Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу психология детства Вариант (при наличии).docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
______ Гуманитарный-педагогический институт__________
(институт)
____________Кафедра «Педагогика и психология»_____________________
(кафедра)
КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «______ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА________»
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Е.А. Горбачева | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбд-1901а | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Осoбeннoсти рaзвития внимaния у детей старшего дошкольного возраста
Осoбeннoсти рaзвития внимaния у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста в современной психологической литературе 7
1.1. Внимание: понятие и виды 7
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Краткие выводы по главе 1. 17
Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста 18
2.1. Краткая характеристика группы истытуемых 18
2.2. Методы психологического исследования 20
2.3. Результаты эмпирического исследования 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.
В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающего мира. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления. Внимание считается одним из важнейших показателей общей и целостной оценки уровня развития личности, потому что любая организованная человеческая деятельность требует активности, точности, сосредоточенности внимания. Bug;b;iba;sfbv;su
B сoвременной, зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), другие – изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо, И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев). Наконец, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Н.В. Дубровинская, С.Л. Кабыльницкая и др.)
Согласно исследованиям отечественных ученых, внимание – самое главное условие, отличающее в будущем хорошо успевающих учеников от их малопродуктивных одноклассников. Недостаточность развития внимания у детей дошкольного возраста ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой
, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Ранняя диагностика на этапе дошкольного обучения помогает выявить детей с низким уровнем развития внимания (его свойств).
Развитие внимания является одним из основных процессов реализации воспитательного процесса. Но если возникает проблема в его развитии, то без коррекционного и воспитательного процессов не обойтись.
Актуальность темы и исследования и интерес автора позволили сформулировать тему исследования «Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста». Для начала, нами были сформулированы параметры работы.
Объект исследования: личность ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: внимание у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
-
На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить понятия «внимания» и рассмотреть виды внимания; -
Составить характеристику группы старшего дошкольного возраста на основе наблюдения. -
Подобрать диагностики для изучения уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста; -
Обобщить результаты исследования и выработать рекомендации по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что внимание детей старшего дошкольного возраста характеризуется неустойчивостью и непроизвольностью.
Методы исследования:
-
Теоретические: анализ, обобщение официальных документов, учебно-методических, научных, справочных и электронных источников удалённого доступа по проблеме исследования. -
Эмпирические:
-
наблюдения (для составления психолого-педагогической характеристики группы детей); -
методики диагностики произвольного внимания: «Проставь значки»; «Найди и вычеркни»; «Запомни и расставь точки».
Новизна работы заключается в исследовании особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста на конкретной группе испытуемых.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в практической деятельности воспитателями, психологами, студентов образовательных учреждений и родителями.
База исследования. Базой исследования выступило МБДОУ Детский сад № 72 «ЛУЧИКИ» г. ОДИНЦОВО.
В качестве объекта экспериментального исследования выступили дошкольники старшей группы. В эксперименте принимали участие 10 человек в возрасте от 5 до 6,5 лет.
План исследовательской работы включал следующие этапы:
-
Констатирующий этап (ноябрь 2022 г. - январь 2023 г.): изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования, определены параметры и выявлена актуальность исследования; составлена психолого-педагогическая характеристика группы; описана процедура применения методов диагностики. -
Заключительный этап (февраль 2023 г. - март 2023 г.): проанализированы и обработаны полученные результаты; сформулированы выводы и обобщения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста в современной психологической литературе
1.1. Внимание: понятие и виды
Внимание предоставляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психологического явления. Некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психологическом процессе.
С другой стороны, существуют разногласия в том, какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание- это познавательный психологический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.
Существует множество определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. Во многих работах внимание определяется как направленность и сосредоточенность психической деятельности на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Так, Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: «Внимание – представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности личности» [8, с. 6].
Под направленностью психической деятельности следует подразумевать её изобразительный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явление или выбор определённого рода психической деятельности [8, с. 7]. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определённый промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным – надо удержать этот выбор, сохранить его.
Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью, прежде всего, подразумевается большая или меньшая углублённость в деятельность. Очевидно, что тем сложнее задача, тем больше должна быть интенсивность и напряжённость внимания, т.е. требуется большая углублённость. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением всего постороннего. В противном, случае, сосредоточенность связана с отвлечением всего постороннего, решение задачи осложняется [8, с. 8].