Файл: План Введение Глава Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах Психологопедагогические особенности обучения младших школьников грамматике Глагол как часть речи в лингвистической литературе Выводы по первой главе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


План

Введение…………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах…………………………………………...…………………………...6

1.1.Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике……………………………………………………..6

1.2.Глагол как часть речи в лингвистической литературе…………..14

Выводы по первой главе......................................................................23

Глава 2. Особенности работы над глаголом в начальных классах…………………………………………………………………...…...25

2.1. Состояние проблемы изучения глагола в практике начальной школы………………………………………………………………………...25

2.2.Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)…………………………………..48

Выводы по второй главе……………………………………………..59

Заключение…………………………………………………………….61

Литература……………………………………………………………..64

Введение

Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают и школу, которая также должна измениться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества, то есть в процессе реформирования должна быть создана школа будущего – школа, которая будет функционировать в этом новом тысячелетии.

В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о сформированности навыков грамотного письма школьника.

Школа должна вооружить детей знаниями по русскому языку, научить применять их в речевой практике. При этом очень важно вести обучение родному языку на высоком теоретическом уровне.

Учитывая требования общества, на данный момент одной из важных проблем современной школы является работа над грамматикой родного языка.

Грамматика – самый обширный раздел курса русского языка. И самый значительный: именно грамматика представляет язык в действии, в закономерностях его развития.

Понятие «грамматика» объединяет в себе морфологию, изучающую способы выражения грамматических значений через формы слова, и синтаксис – учение о строе речи, о связи слов в словосочетании и предложении. В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение. Три крупнейших темы: имя существительное, имя прилагательное, глагол – концентрически представлены в каждом из классов начальной школы. Глаголы по числу употребления занимают второе место после существительных, и их парадигма может достигать 200 форм. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем в начальной школе.


Проблемой обучения глаголу в начальных классах занимались Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, О.В. Сосновская и другие.

Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников.

Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. В процессе изучения темы «Глагол» младшие школьники могут допускать ошибки при образовании временных форм глагола, при определении спряжения и т.д. Таким образом, в обучении глаголу в начальных классах наблюдается ряд трудностей. Всё вышеизложенное предопределило выбор темы нашего исследования - «Методика работы над глаголом в начальных классах».

Цель исследования - рассмотреть теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах и составить методику работы над глаголом (на материалах обобщения опыта учителей).

Объект исследования – процесс обучения младших школьников русскому языку.

Предмет исследования – методика работы над глаголом в начальной школе.

Исходя из цели исследования, мы определили задачи:

  1. Изучить психолго-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.

  2. Рассмотреть сущность и понятие «глагол» в лингвистической литературе.

  3. Проанализировать традиционную и альтернативные программы по теме «Глагол».

  4. Составить методику работы над глаголом в начальных классах.

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах

1.1. Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике

Чем старше становится ребёнок, тем всё большее место в его жизни и большую роль в его развитии начинает играть специальная деятельность - учебная.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Отличительная особенность положения школьника, состоит в том, что его учёба является обязательной, общественно значимой деятельностью. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. Её основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Процесс усвоения знаний учащимися не сводится к запоминанию тех фактов, явлений, законов, которые ему передаёт учитель или о которых он прочитал в учебнике. «Усваивать – значит сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного», - писал И.М. Сеченов (61,с.147).



Таким образом, основой учебной деятельности становится слияние, связывание усваиваемого общественного опыта с собственным маленьким личным опытом.

В процессе обучения происходит постоянное изменение опыта ученика, его знания расширяются, содержание понятий обогащается, они приобретают более обобщённый характер, что позволяет широко использовать их при ориентировке в новых жизненных ситуациях, при решении новых задач. Использование полученных знаний помогает более полно и точно отражать существенные стороны изучаемых явлений. Вместе с расширением фонда приобретаемых знаний увеличиваются и возможности мышления, возможности включения новых знаний в разнообразные системы приобретённых ранее знаний, составляющих прежний опыт (6, с.164).

Такое понимание учебной деятельности характеризует ее, прежде всего, как деятельность познавательную. Ребёнок не просто заучивает материал программы, но и познаёт мир, не только настоящий, но и прошлый (30, с.124).

В процессе учения знания даются в дидактически отработанной форме, специально рассчитанной на их более лёгкое и успешное усвоение детьми.

