Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которая представляет собой совокупность предметов материальной культуры, включенной человеком в неживую природу. Ее содержание составляют мосты, дороги, механизмы, здания, сооружения и иные рукотворные изделия. Многие из них гармонично вписываются в природный ландшафт, оставаясь при этом удобными и полезными для жизни людей. В мире создано множество предметов материальной культуры, которые подчеркивают красоту природы, контрастируют с ней в наиболее выигрышных аспектах. Так, например, в русской культуре для постройки церквей традиционно выбирались наиболее живописные места. Чаще всего они подчеркивали специфику ландшафта, красоту природы, отвлекали людей от дум о земных страданиях, согревали и очищали душу.
Однако воздействие человека на природу имеет и негативные стороны.
Техносфера охватила уже около 30% суши и привела к необратимым изменениям многих природных регионов планеты. Так, под воздействием человека меняется направление течения рек, появляются новые водоемы, разрушаются горы. Из недр земли ежегодно извлекается более 100 млрд тонн сырья, то есть более 25 млн тонн на каждого жителя планеты. Количество энергии, приходящейся на душу населения в промышленно развитых странах, в 100 раз превышает биологические потребности поддержания жизни человека. Все возрастающие потребности человечества порождают варварское отношение к природе. Об этом нам все чаще напоминают стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения, смена климата и др.) и надвигающаяся экологическая катастрофа, с первыми признаками которой мы сталкиваемся уже сегодня.
Осознавая угрозу своей гибели, человечество старается сформировать
экологическую культуру населения, восстановить энергоресурсы, чистоту атмосферы и др. К решению этих проблем привлечены крупные мировые организации, которые разрабатывают программы восстановления экологического равновесия, сохранения исчезающих видов растений и животных, а также выживания самого человека.
Прошедшее столетие убедительно показало, что с течением времени взаимная зависимость природы и культуры постоянно усиливается. Речь идет не о количественном разнообразии связей, а о принципиально новом качественном уровне взаимодействия культуры с природой, основанном на более гармоничном и утонченном характере их отношений.
120
Контрольные вопросы
1. Какие процессы характеризуют процесс культурной универсализации?
2. Назовите основные значения процесса глобализации.
3. Что такое модернизация?
4. Назовите основные виды модернизации?
5. Дайте определение понятию глобальные проблемы современности.
6. В чем заключается суть первой алармистской ситуации?
7. Назовите основные группы глобальных проблем и дайте им краткую характеристику.
8. Назовите причины возникновения глобальных проблем.
9. Расскажите о воздействии природы на культуру и наоборот.
Список литературы
1. Анисимов, К. Л. Человек и техника: Современные проблемы / К. Л.
Анисимов. – М., 1995.
2. Арнольдов, А. И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления / А. И. Арнольдов. – М., 2000.
3. Барановский, В. Г. Современные глобальные проблемы / В. Г.
Барановский, А. Д. Багатуров. – М.: Аспект Пресс, 2010.
4. Бердяев, Н. А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. – 1998. – №2.
5. Гудожник, Г. С. Глобальные проблемы в истории человечества / Г. С.
Гудожник, В. С. Елисеева. – М., 1989.
6. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л.
Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.
7. Кравченко, А. И. Культурология. Уч. пособие для вузов / А. И. Кравченко.
– М.: Проспект, 2010.
9. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт., 2011.
10. Культурология. В 2-х т.: энциклопедия / гл. ред. С. Я. Левит. – М., 2007.
11. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Проспект., 2011.
12. Тетерина Е. А. Культурология. Терминологический словарь. – Пенза: Изд.
ПГУ, 2008.
13. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 2010.
121
ГЛОССАРИЙ
Адаптация социокультурная— процесс освоения традиций, норм, обычаев, ценностей другой культуры.
Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого; это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации; процесс приспособления различных социокультурных групп или национальных культур друг к другу путем взаимного заимствования и усвоения тех или иных культурных явлений другой группы или народа.
Аксиология культуры— учение о ценностях культуры, определяющих направленность человеческой деятельности в сфере культуры.
Аллегория — иносказание, выражение какой-либо идеи в виде конкретного образа или скрытого намека.
Анахронизм — пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устаревший взгляд или обычай.
Анимизм – одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения, предметы, явления природы наряду чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом – душой.
Античная культура— древний период в развитии культуры, охватывающий эпохи древнегреческой и древнеримской культур.
Античность – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому
«древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также тех земель, которые находились под их влиянием.
Антропологическая культурология— раздел культурологии, изучающий связи между культурными феноменами и природой человека, психологией и менталитетом отдельных народов.
