Файл: Понятие персонала организации и теоретические основы совершенствования мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. потребности существования (existence) - физиологические и иные материальные потребности человека;

  2. потребности родственности (relatedness) - потребности человека в межличностном взаимодействии, отношениях и оценке;

  3. потребности роста (growth) - потребности развития и саморазвития личности.

Согласно теории Альдерфера, движение по удовлетворению потребностей идет не только вверх по иерархии, но и вниз. Полное блокирование или препятствие, встречающееся на пути удовлетворения потребности более высокого уровня (состояние фрустрации), влекут за собой актуализацию потребности более низкого уровня [4, с. 147].

Индивиды склонны ориентироваться на достижение одной из трех ступеней потребностей. Это допущение увеличивает возможность менеджера к мотивации работников.

При экспертной оценке мотивации сотрудников будем основываться на исследовании существующей системы мотивации в организации, в частности - уровня заработной платы данной категории работников по отношению к средней заработной плате в Тульской области, организации корпоративного общения, развития персонала, участия его в принятии решений.

Оценка степени удовлетворения потребностей сотрудников ООО "АлексинТрансГруз" по пяти бальной шкале приведена в таблице 6.


Категория персонала

Потребность в существовании

Потребность в родственности

Потребность в росте

Средняя оценка

Руководители высшего и среднего звена


Высокая (5)


Средняя (3)


Средняя (3)


3,7

Менеджеры по коммерческой работе


Выше средней (4)


Ниже средней (2)


Средняя (3)



3,0

Водители-экспедиторы

Выше средней (4)


Низкая (1)

Ниже средней (2)


2,3

Вспомогательные рабочие


Низкая (1)


Низкая (1)


Низкая (1)


1,0

Табл. 6. Оценка степени удовлетворения потребностей сотрудников

ООО "АлексинТрансГруз"

Таким образом, мы видим, что у всех категорий сотрудников ООО "АлексинТрансГруз" имеет место низкий уровень удовлетворенности трудом, так как значительная часть присущих личности потребностей не находят своего удовлетворения в процессе труда. При этом степень удовлетворения потребностей отличается по категориям сотрудников.
Наиболее высокая удовлетворенность трудом характерна для управленческих работников высшего и среднего звена, имеющих достаточно высокую заработную плату, хорошие условия труда, возможность корпоративного общения, карьерного роста и участия в постановке целей и принятии решений (самовыражение и самореализация).

Водители-экспедиторы, имея достаточно высокую заработную плату, но не имеют доступа к принятию решений по развитию фирмы. Для этой категории работников, как и вспомогательных рабочих, возможности развития и карьерного роста неясны и сомнительны.

Необходимо отметить, что для последних двух категорий сотрудников характерна высокая текучесть кадров, что является, с одной стороны, прямым следствием низкой удовлетворенности трудом, а с другой - негативно сказывается кадровом потенциале компании и достижении ее целей.
В связи с этим, необходимо провести корректировку системы мотивации сотрудников, для чего нужно разработать и обосновать механизмы, в первую очередь, нематериального стимулирования труда сотрудников.

Как показал проведенный анализ мотивационных механизмов, используемых в ООО «АлексинТрансГруз», на предприятии слабо развита нематериальная мотивация труда сотрудников всех категорий.

Вместе с тем, материальные меры не способны в полной мере удовлетворить все личностные потребности персонала, поэтому исходя из результатов проведенного анализа, разработаем инструменты нематериального стимулирования работников. При этом целью в данном случае является дать возможность сотрудникам удовлетворить потребности главным образом в родственности (общение, причастность), а также в росте (личностное развитие, повышение по службе, самоактуализация).
В таблице 7 приведены предложения по внедрению нематериального стимулирования сотрудников ООО "АлексинТрансГруз".


Инструменты нематериальной мотивации

Достигаемый результат

Организация корпоративных мероприятий

Удовлетворение потребности родственности (общение, признание, причастность) и повышение приверженности компании, развитие корпоративной культуры

Создание более комфортных условий труда

Повышение удовлетворенности процессом труда (внутреннее вознаграждение)

Внедрение системы кадрового резерва

Удовлетворение потребности сотрудников в карьерном росте, самоактуализации

Предоставление льгот для отдыха, лечения, спорта при успешной работе компании 

Повышение степени удовлетворения потребности в существовании и корпоративном общении

Поддерживать и поощрять обучение и переподготовку

Удовлетворение потребности в росте, личностном развитии, развитие кадрового потенциала организации

Проводить периодические совещания с подчиненными, обеспечив участие сотрудников в принятии решений

Повышение стремления к достижению корпоративных целей, осознания значимости своего вклада сотрудниками их причастности к интересам компании, обеспечение самовыражения и самореализации

Создавать на рабочих местах обстановку единой команды, внедрить систему командного первенства

Повышение сплоченности, удовлетворение потребности родственности, самовыражения, осознание работниками значимости своего вклада в общее дело


