Файл: Методические указания по выполнению лабораторных работ Для обучающихся (очная форма обучения) по направлению подготовки 09. 03. 03 Прикладная информатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
Пример 1. Запустите среду, создайте и сохраните проект Lab_1. Создайте модуль.
Обязательно внесите в текст программы комментарий, содержащий условия задачи.
Вставьте оператор «модуль».
Подключение математической библиотеки осуществляется с помощью оператора подключить. Такой оператор может быть вставлен только до ключевого слова «начало», с которого начинается выполнение программы.
Подсказчик позволяет выбрать нужный оператор из допустимых для данного случая:
После того, как оператор «подключить» вставлен, нужно указать имя подключаемого модуля, а пока окно выглядит так:
Если начать набирать имя, то снова появится подсказчик, позволяя выбрать нужную библиотеку из числа имеющихся:
Пример 2. Подключите математическую библиотеку
Теперь переходим к блоку исполняемых операторов. В этой части программы подсказчик предложит другое меню, из которого следует выбрать оператор «переменная».
Необходимо указать тип переменной – вещественная.
Затем переменной нужно дать имя:
Имена переменным следует давать осмысленные, говорящие о назначении этой переменной. Удачно выбранные имена переменных облегчают понимание смысла программы, а значит, упрощают работу над ней. Объявленные переменные будут выводиться в подсказчике как возможные варианты для выбора операнда.

23
Пример 3. Объявите переменные для длин сторон треугольника. Объявите переменную для полупериметра.
Если после имени переменной p набрать символ = , то вместо него справа от переменной появится неделимая комбинация := , означающая, что переменная объявлена
одновременно с инициализацией. Выражение, записанное справа после знака := будет вычислено и его значение помещено в переменную, расположенную слева.
В процессе набора строки имена переменных выделились красным цветом, внизу появились сообщения об ошибках:
Чтобы исправить ситуацию, надо поставить курсор на строку, где объявлена переменная a и нажать Enter, появится пустая строка, в которой следует записать оператор вывода, приглашающий пользователя ввести значение соответствующей переменной.
Чтобы пользователь мог ввести значение. Необходим оператор ввода, его формат
Вместо слова операнд следует ввести имя переменной.
Пример 4. Напишите команды для ввода переменных (длин сторон треугольника) с приглашением. Объявите с инициализацией переменную для полупериметра.
После объявления переменной S для площади необходимо её инициализировать
Пример 5. Объявите с инициализацией переменную для площади.
Выведите результат на экран, используя оператор вывода.
Для отделения входных данных от результата используйте строковую константу, состоящую из необходимого числа произвольных символов.


24
Выведите пояснение к результату – надпись, гласящую, что число на экране – площадь треугольника.
В результате Вы должны получить следующую программу:
Прежде, чем запускать программу на выполнение и вводить данные, продумайте тестовый набор данных.
Например:
1. Всем известен египетский треугольник – с катетами 3 и 4 и гипотенузой 5.
Его площадь равна половине произведения катетов, то есть 6.
2. Если уменьшить длины сторон в 10 раз, то площадь уменьшится в 100 раз, поэтому для набора 0,3, 0,4, 0,5 ожидается результат 0,06.
3. Легко вычислить площадь прямоугольного треугольника с катетами 1, 1 и гипотенузой
2
(приблизительно 1,41412), площадь равна 0,5 4. Если вспомнить, что площадь правильного треугольника со стороной a равна
4 3
2
a
, то набор 2, 2, 2 должен дать результат
3
(приблизительно 1,73).
5. Кроме того, треугольник со сторонами 1, 2, 3 – собственно говоря, не треугольник, а отрезок длиной три единицы с точкой, делящеё его на две части. И площадь у него должна быть равна нулю.
6. Аналогичный результат – например, для набора 5, 0, 5 или 0, 0, 0.
7. А вот треугольника со сторонами 1, 2, 4 быть не может – нарушено так называемое неравенство треугольника: каждая сторона должна быть меньше, чем сумма двух других сторон. При подсчёте по формуле Герона под корнем окажется отрицательное число, потому что полупериметр равен 3,5, а вычитать придётся 4.
8. И уж совсем негодные данные, содержащие хотя бы одно отрицательное число.
Первые четыре набора – допустимые данные.
Пункты 5 и 6 – примеры пограничных наборов данных, это случаи так называемого вырожденного треугольника
Пункты 7 и 8 – примеры недопустимых наборов данных.