Антропология— наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и фенотипических вариациях физического строения человека.
122
Антропоморфизм — перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, представление богов в человеческом образе.
Антропоцентризм — тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания.
Артефакт— термин, заимствованный из археологии, обозначающий любой искусственный объект, физический предмет, идею, образ, форму поведения, оценку и т.п.
Архетип— базовая структура мышления, означающая прообраз, первоначальный образ или бессознательную идею, определяющая художественную деятельность людей.
Архитектура — искусство проектировать и строить здания и сооружения, выражающее в художественно-образной форме представление человека о мире.
Аскетизм — ограничение или подавление чувственных, телесных желаний для достижения сосредоточенности духа, свободы от материальных потребностей, обретения сверхъестественных способностей.
Бронзовыйвек— условный период в истории развития человечества, характеризующийся изобретением и широким распространением бронзовых орудий и изделий, пришедших на смену каменным и медным.
Буддизм — одна из трех основных мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. в
Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутама, получившего впоследствии имя Будда (просветленный).
Вандализм — бессмысленное, варварское разрушение культурных ценностей.
Варварство — средняя из трех эпох исторического развития человечества (дикость
— варварство — цивилизация). Также варварство — крайняя, часто бессмысленная жестокость, бескультурье.
Ведизм — древнейшая религия, сформировавшаяся в период с конца II по сер. I тыс. до н. Э. В Индии, основы религии изложены в ведах.
Вестернизация— процесс заимствования ценностей западной культуры народами, исторически не принадлежащими к западной цивилизации.
Византийская культура — первоначально культура неточной римской империи, сформировавшаяся на основе традиций эллинистической культуры и их синтеза с христианской религией.
123
Виртуальный — кажущийся, нереальный.
Вкус— исторически сложившаяся способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в реальной действительности, художественном творчестве, поведении людей и т.д.
Возрождение (ренессанс) — этап в культурном и идейном развитии ряда стран
Европы, который развил идеалы гуманизма и пришел на смену средневековой культуре.
Восточные типы культуры— типы культур, возникшие на Ближнем и Дальнем
Востоке и характеризующиеся преимущественно преобладанием мистических, мифологических, религиозных компонентов.
Гармония— эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность и взаимодействие всех частей и элементов формы.
Гедонизм — этическое учение в древнегреческой философии, признающее целью жизни и высшим благом чувственное наслаждение.
Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становление развивающегося явления.
Геноцид— истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание трудных жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
Герменевтика— наука, изучающая различные способы интерпретации текстов, их понимания.
Глобализация культуры – процесс интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации.
Группы социальные— относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.
Гуманизм
– прогрессивное направление в общественной жизни, характеризующееся защитой достоинства и прав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки деятельности социальных
124 институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношения между людьми.
Даосизм — одно из основных направлений древнекитайской философии, а также религия, выросшая из философии даосизма.
Деизм — религиозно-философское учение, распространенное в XVII - XVIII вв., признающее бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения.
Детерминизм культурный – философская концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.
Децентрализация культуры— перенесение очагов культуры из центра на периферию, борьба с культурной монополией ведомств, организаций и нации.
Джайнизм — одна из религий индии, возникшая в VI в. до н. э. и отрицающая авторитет вед, а также божественную предопределенность каст. Для нее характерен аскетизм и отказ от причинения вреда всему живому.
Диахронный анализ— изучение исторического процесса, последовательно разворачивающегося во времени, фиксирующее поэтапность смены одной исторической формы культуры другой.
Дикость — название первого этапа человеческой истории и культуры, сменившегося варварством.
Динамика культуры– изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.
Дионисийское в культуре— хаотическое, стихийное, необузданное, страстное, иррациональное начало, которое ассоциируется с блаженным восторгом опьянения, весенним пробуждением природных сил.
Дискурсивный
— рассудочный, обоснованный предшествующими рассуждениями, противоположный интуитивному.
Диффузия культурная – распространение особенностей, свойств данной культуры на другие культуры.
Доминирующая культура— совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.
125
Духовная культура— совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, обычаи, традиции и т.д.
Духовность— специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.
Евразийство— направление русской социальной и культурологической мысли 20
– 30-х годов XX в., отстаивавшее идею самобытности России и создавшее концепцию русской культура как неевропейского феномена, который обладает уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку.
Европоцентризм — методологический подход к изучению культуры, основывающийся на идее исключительности, превосходства европейской культуры над другими.
Жанр — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения (например, в живописи — портрет, пейзаж) жанровая живопись — живопись на бытовые темы. Живопись — вид изобразительного искусства, создание картин.
