Файл: Методические указания по выполнению лабораторных работ Для обучающихся (очная форма обучения) по направлению подготовки 09. 03. 03 Прикладная информатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
Задание 3. Запустите проект на выполнение; убедитесь в появлении сообщения об отсутствии стартового модуля
Для добавления к проекту нового модуля необходимо нажать кнопку Новый (либо комбинацию клавиш

Ctrl+Alt+N; для тех, кто не очень уверенно работает с компьютером: комбинация клавиш означает одновременное их нажатие. Следует нажать и удерживать клавишу Ctrl, затем не отпуская её, нажать и удерживать клавишу Alt, и наконец нажать клавишу N)
В открывшемся диалоговом окне следует указать имя нового модуля:
Имя одного модуля может совпадать с именем проекта; все имена модулей в одном проекте должны быть уникальным. К имени модуля предъявляются следующие требования
(назначить модулю неправильное имя среда не позволит):
Буквы могут быть как английские, так и русские; подчёркивание рассматривается как буква, но начинать с неё имена переменных и модулей не рекомендуется.
Задание 4. Добавьте к проекту модуль e_1. Запустить проект на выполнение.
Единственное изменение состоит в том, что в строке состояния появилось сообщение:
Первый (и пока единственный) модуль является стартовым по умолчанию.
Стартовый модуль выделяется среди остальных начертанием имени – оно обозначено жирным курсивом. Можно сменить стартовый модуль, используя кнопки на ленте, а можно использовать контекстное меню (которое можно вызвать щелчком правой клавиши мыши по имени модуля).

13
После выполнения двойного щелчка на имени модуля в левой части окна появляется новая вкладка с тем же именем, под ярлычком – свободное поле. В это поле будет введён текст программы (так называемый исходный код). Текста пока нет и курсор (вертикальная чёрточка) находится в левом верхнем углу. В нижней части поля расположена область вывода подсказок и комментариев.
Для начала набора программы следует вставить оператор «модуль», который является обязательным. Для вставки следует нажать комбинацию клавиш Ctrl + пробел.
Появляется подсказчик, который позволяет выбрать требуемый оператор среди всех возможных для данной ситуации:

14
Переход между вариантами осуществляется с помощью клавиш управления курсором (стрелки «вверх» и «вниз»), выбор – нажатием клавиши Enter или щелчком мыши.
Задание 5. Вставьте оператор «текст», отредактируйте комментарий так, как показано на рисунке. Запустите проект на выполнение – убедитесь, что вставка комментария не повлияла на выполнение программы.
Оператор «текст» (он же – комментарий) выделяется в редакторе символами #
(решётка) слева и справа. Комментарии хранятся в тексте программы, но на её выполнение влияния не оказывают. Комментарии пишут для того, чтобы делать пояснения в коде.
Внимание!
Если Вы собираетесь стать программистом – приучайтесь комментировать создаваемый
Вами код. Время от времени приходится возвращаться к своей старой программе, но без комментариев трудно (иногда даже невозможно!) вспомнить, что это за программа, как она работает и почему именно так.
Обязательно записывайте в код
 условия программы
 требования к данным
 пояснения логики отдельных фрагментов кода.
Среда Semantic IDE предназначена не только для написания программ, но и для создания учебных курсов, поэтому для обеспечения наглядности текст комментария можно форматировать и даже вставлять гиперссылки, рисунки и таблицы. При нахождении курсора в области комментария появляется панель инструментов для работы с текстом.
Комментарии используются также для того, чтобы временно исключить из программы некоторые операторы (инструкции исполнителю Компьютер). В большинстве интегрированных сред закомментированный текст можно раскомментировать – если


