего числа членов обеих палат, подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, которые учтены Конституцией. Он является принятым при наличии не менее трех четвертей голосов от численности Совета Федерации и не менее двух третей голосов от численности Государственной Думы. Принятый федеральный закон так же подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

Государственная Дума может быть распущена после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства или при выражении недоверия Правительству (исключение составляет случай, если после её избрания прошло меньше года). Государственная Дума не может быть распущена в период действия на территории государства военного или чрезвычайного положения; с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а так же в течение шести месяцев до завершения срока полномочий Президента.


В отличие от Государственной Думы, Совет Федерации является постоянно действующим органом, вследствие этого он не может быть досрочно распущен ни по каким причинам, общий срок его полномочий не установлен.
    1. Исполнительная власть Российской Федерации


Исполнительная власть России осуществляется Правительством Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства (назначается Президентом с согласия Государственной Думы), его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а так же предлагает Президенту кандидатуры на должности собственных заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства определяет главные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Правительство издает постановления и распоряжения (обязательны к исполнению) на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента. Постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции, Федеральным законам и указам Президента, могут быть отменены Президентом.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и его исполнение; представляет Государственной Думе отчет о выполнении федерального бюджета и ежегодные отчеты об итогах своей деятельности. Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а так же единой государственной политики в области здравоохранения, науки, культуры, социального обеспечения, образования и экологии. Правительство осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики, государственной безопасности, а так же по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и другие полномочия, возложенные на него. Порядок работы Правительства определяется федеральным конституционным законом.

Правительство прекращает свои полномочия после избрания нового Президентом, а так же может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Государственная Дума имеет возможность выразить недоверие Правительству, а Президент после выражения недоверия Государственной Думы вправе объявить об отставке Правительства либо не согласится с решением. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выражает своё недоверие, то Президент объявляет об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы. Председатель Правительства имеет возможность поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, если она отказывает, то Президент принимает решение об отставке Правительства или распускает Государственную Думу.



При отставке или сложении полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства.
    1. Судебная власть Российской Федерации


Правосудие в России осуществляется только судом. Судебная власть реализуется при помощи гражданского, конституционного, уголовного и административного судопроизводства. Судебная система устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет (могут быть установлены дополнительные требования). Судьи несменяемы, неприкосновенны, автономны и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности кроме как в порядке, установленном федеральным законом, а так же на основании федерального закона могут быть прекращены его полномочия.

Судебный процесс во всех судах открытый (кроме случаем, предусмотренных федеральным законом) и протекает в очной форме (кроме случаем, предусмотренных федеральным законом), в некоторых случаях с участием присяжных заседателей. Судопроизводство исполняется на основе равенства сторон и состязательности. Если суд при рассмотрении дела устанавливает несоответствие акта государственного или иного органа закону, то он принимает решение в соответствие с законом.

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, законов и других нормативных актов субъектов России, договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти Субъектов России, а так же не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд разрешает споры между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд при жалобе на несоблюдение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, а так же по запросу органов, осуществляющих государственную власть, дает толкование Конституции. Акты или их отдельные части, которые не отвечают Конституции, утрачивают силу, а международные договоры России не подлежат применению. Конституционный Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.


Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, подсудным судам общей юрисдикции, а так же осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их работой и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда и Верховного Суда назначаются Советом Федерации при выдвижении их кандидатур Президентом. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом. Порядок образования, вид деятельности и полномочия Конституционного Суда, Верховного Суда и других федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
  1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


Говоря о системе государственной власти в России, нельзя оставить без внимания вопрос об административной реформе. Административная реформа в России - это изменения системы государственного управления по трём аспектам: перестройка системы политических институтов и государственных учреждений; реорганизация государственной службы; изменение характера отношений государственной системы управления к обществу и различным социальным группам, входящим в него.

Государственная власть тесно связана с проведением административной реформы. В настоящее время административная реформа становится одним из основных приоритетов политики государства. Это можно объяснить тем, что совершенствование в области экономики, государственного управления, судебной и правоохранительной системы и иных областях может происходить бесконечно, а так же изменяться в зависимости от этапов общественного развития.

Проведение административной реформы сталкивается на своём пути с двумя основными проблемами, которые значительно осложняют работу над ней.

Первая проблема - это продолжительность периода осуществления реформы. Эффект от проведения наступает постепенно, в результате долгой и последовательной работы по изменению государственного аппарата. Перемена традиций, привычек и даже поколения сотрудников в сфере государственного управления значительно важнее, чем изменение соответствующей правовой базы. Осуществляющее данную реформу правительство должно иметь широкий временной кругозор.

Вторая проблема - административная реформа обязана проводиться силами самих же работников государственного аппарата, то есть теми, кого она больше всего затрагивает. Это противоречит общему принципу проведения реформ: сами участники реформы не должны устанавливать правила своей деятельности и не могут её оценивать. Однако нельзя сказать, что административную реформу должны проводить не чиновники, потому что больше некому. Но это становится серьезным тормозом реформ и просит четкого выражения и последовательного проведения политической воли высшего руководства страны.[14]


С учётом проблем, стоящих на пути административной реформы, можно предложить несколько путей решений:

  1. возможность принятия мер для создания заинтересованности политики и гражданского общества в коренной перестройке административной системы, чтобы реформа являлась не только вынужденной политической инициативой;

  2. возможность создания механизмов стимулирования введения инноваций федеральными органами исполнительной власти России и органами исполнительной власти субъектов России;

  3. возможность создания системы мотивации государственных служащих, вовлеченных в процесс реализации мероприятий административной реформы.

Воплощение административной реформы в жизнь происходит в рамках преобразований, которые ориентированы, прежде всего, на демократизацию и либерализацию всех сфер общественной жизни. Постоянные изменения в обществе и экономики, по сути, требуют изменения в сфере государственной власти и государственного управления. Либеральные преобразования во многом замедляются из-за отсутствия административной реформы в сфере государственного власти. На фоне достаточно видимых подвижек, наблюдаемых почти по всем реформируемым направлениям, несостоятельность имеющейся системы исполнительной власти и несовершенство механизма принятия государственных решений становятся все более и более очевидными. Со временем проблемы проведения административной реформы имеют все шансы негативно повлиять на развитие всех сфер жизни общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изложив основные принципы построения современной системы государственной власти России, функций и задач ведущих органов власти, а так же выявив основные проблемы административной реформы России, можно сделать следующие выводы.

Государственная власть - это политическое руководство обществом, осуществляемое посредством органов государства и иных государственных учреждений, выражающих интересы народа, классов или социальных групп. Государственная власть является публичной власть, осуществляется специально уполномоченными субъектами, осуществляется в соответствии с действующим законодательством, во всех сферах жизни общества и в соответствующих формах. Государственная власть реализуется при помощи применения соответствующих методов и распространяется на всю территорию государства и всех граждан. Структуру государственной власти, исходя из её природы, представляют воля и сила, а исходя из функциональной характеристики - субъекты власти, объект власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.