Железный век— период в развитии человеческого общества, наступивший с началом изготовления железных орудий труда и оружия.
Жест— лаконичное, значимое телодвижение, в котором передается определенное состояние человека, отношение его к окружающему миру, а также информация, сообщаемая собеседнику.
Западничество— направление в русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.
Западные типы культуры— типы культуры, возникшие в Древней Греции,
Древнем Риме и Западной Европе и характеризующиеся преимущественным развитием философии и науки.
Знак— материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в качестве заменителя другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, переработки и передачи информации или знаний.
Зооморфизм — представление богов в образе животных, предшествовавшее, а иногда и сопутствовавшее антропоморфизму.
126
Игра— форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается в виде состязания либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.
Идеал— совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей.
Идентификация культурная— отождествление себя человеком с определенной культурной категорией или этнической культурой.
Иероглифы — фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные звуки речи.
Икона
— живописное или рельефное произведение христианского изобразительного искусства, в основе которого лежит духовная образно-смысловая система.
Иконография — систематическое изучение и описание изображений какого-либо сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов; строго определенные правила изображения какого-то сюжета или лица.
Индивидуальность— понятие, характеризующее человека как явление особенное, неповторимое, обладающее своеобразными чертами и отличное от других людей.
Инкультурация – постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им норм, манер, навыков, правил поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры и для определенного исторического периода.
Инновация культурная – впервые появляющиеся в культуре данного общества объекты, институты, нормы, ценности и т. п. в результате изобретения или заимствования из других культур.
Интеграция культурная— процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этническими группами и историко- культурными областями.
Интолерантность— нетерпимость к «чужой» культуре.
Искусство – один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологии как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности; процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически- духовном освоении мира.
127
Историко-культурный тип личности— один из способов социологической классификации творцов личности в соответствии с историческими этапами развития общества и культуры, согласно которому каждому исторически конкретному типу общества присущ один аутентичный тип личности, отличающийся особыми культурными и психологическими чертами.
Историческая периодизация культуры— разделение истории культуры на определенные временные отрезки.
История культуры— научное направление в культурологии, изучающее культуру в развитии с выделением определенных этапов.
Каменный век — древнейшая эпоха развития человеческой культуры — период пользования каменными орудиями труда.
Канон — система правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении, которых должен придерживаться художник в своем творчестве; в музыке — большая хоровая композиция (в православной церкви).
Католицизм — одно из трех наиболее распространенных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в 1054 г.
Классика— образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения культуры, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
Код культуры— система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.
Консерватизм культурный— приверженность сформировавшимся культурным ценностям, нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в культуре.
Однако воздействие человека на природу имеет и негативные стороны.
Техносфера охватила уже около 30% суши и привела к необратимым изменениям многих природных регионов планеты. Так, под воздействием человека меняется направление течения рек, появляются новые водоемы, разрушаются горы. Из недр земли ежегодно извлекается более 100 млрд тонн сырья, то есть более 25 млн тонн на каждого жителя планеты. Количество энергии, приходящейся на душу населения в промышленно развитых странах, в 100 раз превышает биологические потребности поддержания жизни человека. Все возрастающие потребности человечества порождают варварское отношение к природе. Об этом нам все чаще напоминают стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения, смена климата и др.) и надвигающаяся экологическая катастрофа, с первыми признаками которой мы сталкиваемся уже сегодня.
Осознавая угрозу своей гибели, человечество старается сформировать
экологическую культуру населения, восстановить энергоресурсы, чистоту атмосферы и др. К решению этих проблем привлечены крупные мировые организации, которые разрабатывают программы восстановления экологического равновесия, сохранения исчезающих видов растений и животных, а также выживания самого человека.
Прошедшее столетие убедительно показало, что с течением времени взаимная зависимость природы и культуры постоянно усиливается. Речь идет не о количественном разнообразии связей, а о принципиально новом качественном уровне взаимодействия культуры с природой, основанном на более гармоничном и утонченном характере их отношений.
120
Контрольные вопросы
1. Какие процессы характеризуют процесс культурной универсализации?
2. Назовите основные значения процесса глобализации.
3. Что такое модернизация?
4. Назовите основные виды модернизации?
5. Дайте определение понятию глобальные проблемы современности.
6. В чем заключается суть первой алармистской ситуации?
7. Назовите основные группы глобальных проблем и дайте им краткую характеристику.
8. Назовите причины возникновения глобальных проблем.
9. Расскажите о воздействии природы на культуру и наоборот.
Список литературы
1. Анисимов, К. Л. Человек и техника: Современные проблемы / К. Л.