15 выяснится, что этот оператор всё-таки необходим.
Внимание!
Semantic IDE также позволяет исключать и возвращать часть кода (но не ставленого из буфера обмена произвольного текста! Только код, который не подвергался
редактированию! Отредактированный комментарий вернётся к первобытному виду после того, как оператор будет раскомментирован). Если же проект был сохранён, то текст так
и останется комментарием навсегда.
Задание 6. Добавьте оператор «модуль».
Запустите проект на выполнение – убедитесь, что вставка пустого оператора «модуль» не повлияла на выполнение программы.
Традиционно принято начинать уроки программирования с программы, выводящей на экран надпись «Hello, World!» , русский аналог – «Привет, мир!»
Для вывода чего бы то ни было необходимо использовать оператор вывода, его формат (в данном контексте формат – правила записи оператора):
Оператор представляет собой ключевое слово «вывести», после которого через пробел указывается, что именно надо вывести. В нашем случае это строковая константа
«Hello, World!», но может быть и числовая константа (целое число или десятичная дробь), а также переменная (но о переменных – позже) . Строковые константы ограничиваются при написании в коде двойными кавычками (“вот такими” – константа тут расположена между кавычками, кавычки в константу не входят).
Итак, для того, чтобы написать оператор вывода, необходимо установить курсор между ключевыми словами «начало» и «конец», вызвать подсказчик (Ctrl + пробел).
Но можно начать набирать ключевое слово самостоятельно – при первой же букве подсказчик появится, причём выделено будет именно то слово, которое начиналось на набранные буквы.
Внимание!
Язык Semantic чувствителен к регистру – то есть различает прописные и строчные буквы, поэтому нельзя писать ключевые слова заглавными буквами (а также
«заборчиком» или просто начинать с большой буквы ) – тогда это слово перестанет быть ключевым (то есть компьютер перестанет его понимать как команду, а будет понимать как не представленную ему переменную – и сообщит об ошибке)


16 гласившись с подсказчиком, получим шаблон оператора вывода.
В поле подсказок среда объяснит нам, что она понимает под операндом, а ниже можно видеть сообщения об ошибке «Переменная “” не объявлена».
Задание 7. Добавьте оператор «вывести».
Запустите проект на выполнение – убедитесь, что программа с ошибкой не транслируется
В данном случае нам нужна не переменная, а строковая константа, поэтому следует набрать кавычку (если в русской раскладке, то на клавише, «посвящённой» цифре «2» –
Shift+2; если в английской – то Shift+Э).
Кавычки (а также круглые и квадратные скобки) в языках программирования обязательно требуют пару. Начинающие программисты часто об этом забывают, особенно если выражение содержит много вложенных друг в друга скобок. Обычная система программирования укажет на ошибку, однако исправлять её придётся программисту.
Поэтому Программисты кавычки и скобки сразу ставят парами – открыли, закрыли, а

17 внутрь впишем то, что надо. Система Semantic IDE при наборе одной кавычки сразу же создаёт ей пару, при наборе открывающей скобки – добавляет закрывающую (правда, и
удаляет их она тоже парами).
Задание 8. Добавьте в оператор «вывести» операнд – строковую константу «Привет, мир!». Запустите проект на выполнение – убедитесь, что программа работает: в консоли
(правый нижний угол) отображается имя выполняющегося модуля и результат работы.
Задание 9. Добавьте ещё один оператор «вывести» с операндом – строковой константой «Hello, World!». Запустите проект на выполнение – убедитесь, что программа работает
Однако в консоли видно, что две строки склеились в одну. Это произошло потому, что оператор «вывести» не переводит каретку (то есть не переходит после вывода в начало новой строки). Разделить результаты вывода можно, если воспользоваться символом

18 перехода на новую строку “\n” (тот же результат даёт русская буква “\н”).
Поздравляем с первой созданной Вами программой!
Задание 10. Добавьте ещё один оператор «вывести» – так, чтобы вывод второй фразы происходил на новой строке. Запустите проект на выполнение – убедитесь, что программа работает правильно
Теперь проект можно просто закрыть – через вкладку Проект, если Вы планируете поработать над другим проектом, или кнопкой закрытия в правом верхнем углу – вместе со всей средой, если решили отдохнуть. Проект автоматически сохраняется.
Однако иногда полезно сохранить проект и под новым именем, например, если Вы собираетесь поэкспериментировать и нужно иметь резервную копию. Для этой цели служит команда вкладки Проект «Сохранить как»
Задание 11. Сохраните проект с новым именем Primer – на рабочем столе. Новую папку создавать не обязательно указать путь и ввести имя.
Убедитесь, что имя проекта изменилось, а имя модуля осталось неизменным. Убедитесь, что на Рабочем столе появилась папка Primer с файлами

