Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9 представления о культурном становлении и бытии человека, о соотношении человека и природы в наиболее общих принципах и значениях этих понятий.
Любая наука изучает и объясняет какую-нибудь выделенную из общей массы группу явлений. Для культурологии объектом изучения является культура. Кроме объекта, любую науку характеризует ее предмет. Например, у анатомии, патологии и физиологии может быть один объект – человек. Но анатомия изучает строение его организма, патология – отклонения, болезни, которым человек подвержен, а физиология – процессы, протекающие в органах, тканях, клетках, раскрывает законы функционирования организма. То есть предмет – это ракурс, с которого наука смотрит на свой объект, то, что она старается в нем понять.
Относительно предмета культурология может быть разделена на две составные части: теорию культуры (в узком смысле) и историю культуры.
Предметом культурологии (в узком смысле) являются общие закономерности функционирования культуры, законы ее развития, т.е. теоретическое осмысление культуры как самостоятельного феномена, взятого достаточно абстрактно.
Предметом истории культуры является изучение конкретных исторических форм культуры (культура Англии, культура России и т.д.).
Таким образом, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, которые присутствуют во всех культурах человечества.
Косновнымзадачам культурологии относятся следующие:
• наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;
• изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
• определение места и роли человека в культурных процессах;
• разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
• взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
• изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
• исследование развития отдельных культур.
Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание.
Для этого необходимо выявить и проанализировать следующие элементы:
• факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;
• связи между элементами культуры;
• динамику культурных систем;
• способы производства и усвоения культурных феноменов;
• типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы
(культурные коды);
• культурные коды и коммуникации между ними.


10
Итак, культурология – это молодая наука, находящаяся еще на стадии становления. Большим препятствием для ее дальнейшего развития является отсутствие у дисциплины четко определенного предмета исследования, который просматривается в других научных дисциплинах – истории, социологии, психологии, антропологии, искусствоведении и др.
2. Структура и состав культурологического знания
В настоящее время существует множество представлений о культурологии, которые можно объединить в три основных подхода:
1.
Культурология рассматривается как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Главным моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.
2.
Культурология представляется как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом. Существует и обратная позиция, согласно которой она является частью философии культуры, изучающей проблему многообразия культур. В данном случае возможно отождествление с культурологией культурной антропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.
3.
Культурология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина. Это предполагает определение предмета и методов исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
В соответствии с задачами культурологической науки, все ее знания подразделяются на два вида: фундаментальные и прикладные, которые и определяют структуру культурологии как науки:
• фундаментальнаякультурология – выявляет общие закономерности развития культуры и изучает культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни и ее проявлений;
• прикладнаякультурология – разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики.
Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты, к которым относятся государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, разнообразные общественные организации (политические партии, профсоюзы), воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристические структуры, вся система физкультуры и профессионального спорта. Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества.


11
Культурология возникла на стыке истории, философии, психологии, антропологии (учении о человеке), этнологии (учении о народе), этнографии (науки о культуре и быте народов мира), искусствоведения, семиотики (науки о свойствах знаковых систем), лингвистики, информатики и т.д.
Поэтому, говоря о структуре современной культурологии, можно выделить следующие составные части: философию культуры, историю культуры, культурантропологию, социальную антропологию, психологию культуры.
1. Философия культуры – выступает как общая теория культуры, исследующая культуру через ее наиболее существенные и общие черты. Она вычленяет сущность культуры, ее отличия от природы, изучает структуру, функции, роли культуры, ее ведущие тенденции. Культурология, выделяясь из философии и опираясь на достижения конкретных наук, сохраняла потребность в обосновании собственного предмета познания, что и брала на себя философия культуры. Она является основой культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможность различной трактовки природы культуры. Философия культуры
(культурофилософия) культуры занята поиском смыслов, определяющих характер бытия человека.
2. История культуры– изучает конкретные исторические типы культур, их события и достижения, зарождение и функционирование коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей, а также культурно-историческую типологию сообществ. Формирование культуры протекает в рамках общего исторического процесса, подчинено его фундаментальным законам; однако история культуры имеет специфические особенности, поскольку ряд процессов культурного развития не полностью совпадает с общими тенденциями и хронологией социальной истории.
3. Культурантропология – изучает конкретные ценности, традиции, опредмеченные результаты культурной деятельности, механизмы передачи культурных навыков от человека к человеку. Культурная антропология большое внимание уделяет проблемам рассмотрения этнических культур. Для выработки единой теории культуры необходим анализ этнических общностей (на основании обычаев, системы родства, образа жизни). Культурная антропология показывает взаимоотношение внутри различных культур, между типами культур, процесс аккультурации (подчинение, попадание одной культуры в зависимость от другой).
4. Социальная антропология– исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, которые способствуют процессу социализации человека.
5. Психология культуры –изучает индивидуальные особенности отношения личности к культуре, своеобразие духовного поведения человека, культурно- исторические типы личности. Психология культуры рассматривает, каким образом культура отражает внутренний мир человека, способствует формированию и развитию человека как субъекта культурной деятельности, изучает личность как создателя и потребителя культуры.


