Файл: План Введение Глава Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах Психологопедагогические особенности обучения младших школьников грамматике Глагол как часть речи в лингвистической литературе Выводы по первой главе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)

Последовательность работы над глаголом, связь между разделами, объём программного материала, приёмы и средства его изучения в каждом классе определяется задачами изучения данной части речи, её лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников. Основные задачи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение сознательно употреблять глагол в устных и писменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Все эти задачи решаются во взаимосвязи.

Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для этой части речи: временем (настоящим, прошедшим, будущим), числом (единственным и множественным), лицом (1,2,3,) видом (совершенным и несовершенным).

Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.

Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, в практике работы школы используются разнообразные методы, а также формы организации деятельности учащихся и различные средства обучения.

Ведущее место среди последних принадлежит тем, которые, наряду с побуждениями ученика к воспроизводящей репродуктивной деятельности, позволяют включить его в деятельность поисковую, обеспечить обратную связь «ученик - учитель» на всех этапах формирования знаний, умений и навыков. Для этого используются все возможные дидактические пособия (76, с.27).

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку при изучении глагола, является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.


Дубова Т.А. при закреплении и проверке знаний на уроках по изучению глагола проводит игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Суть игры заключается в следующем. В игре участвует весь класс. У детей есть фишки: красные – это «гости», жёлтые – «хозяева». «Хозяева» приглашают «гостя» и предлагают ему задание, написанное на карточке, затем проверяют выполненное задание и ставят оценку.

Можно предложить следующее задание:

Карточка с заданием







Ф.И. «гостя»

Определить время глаголов

Оценка, которую ставит «хозяин»

1.

2.

3.

4.

Сидит ( )

Ходила ( )

Нарисует ( )

Будет рисовать ( )




Детям эта игра очень нравится, так как, кроме всего прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях.

Дидактическая игра помогает учителю оживить уроки русского языка, способствует развитию элементов творчества и самостоятельности (19, с.-93).

Гостева А.А. предлагает использовать на уроках по изучению глагола абак. Он состоит из экрана с окошечками и полосками: лицо, время, спряжение. Полоски легко переставляются.

Работа проводится устно, фронтально, может чередоваться с записью слов в тетради.

У учителя имеется сигнальная карточка – светофор. Если есть ошибка – горит красный свет, который «останавливает» работу. Таким образом осуществляется обратная связь: моментальная информация об ошибках. Абак позволяет установить уровень усвоения материала и сразу же исправить ошибки и, если это необходимо, ещё раз объяснить материал.

Работа ведётся следующим образом: учитель называет глагол, дети определяют лицо, время и спряжение.

Такая работа позволяет эффективно использовать время на уроке. Абак – подвижная игрушка, вызывает интерес к изучаемому, соответствует возрастным особенностям детей. Желание играть вызывает у них непроизвольное внимание

, а, значит, помогает прочному усвоению материала (21,с.-56).

Примерно так может выглядеть абак:



ЛИЦО ВРЕМЯ СПРЯЖЕНИЕ

Серьёзный и большой по объему материал можно давать в игровой, занимательной, увлекательной и доступной для детей форме. Урок призван не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать у них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, надо разнообразить уроки русского языка играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой наглядностью.

Каждая из структурных частей урока выполняет свою функцию в организации учебной деятельности. Признавая роль задач наглядно-обощающего характера, учителя, как нам кажется, недостаточно часто используют их в заключительной части урока – при подведении итога. Но это очень важная и значимая структурная единица урока.

Целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для подведения итога урока – значительный аккорд в учебно-воспитательном процессе. От разнообразия эффективных приёмов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение детьми учебного материала.

Лоншакова А.А. предлагает использовать при подведении итога урока:

      1. зрительную наглядность.

Она уделяет большое внимание оформлению доски: хорошим средством привлечения внимания учащихся являются занимательные рисунки, ребусы, «шифровки», опорные таблицы, графические схемы;

      1. графическую иллюстрацию.

Во многих случаях младшие школьники легко усваивают содержание понятий через абстрактные формы. Они быстро овладевают графикой, системой условных обозначений нашей речи. Например, части речи:

- имя прилагательное, - имя существительное,

- глагол.

Такие человечки, взявшиеся за руки, в графической иллюстрации при изучении темы «Родовые окончания глаголов в прошедшем времени» должны помочь в конце урока напомнить учащимся, что они узнали на этом уроке:


Дети быстро и с удовольствием делают вывод: «Прошедшее время глагола определяется по суффиксу –Л»;

«Глагол в прошедшем времени изменяется по числам»;

«В единственном числе глаголы изменяются по родам»;

«Род глагола в прошедшем времени определяется по роду имени существительного»;

3) зачетную и тестовую формы.