Чтобы овладеть знаниями, слить их с собственным опытом, то есть уметь применять их, ребёнок должен усвоить и различные способы действия с учебным материалом.

Для умственного развития наиболее характерной чертой является не только накопление фонда знаний, но и своего рода фонда умственных приёмов, операций, хорошо отработанных и прочно закреплённых, которые можно отнести к интеллектуальным умениями. Благодаря выработке умственных приемов человек получает возможность правильно пользоваться ими при решении новых познавательных задач (5, с.166).

Освоение разнообразных способов учебной деятельности требует от детей значительной и очень разнообразной активности. Правильная организация умственной активности детей обеспечивает высокую эффективность учебной деятельности, быстрое развитие умственных способностей, наблюдательности и воображения, памяти и волевых качеств личности, учебных и познавательных процессов, высоких нравственных и интеллектуальных чувств (31, с.128).

Уровень умственного развития и связанный с ним уровень усвоения знаний зависят от нескольких переменных: запаса знаний, наличия отработанных мыслительных приёмов и степени сложности задачи. Степень сложности задачи должна приниматься во внимание при выявлении умственного развития учащихся (5, с.170).


В процессе учения проявляются особенности различных сторон личности ученика: его интеллекта, характера и воли, особенности его эмоциональной сферы (5, с.178).

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Для младших школьников характерна острота и свежесть восприятия. Однако оно в начале обучения отличается своеобразными особенностями.

Восприятие в младшем школьном возрасте связано с действиями ребенка. Но эта связь чрезвычайно усложняется теми знаниями, которые ребенок получает в школе, теми многообразными представлениями, которые возникли у него на основе полученных знаний. Процесс обучения постоянно ставит перед учащимися уже с 1 класса задачи, связанные с необходимостью организованного восприятия, задачи обязательного контроля за правильностью и полнотой восприятия согласно поставленной цели. Так постепенно восприятие начинает осознаваться ребенком как особая деятельность, управлять которой необходимо в соответствии с данной ему задачей (29, с.59).

Младший школьный возраст – возраст интеллектуального развития памяти. В этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией (38, с.281).

Память у ребёнка обычно хорошая. Он легко усваивает все новое, конкретное и яркое. Легко запоминает все, что близко его касается. У младшего школьника преобладает механическое запоминание. В этом возрасте все легко заучивается наизусть. Эта особенность используется при заучивании таблиц, правил, алгоритмов.

Характер внимания также зависит от направленности и интересов личности школьника. Внимание школьника носит избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников 1 и 2 классов, обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель.

В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Начальное обучение в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное внимание становится особенно сконцентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение (22, с.133).

Большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Ребенок семи-восьми лет обычно мыслит конкретными категориями, образами, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, выводы, проводить аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться научные понятия (29, с. 67).


Подлинное усвоение учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чём пишется в учебниках, о чём говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

Воображение младшего школьника приобретает самостоятельность. Ребёнок уже может создавать в воображении разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребёнок затрудняется в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки и др. Воображение в жизни ребёнка играет большую роль (38, с.281).

Такие особенности развития познавательных процессов младших школьников послужили поводом для выделения основных принципов обучения, на основе которых должен быть построен учебный процесс.

Основным принципом обучения с точки зрения педагогики является сознательность усвоения учебного материала, т.е. понимание учащимися содержания изучаемого предмета. Предполагается, что ученик не механически заучивает материал или выполняет задание, он должен уметь объяснить, почему задание выполнено так, а не иначе. При изучении грамматики формализм проявляется чаще всего в усвоении категорий и форм в отрыве от смыслового содержания речи, что ведет к механическому запоминанию правила и неумению сознательно применить его. Осознанное усвоение материала, приводит к прочности знаний (35, с.18).

Так, при знакомстве с категорией числа глагола обращается внимание на её смысловую сторону и на формально-грамматическое средство выражения числа. Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к выводу: глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов (55, с. 279).

Современная педагогика выдвигает также в качестве важнейшего принципа учебных занятий наглядность, в особенности на этапе сообщения новых знаний по тому или иному предмету: при этом условии учитель достигает более сознательного усвоения детьми сообщаемых им сведений. Разрабатывая этот вопрос с психологической точки зрения, современная психология выдвинула учение,