12
Таким образом, структура культурологии достаточно сложна и еще окончательно не сформировалась. Тем не менее, все вышеперечисленные элементы структуры современного культурологического знания позволяют решить важнейшие задачи культурологии: сохранить и транслировать культуру. С помощью структурных единиц культурологии возможен переход от многообразия проявлений культуры к ее сущности, от описания к анализу и синтезу. Это позволяет теоретически охарактеризовать культуру как систему, которая может воспроизводить себя в историческом пространстве и времени.
3. Методы культурологических исследований
Любая наука предполагает наличие своего организующего начала, которым обычно выступает ее инструментарий исследования. Им является метод познания, который понимается как совокупность приемов теоретического освоения действительности.
В науке не существует универсального метода, применяемого для решения любых задач. Каждый из применяемых методов имеет свои достоинства и недостатки и может решать только определенные, соответствующие ему проблемы.
Поэтому правильность выбора метода составляет одну из важных задач любой науки. Для культурологии данная закономерность также имеет важное значение.
Сложность предмета культурологии, а также ее взаимосвязь с другими науками обусловили разнообразие используемых в ней методов для изучения феномена культуры. Методы, которые используются в культурологии, основаны на общефилософской методологии, направлены на постижение сущности культуры и построение целостного знания о ней.
Культурология использует многие методы социогуманитарного познания, некоторые из которых являются собственно культурологическими. Их можно разделить на две группы: общие и частные.
К общим методам культурологии относятся следующие:
• диалектический
– предполагает рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения;
• системный – позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой тесно взаимодействуют и находятся в единстве;
• структурно-функциональный – тесно связан с системным методом и применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого элемента в ее функционировании;
• компаративный – историческое изучение и сравнение культур в процессе их взаимодействия по какому-либо основанию, признаку, а также установление закономерностей развития двух или нескольких культур. Раскрываются в основном внешние связи культуры, выявляются ее общие и особенные черты;
• типологический – сравнение культур с целью обобщения их характеристик.
Данный метод предполагает изучение структуры культуры путем восхождения от


13 абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса;
Помимо указанных общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры могут применяться частные методы:
• культурантропологический – рассматривает механизм передачи культурных навыков от человека к человеку;
• семиотический – основан на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) любого культурного объекта;
• герменевтический – связан с толкованием сложных, многозначных текстов, нацелен не только на знание, но и на понимание феномена культуры;
• биографический – изучение культуры как характеристики человека и особенностей личности, как «меры человеческого в человеке»;
• исторический – анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого культурного явления;
• диахронический – изложение явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности;
• синхронистический – анализ культурных объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон;
• археологический – исследование материальных предметов, добытых в результате раскопок, дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры;
• психологический – ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.
В процессе культурологического анализа также используютсяметоды полевой этнографии – описание, классификация, наблюдение, открытые интервью и т.п.
Перечень вышеназванных методов можно продолжить, но необходимо помнить о том, что, изучая то или иное культурное явления, необходимо использовать не один, а несколько методов, которые будут дополнять друг друга.
Таким образом, культурология – комплексная наука о культуре, рисующая целостную картину культуры мира и ее составляющих культурных элементов. В нынешнем ее видении она представляется как наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом.
Контрольные вопросы
1. В чем специфика становления культурологии как научной и учебной дисциплины?
2. Какие науки заложили фундамент культурологии?
3. Назовите основные подходы к рассмотрению культурологии.
4. Какие разделы входят в структуру культурологической науки?
5. Каковы цели и задачи фундаментальной и прикладной культурологии?