Анисимов. – М., 1995.
2. Арнольдов, А. И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления / А. И. Арнольдов. – М., 2000.
3. Барановский, В. Г. Современные глобальные проблемы / В. Г.
Барановский, А. Д. Багатуров. – М.: Аспект Пресс, 2010.
4. Бердяев, Н. А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. – 1998. – №2.
5. Гудожник, Г. С. Глобальные проблемы в истории человечества / Г. С.
Гудожник, В. С. Елисеева. – М., 1989.
6. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л.
Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.
7. Кравченко, А. И. Культурология. Уч. пособие для вузов / А. И. Кравченко.
– М.: Проспект, 2010.
9. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт., 2011.
10. Культурология. В 2-х т.: энциклопедия / гл. ред. С. Я. Левит. – М., 2007.
11. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Проспект., 2011.
12. Тетерина Е. А. Культурология. Терминологический словарь. – Пенза: Изд.
ПГУ, 2008.
13. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 2010.
121
ГЛОССАРИЙ
Адаптация социокультурная— процесс освоения традиций, норм, обычаев, ценностей другой культуры.
Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого; это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации; процесс приспособления различных социокультурных групп или национальных культур друг к другу путем взаимного заимствования и усвоения тех или иных культурных явлений другой группы или народа.
Аксиология культуры— учение о ценностях культуры, определяющих направленность человеческой деятельности в сфере культуры.
Аллегория — иносказание, выражение какой-либо идеи в виде конкретного образа или скрытого намека.
Анахронизм — пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устаревший взгляд или обычай.
Анимизм – одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения, предметы, явления природы наряду чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом – душой.
Античная культура— древний период в развитии культуры, охватывающий эпохи древнегреческой и древнеримской культур.
Античность – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому
«древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также тех земель, которые находились под их влиянием.
Антропологическая культурология— раздел культурологии, изучающий связи между культурными феноменами и природой человека, психологией и менталитетом отдельных народов.
Антропология— наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и фенотипических вариациях физического строения человека.
122
Антропоморфизм — перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, представление богов в человеческом образе.
Антропоцентризм — тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания.
Артефакт— термин, заимствованный из археологии, обозначающий любой искусственный объект, физический предмет, идею, образ, форму поведения, оценку и т.п.
Архетип— базовая структура мышления, означающая прообраз, первоначальный образ или бессознательную идею, определяющая художественную деятельность людей.
Архитектура — искусство проектировать и строить здания и сооружения, выражающее в художественно-образной форме представление человека о мире.
Аскетизм — ограничение или подавление чувственных, телесных желаний для достижения сосредоточенности духа, свободы от материальных потребностей, обретения сверхъестественных способностей.
Бронзовыйвек— условный период в истории развития человечества, характеризующийся изобретением и широким распространением бронзовых орудий и изделий, пришедших на смену каменным и медным.
Буддизм — одна из трех основных мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. в
Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутама, получившего впоследствии имя Будда (просветленный).
Вандализм — бессмысленное, варварское разрушение культурных ценностей.
Варварство — средняя из трех эпох исторического развития человечества (дикость
— варварство — цивилизация). Также варварство — крайняя, часто бессмысленная жестокость, бескультурье.
Ведизм — древнейшая религия, сформировавшаяся в период с конца II по сер. I тыс. до н. Э. В Индии, основы религии изложены в ведах.
Вестернизация— процесс заимствования ценностей западной культуры народами, исторически не принадлежащими к западной цивилизации.
Византийская культура — первоначально культура неточной римской империи, сформировавшаяся на основе традиций эллинистической культуры и их синтеза с христианской религией.
123
Виртуальный — кажущийся, нереальный.
Вкус— исторически сложившаяся способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в реальной действительности, художественном творчестве, поведении людей и т.д.
Возрождение (ренессанс) — этап в культурном и идейном развитии ряда стран
Европы, который развил идеалы гуманизма и пришел на смену средневековой культуре.
Восточные типы культуры— типы культур, возникшие на Ближнем и Дальнем
Востоке и характеризующиеся преимущественно преобладанием мистических, мифологических, религиозных компонентов.
Гармония— эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность и взаимодействие всех частей и элементов формы.
Гедонизм — этическое учение в древнегреческой философии, признающее целью жизни и высшим благом чувственное наслаждение.
Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становление развивающегося явления.
Геноцид— истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание трудных жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
Герменевтика— наука, изучающая различные способы интерпретации текстов, их понимания.
Глобализация культуры – процесс интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации.
Группы социальные— относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.