Primer.prj – файл проекта
 е_1.sl – файл модуля Закройте интегрированную среду.
Запустите среду заново, откройте проект Primer.
Запустите проект на выполнение – убедитесь, что программа работает правильно


Контрольные вопросы
1.
Как запустить интегрированную среду Semantic IDE.
2.
Как создать новый проект?
3.
Зачем проекту имя?
4.
Какие имена допустимы для проекта?
5.
Какое расширение имеет проект?
6.
Как добавить модуль?
7.
Какие имена допустимы для модуля?
8.
Какое расширение имеет модуль?
9.
Что такое «стартовый модуль»? Как сделать модуль стартовым?
10.
Что такое «оператор»? Каким образом можно добавлять оператор? Как удалить оператор?
11.
Что такое «комментарий»? Как создать комментарий в среде Semantic IDE.
12.
Что такое “строковая константа»?
13.
Как вывести на экран сообщение?
14.
Как обеспечить вывод сообщения с новой строки?
15.
Как запустить проект на выполнение?
16.
Как сохранить проект?
17.
Как открыть сохранённый проект?

20
Лабораторная работа № 1.2
РЕАЛИЗАЦИЯ ТИПОВЫХ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ
Цель работы: знакомство с понятиями «переменная», «тип данных», «арифметическое выражение»
1.
Краткая теория
В лабораторной работе №1.1 была создана программа, которая всегда делает одно и то же – выводит надписи «Привет, мир!» и «Hello, World!». Пользы от такой программы немного, поэтому разработаем более полезный проект, позволяющий рассчитывать площадь треугольника, если известны длины его сторон.
Составление арифметических выражений
Разработать проект, позволяющий рассчитывать площадь треугольника, если известны длины его сторон
Постановка задачи.
Даны три числа (a, b, c) – стороны треугольника.
Найти площадь число S – площадь треугольника.
Математическая модель
Рис. 1.1.
Рисунок к задаче, позволяющей рассчитать площадь треугольника
Для вычисления площади можно воспользоваться формулой Герона
=
( − )( − )( − ), где
2
c
b
a
p



- периметр треугольника.
Алгоритм нахождения площади треугольника:
1. Сообщить компьютеру значения чисел a, b, c.
2. Вычислитьполупериметр p.
3. Вычислить площадь S.
4. Сообщить результат.
На рисунке 1.2 представлен алгоритм в графической форме.

21
Рис. 1.2.
Блок-схема алгоритма нахождения площади треугольника
В этом алгоритме нельзя поменять местами ни одной строки – нельзя проводить расчёт площади, если неизвестны полупериметр и стороны. Полупериметр без значений сторон тоже вычислить не получится.
В Semantic переменная должна быть объявлена – то есть, сообщены имя переменной и её тип (целый, вещественный и другие) раньше, чем с ней будут производить какие-либо действия.
Переменная должна быть инициализирована – то есть иметь определённое значение.
Чтобы вычислить полупериметр, необходимо сначала сложить числа a, b, c, а результат поделить на 2. Или, что с точки зрения математики, умножить на 0,5. Но умножение в компьютере происходит быстрее, чем деление, поэтому в переменную p надо положить (или присвоить ей) значение арифметического выражения 0.5*(a+b+c).
Внимание!
1.
У вещественных чисел дробная часть традиционно отделяется не запятой, как в
России, а точкой, как в Англии и Америке.
2.
Скобки ставить обязательно, потому что по смыслу задачи сначала надо вычислить сумму, а сложение, как и вычитание, имеет более низкий приоритет (то есть выполняется в последнюю очередь по сравнению с делением или умножением. Поэтому нужны скобки. Без скобок знак умножения распространялся бы только на ближайшую к знаку умножения * переменную a.
Знак умножения при программировании писать обязательно.
Для вычисления квадратного корня используется функция sqrt. Аргумент указывается в круглых скобках после имени функции.
Semantic IDE имеет две математические библиотеки: Математика (имена функций написаны по-русски) и Math – привычные нам sin, cos и ряд других.
При вызове функции следует сначала указать имя библиотеки, а после точки – имя функции.
Так выглядит вызов функции для вычисления синуса от числа 0.5: Math.Sin(0.5)
Рассмотрим создание программы на языке Semantic.