Файл: Государственная власть 4 российской федерации 4.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    1. Система государственной власти и принципы ее построения

в Российской Федерации


Система государственной власти - это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные типы.

Система государственной власти рассматривается как структурированное единство властеотношений, складывающихся в результате работы государства, государственных органов, а также лиц и объединений, осуществляющих или представляющих интересы государства в различных сферах общественной жизни.[8]

Система государственной власти представлена следующими элементами:

  1. субъектный состав (органы, лица, сообщества, объединения, государственные образования и государство в целом);

  2. предметы ведения, компетенция, полномочия, права и обязанности, ответственность, акты и действия, программы и меры и т.д.;

  3. организационные структуры, учреждения и институты (президент, парламент, правительство, суды и т.д.).

Система органов государственной власти в России основывается на конкретных принципах, выражающих суть государственной организации, ее содержание. Такими принципами являются:

  1. Единство системы. Единство системы органов государственной власти обосновано государственной волей народа. Конституция России закрепляет систему органов государственной власти и их наименования. Единство системы выражается так же во взаимодействии государственной власти России и государственной власти субъектов России. Все органы представленной системы работают сообща и между ними есть организационно-правовая связь.[4]

  2. Разделение властей. Разделение властей - теоретическая и законодательная база системы органов государственной власти в России. Принцип разделения властей проявляется в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Важен также обоюдный контроль и ограничение власти.

  3. Демократизм. Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях более демократичным способом создания того или иного органа государственной власти считаются свободные выборы. Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед общественностью. [8]


Данные принципы закреплены в Конституции России.
  1. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Общая характеристика современной системы государственной

власти Российской Федерации


Система государственной власти - это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную власть, исполнительную власть и судебную власть. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Главой государства является Президент, который не входит ни в одну из ветвей власти. Он координирует работу всех ветвей власти, гарантирует соблюдение ими Конституции России, а так же представляет государство на международной арене.

Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию (парламент Российской Федерации), который состоит из двух палат: Совет Федерации (первая палата) и Государственная Дума (вторая палата).

Исполнительная власть представлена в лице Правительства Российской Федерации, Федеральными Министерствами, Федеральными службами и Федеральными агентствами.

Судебная власть представлена только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей.

Государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты. Конституция России реализует разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Все органы данной системы действуют сообща, находясь во взаимодействии. Между всеми органами государственной власти есть организационная и правовая связь. Верховенство принадлежит государственной власти России, а государственная власть субъектов России находится в её подчинении. [12]
    1. Президент Российской Федерации


Президент является главой государства. Он является гарантом Конституции, представляет государство внутри страны и на международной арене, а так же определяет направления внутренней и внешней политики страны.



Президент избирается сроком на 6 лет гражданами России, при этом одно то же лицо не имеет возможность занимать данную должность более двух сроков подряд. Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет и проживающий на территории страны не менее 10 лет. При вступлении в должность Президент в торжественной обстановке приносит народу клятву. Президент приступает к выполнению полномочий с момента принесения им присяги. Президент обладает неприкосновенностью. Президент издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а также обязательны для исполнения на всей территории страны.

Президент формирует Администрацию Президента и назначает и освобождает полномочных представителей Президента.

Президент имеет право возглавлять заседания Правительства, назначать председателя Правительства (с согласия Государственной Думы) и отправлять его в отставку. Он назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Президент представляет кандидатуры на должности: Председатель Центрального банка, судьи Конституционных и Верховных судов, Генеральный прокурор, а так же вносит предложения об освобождении от этих должностей. Президент назначает судей федеральных судов, а так же назначает и освобождает от должности прокуроров субъектов России, не считая прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров.

Президент формирует, возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину России, а так же назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России.

Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент назначает выборы Государственной Думы, а так же распускает её; намечает референдум, вносит законопроекты, парафирует и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями по поводу положения в стране, а так же об её основных направлениях политики.

Президент управляет внешней политикой государства, осуществляет переговоры и подписывает международные договоры.


Президент есть Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России. В случае агрессии или её угрозы против государства он вводит на территории России или в отдельных её территориях режим военного положения, который определяется федеральным конституционным законом, с немедленным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Так же при обстоятельствах, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или же в отдельных ее территориях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент решает вопросы гражданства и политического укрытия, представляет к государственным наградам, присваивает почетные звания, высшие воинские и специальные звания, а так же осуществляет помилование.

Президент имеет возможность применить согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае если они противоречат Конституции, федеральным законам, международным обязательствам или нарушают права и свободы человека и гражданина.

Президент прекращает исполнение полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом, а так же в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия или в случае отрешения от должности. Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только лишь на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного решением Верховного Суда Российской Федерации.

Во всех предусмотренных случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства.
    1. Законодательная власть Российской Федерации


Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию (парламент России), который состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта страны. Государственная Дума формируется из 450 депутатов. Порядок формирования двух палат устанавливается федеральными законами. Все члены Федерального Собрания владеют неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.


Совет Федерации и Государственная Дума заседают отдельно. Заседания являются открытыми, но в некоторых случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могу собираться вместе для прослушивания посланий Президента, Конституционного суда и выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат избирает из собственного состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, которые проводят парламентские слушания по задачам собственного ведения. Каждая из палат имеет свой регламент и решает вопросы своего внутреннего распорядка. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Её состав и порядок функционирования устанавливаются федеральным законом.

Совет Федерации утверждает изменение границ между субъектами России, утверждает указы Президента о введении военного или чрезвычайного положения, а так же занимается решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за её пределами. В ведении Совета Федерации входит назначение и отрешение Президента от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда, а так же назначение и освобождение от должности Генерального прокурора России и его заместителей, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа его членов (если другой порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией) по вопросам, входящим в его компетенцию.

Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, а так же заслушивает ежегодные отчеты Правительства об итогах его работы. В ведение Государственной Думы входит назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка России, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека. Государственная Дума занимается объявление амнистии и выдвижением обвинений против Президента для его отрешения от должности.

Государственная Дума, как и Совет Федераций, принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов (если иное не предусмотрено Конституцией России) по вопросам, входящим в её ведение.