Гуманизм
– прогрессивное направление в общественной жизни, характеризующееся защитой достоинства и прав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки деятельности социальных
124 институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношения между людьми.
Даосизм — одно из основных направлений древнекитайской философии, а также религия, выросшая из философии даосизма.
Деизм — религиозно-философское учение, распространенное в XVII - XVIII вв., признающее бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения.
Детерминизм культурный – философская концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.
Децентрализация культуры— перенесение очагов культуры из центра на периферию, борьба с культурной монополией ведомств, организаций и нации.
Джайнизм — одна из религий индии, возникшая в VI в. до н. э. и отрицающая авторитет вед, а также божественную предопределенность каст. Для нее характерен аскетизм и отказ от причинения вреда всему живому.
Диахронный анализ— изучение исторического процесса, последовательно разворачивающегося во времени, фиксирующее поэтапность смены одной исторической формы культуры другой.
Дикость — название первого этапа человеческой истории и культуры, сменившегося варварством.
Динамика культуры– изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.
Дионисийское в культуре— хаотическое, стихийное, необузданное, страстное, иррациональное начало, которое ассоциируется с блаженным восторгом опьянения, весенним пробуждением природных сил.
Дискурсивный
— рассудочный, обоснованный предшествующими рассуждениями, противоположный интуитивному.
Диффузия культурная – распространение особенностей, свойств данной культуры на другие культуры.
Доминирующая культура— совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.
125
Духовная культура— совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, обычаи, традиции и т.д.
Духовность— специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.
Евразийство— направление русской социальной и культурологической мысли 20
– 30-х годов XX в., отстаивавшее идею самобытности России и создавшее концепцию русской культура как неевропейского феномена, который обладает уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку.
Европоцентризм — методологический подход к изучению культуры, основывающийся на идее исключительности, превосходства европейской культуры над другими.
Жанр — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения (например, в живописи — портрет, пейзаж) жанровая живопись — живопись на бытовые темы. Живопись — вид изобразительного искусства, создание картин.
Железный век— период в развитии человеческого общества, наступивший с началом изготовления железных орудий труда и оружия.
Жест— лаконичное, значимое телодвижение, в котором передается определенное состояние человека, отношение его к окружающему миру, а также информация, сообщаемая собеседнику.
Западничество— направление в русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.
Западные типы культуры— типы культуры, возникшие в Древней Греции,
Древнем Риме и Западной Европе и характеризующиеся преимущественным развитием философии и науки.
Знак— материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в качестве заменителя другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, переработки и передачи информации или знаний.
Зооморфизм — представление богов в образе животных, предшествовавшее, а иногда и сопутствовавшее антропоморфизму.
126
Игра— форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается в виде состязания либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.
Идеал— совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей.
Идентификация культурная— отождествление себя человеком с определенной культурной категорией или этнической культурой.
Иероглифы — фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные звуки речи.
Икона
— живописное или рельефное произведение христианского изобразительного искусства, в основе которого лежит духовная образно-смысловая система.
Иконография — систематическое изучение и описание изображений какого-либо сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов; строго определенные правила изображения какого-то сюжета или лица.
Индивидуальность— понятие, характеризующее человека как явление особенное, неповторимое, обладающее своеобразными чертами и отличное от других людей.
Инкультурация – постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им норм, манер, навыков, правил поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры и для определенного исторического периода.
Инновация культурная – впервые появляющиеся в культуре данного общества объекты, институты, нормы, ценности и т. п. в результате изобретения или заимствования из других культур.
Интеграция культурная— процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этническими группами и историко- культурными областями.
Интолерантность— нетерпимость к «чужой» культуре.
Искусство – один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологии как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности; процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически- духовном освоении мира.
127
Историко-культурный тип личности— один из способов социологической классификации творцов личности в соответствии с историческими этапами развития общества и культуры, согласно которому каждому исторически конкретному типу общества присущ один аутентичный тип личности, отличающийся особыми культурными и психологическими чертами.
Историческая периодизация культуры— разделение истории культуры на определенные временные отрезки.
История культуры— научное направление в культурологии, изучающее культуру в развитии с выделением определенных этапов.
Каменный век — древнейшая эпоха развития человеческой культуры — период пользования каменными орудиями труда.
Канон — система правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении, которых должен придерживаться художник в своем творчестве; в музыке — большая хоровая композиция (в православной церкви).
Католицизм — одно из трех наиболее распространенных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в 1054 г.
Классика— образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения культуры, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
Код культуры— система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.
Консерватизм культурный— приверженность сформировавшимся культурным ценностям, нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в культуре.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12