При подведении итога урока интересна и эффективна зачетная форма закрепления изученного в виде игры «Подскажи словечко». Учитель начинает, дети продолжают. Например, при закреплении знаний о глаголе можно использовать на доске рисунок в виде «говорящей» буквы Г.

- являюсь…;

- обозначаю…;

- отвечаю на вопросы…;

- изменяюсь по… и (в прошедшем времени) по…;

- имею…;

- в предложениях чаще всего бываю….

Таким образом, можно «подпитывать» умственную деятельность учащихся в конце урока, предоставив самостоятельно выполнить несколько мыслительных операций (наблюдение, сравнение, сопоставление).

Закрепляя знания по теме «Спряжение», можно подвести итог урока в виде теста. Например, учитель говорит детям:

-Ребята, глагол и местоимение, главные герои сегодняшнего урока, приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданием, которое они предлагают, то узнаете, с каким настроением, прощаясь с нами, они покидают урок. Для этого вы должны из двух ответов каждого задания выбрать правильный, записав его в тетради цифрами 1 или 2.

Глаголы: склоняются –1;

спрягаются –2.

У глаголов при спряжении изменяется: окончание –1;

основа –2.

Укажите глагол 2-го лица: летит –1;

бродишь –2.

Лицо глагола определяется: по местоимению –1;

по предлогу –2.

Учитель показывает таблицу с правильным ответом: 2,1,2,1, переворачивает ее, и дети с удивлением читают: Мы рады!

Такой прием закрепления изученного по теме вызывает у детей чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся(30,с. 40).

Очень эффективны и занимательны уроки, проведённые в нестандартной форме.

Рассохина Н. предлагает провести вводный урок по теме «Глагол» в 3 классе в форме игры- путешествия в королевство «Грамматики».

Учитель рассказывает сказку:

-Жил – был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям, и пошел он по белу свету счастья искать. На пути его ждут испытания. Давайте отправимся вместе с ним и поможем преодолеть трудности.


Учащиеся выполняют задания по подбору глаголов по вопросу, по нахождению глаголов в тексте.

-Совсем скоро мы войдем в сказочное королевство. Там очень красиво, много улиц. Давайте составим в тетради улицу глагола.

Учащиеся подбирают синонимы и антонимы к глаголам.

-Вот мы стоим перед королевством. Но чтобы войти в замок, нам нужно открыть ворота. Нужно вспомнить все, что мы знаем о глаголе.

И вот ворота открылись, и наш герой оказался в сказочном королевстве «Грамматика». Его пригласили работать в предложении, и он согласился. С тех пор глагол работает сказуемым, и улыбка не сходит с его лица: ведь он приносит пользу людям (56, с.16).

Шатилова Г. использует сказки А. С. Пушкина при изучении темы «Спряжение глаголов настоящего времени».

На уроке звучит музыка Г. Свиридова, Н. А. Римского-Корсакова и отрывки из произведений Пушкина, которые используются при выполнении упражнений. Учащиеся находят глаголы, определяют спряжение, повторяют правило написания мягкого знака у глаголов 2 лица после шипящих, восстанавливают текст, подставляют глаголы (74,с. 1).

Власова Л. К. предлагает интегрированный урок русского языка и краеведения в 3 классе на тему «Настоящее время глаголов», используя сведения о родном городе.

Школьники читают рассказ о создании музея, находят в нем глаголы и определяют время. Чтобы спуститься по эскалатору, нужно определить лицо и число глаголов настоящего времени. Учащиеся поют песню о своем городе, затем выписывают глаголы и определяют их форму (15, с 13).

Алексеева Т.В. проводила урок в форме путешествия во времени на космических кораблях.

В классе три ряда парт – это три экипажа. Оказавшись в прошлом времени, ученики находят глаголы прошедшего времени и выделяют суффикс – л -, изменяют глаголы по родам и выделяют окончания. Работая над выборочным диктантом, они попадают в будущее время. Чтобы попасть домой, нужно поставить глаголы в настоящее время. В конце урока учащиеся составляют рассказ, используя глаголы всех времён и определяют число (1,с. 14).

Иванова Л. А. предложила сказочный урок в форме плавания на кораблике – паруснике по станциям. На станции «Вспоминайка» учащиеся повторяют все, что они знают о глаголе. На станции «Сказочная» ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья» о роли частей речи в предложении. Затем учащиеся находят в предложении глаголы и выделяют подлежащее и сказуемое. На станции «Словознание» учитель объясняет значение слова «время» и дети делают фонетический разбор. На станции «Думайка» они распределяют глаголы по временам в 3 столбика. На станции «Угадайка» дети записывают глаголы в неопределенной форме и определяют спряжение. На станции «Здоровья» в ходе физкультминутки они определяют спряжение произносимых учителем глаголов. Урок заканчивается на станции «Итоговая» (25, с. 25).