Табл. 7. Предлагаемые элементы нематериального стимулирования сотрудников

ООО "АлексинТрансГруз"
Целью внедрения предложенных рекомендаций является:
1) Повышение степени удовлетворения у сотрудников потребности в существовании как за счет роста заработной платы при достижении целей фирмы, так и за счет получение более свободного доступа к качественному лечению, отдыху, поддержанию здоровья посредством спортивных занятий;

2) повышение степени удовлетворения у сотрудников потребности в родственности как за счет повышения возможности к корпоративному общению, так и за счет развития командных методов работы и вовлечения сотрудников в процессы выработки совместных решений;

3) повышение степени удовлетворения у сотрудников потребности в росте, развитии и самовыражении за счет получения более свободного доступа к получению образования, продвижению по службе, самореализации через достижение высоких результатов работы и участие в делах компании;

4) повышение сплоченности коллектива;

5) повышение приверженности сотрудников фирме, стремления к достижению общекорпоративных целей;

6) развитие кадрового потенциала.



3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ООО «АЛЕКСИНТРАНСГРУЗ»

3.1. Разработка предложений по совершенствованию системы мотивации персонала ООО «АлексинТрансГруз»
Выбор рациональных форм и систем оплаты труда персонала имеет важнейшее социально-экономическое значение для каждого предприятия в условиях рыночных отношений. Формы и системы оплаты труда работников создают на всех уровнях хозяйствования материальную основу развития человеческого капитала, рационального использования рабочей силы и эффективного управления персоналом всех категорий. Вознаграждение персонала за труд или компенсация работникам затрачиваемых усилий играет весьма существенную роль в привлечении трудовых ресурсов на предприятия, в мотивировании, использовании и сохранении необходимых специалистов в организации или на фирме [41, с. 211].

В ООО «АлексинТрансГруз», было замечено, что неэффективная или несправедливая система вознаграждения вызывает у работников неудовлетворенность, как размерами, так и способами определения и распределения доходов, что в конечном итоге приводит к снижению продуктивности труда, нарушению трудовой дисциплины.

Cвязь вознаграждения работников c фактическими результатами производственной деятельности в организации осуществляется с помощью используемых ими форм и систем заработной платы. Они определяют механизм зависимости вознаграждения каждого работника от результативности от трудовой деятельности. В любой организации труд, затраченный конкретным исполнителем, может быть выражен количеством отработанного им рабочего времени или объемом произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. B зависимости oт того, в каких экономических показателях измеряются затраты или результаты труда, принято различать повременную и сдельную формы оплаты труда персонала. При повременной оплате величина вознаграждения работника зависит от фактически отработанного рабочего времени, а при сдельной - от объема выполненных услуг [39, с. 251].

В ООО «АлексинТрансГруз», используется смешанная система заработной платы - одна часть вознаграждения каждого работника зависит от результатов работы группы (как правило, переменная), а другая - от индивидуальных особенностей (постоянная, должностной оклад).


Каждый человек сравнивает себя с другими. Он сравнивает размер своей зарплаты с тем, как оплачивается труд других работников. Если человек ощущает, что его за выполненную работу наградили несправедливо, то это серьезно может ухудшить мотивацию. Политика справедливого вознаграждения имеет достаточно веское основание. В первую очередь, важно знать, что поощрять сотрудников - это значит, предоставить им возможность почувствовать свою значимость. Все хотят знать, как оценивается их труд в сравнении с работой других, и судят, в данном случае, по размеру денежного вознаграждения. Сотрудники сравнивают свой труд с работой других. Нужно учитывать, что полученная заработная плата за сделанную работу человека в большей степени влияет на его мотивацию и самооценку; важно учитывать, как сотрудник будет себя вести, если он заметит несправедливость.

Помимо заработной платы в организации необходимо применить и другое средство мотивации - внутрифирменные льготы:

1) страхование на случай длительной потери трудоспособности;

2) полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;

3) оплата фирмой медицинских услуг;

4) предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента;

5) отпуск;

6) предоставление права пользования транспортом фирмы;

7) питание во время работы;

8) консультирование по юридическим, финансовым и другим проблемам;

9) другие расходы.

Как указывалось ранее, выплата премий, в качестве вознаграждения по результатам трудовой деятельности за период (как правило, в конце каждого месяца), в данной организации находится на достойном уровне. Выплатой премий руководитель может заниматься по своему усмотрению. Но они могут быть как плановыми (премии, выплачиваемые ежегодно, к определенной дате), так и вне плана, связанными с определенными результатами работы сотрудника вне зависимости от периода. Премии выплачиваются ко дню рождения работников, в связи, с получением прибыли и по другим поводам. При распределении среди сотрудников части прибыли используются оба вида мотивации: вызывается чувство сопричастности с делами компании посредством материального вознаграждения. Привязка размера премий к результатам бизнеса позволяет сотрудникам увидеть связь между своей работой и достижениями компании, следовательно, и величиной своей премии.