25
Задание 1. Протестируйте программу. Запустите программу на выполнение.
Введите поочерёдно первый, четвёртый, пятый и шестой наборы данных
Убедитесь, что результаты работы программы совпадают с ожидаемыми.
Введите примеры недопустимых наборов данных. Что будет на экране?
Сделайте вывод о работоспособности программы.
Задание 2. Измените программу, добавив оператор присваивания
1   2   3   4   5   6   7

:=.
Для этого объявите переменные периметр и площадь без инициализации. Напишите команды присваивания данным переменным результатов ранее рассмотренных выражений. Сравните полученные результаты с тестовыми.
Составление логических выражений
Напишите программу, позволяющую дать ответ: совпадают ли два целых числа, введённых с клавиатуры?
Пример 6. Добавьте новый модуль. Наберите текст приведённой ниже программы.
Проверьте корректность работы программы на тестовых данных.
Программа позволяет получить результат, не используя конструкции ветвление. В программе используется логическая (булева, булевская) переменная ответ, которая может принимать одно из двух значений true (истина) или false (ложь) – в зависимости от того, чему равно логическое выражение первое = второе . А значение этого выражения зависит от введённых значений переменных первое и второе, связанных между собой отношением
равенства.
Для проверки не равно используется символ #.

26
Пример 7. Замените в тексте программы логическое выражение для проверки не равно.
Проверьте корректность работы программы на тестовых данных.
Можно составлять другие выражения
первое < второе
Истинно, если первое число меньше
первое > второе
Истинно, если первое число больше
первое <= второе
Истинно, если первое число не больше второго
первое >= второе
Истинно, если первое число не меньше второго
(первое = второе)
Знак (тильда)меняет смысл выражения на противоположный, то есть если числа равны, выражение ложно и наоборот.
Таким образом, это выражение эквивалентно выражению
первое # второе
Иногда требуется одновременного выполнения нескольких условий, в таких случаях используются логические операции И (логическое умножение; в Semantic обозначается символом &) и ИЛИ (логическое сложение; в Semantic обозначается символом |).
Для вычисления значений логических выражений служат таблицы истинности (в первом столбце один операнд, в первой строке – второй на пересечении результат операции)
&
И
Л
|
И
Л
И
и л
И
и и
Л
л л
Л
и л
Таким образом, чтобы, например, записать условие принадлежности точки с координатами (X, Y) первой координатной четверти, нужно, чтобы одновременно были истинны оба простых логических выражения X > 0 (точка выше оси Ох) и Y > 0 (точка правее оси Oy). Общее выражение выглядит так
(X > 0 ) & (Y > 0) а вычисляется по упрощённому способу: вычислять составляющие элементарные выражения слева направо; если по первому выражению понятно, каков должен быть результат, то дальнейшие вычисления прекращаются. Например, если нарушено первое условие, то нет смысла вычислять второе – точка всё равно не будет принадлежать первой четверти.

27
Для логического сложения тоже используется упрощённый способ: если первый операнд принял значение истина, то и всё выражение тоже истинно, второй операнд не вычисляется.
Пример 8. Четырёхугольник ABCD задан координатами своих вершин (для простоты будем считать, что координаты целочисленные, поскольку вещественные числа могут сравниваться в отношении больше или меньше, но не могут сравниваться на равенство).
Является ли он параллелограммом?
Решение: Для решения этой задачи необходимо вычислить координаты середин отрезков AC и BD проверить, совпадают ли эти точки.
Рис. 1.3. Рисунок к примеру 1.
Координаты середины отрезка получаются как полусумма координат его концов, то есть имеем:
2 2
2 2
2 2
1 1
d
b
d
b
c
a
c
a
y
y
Y
x
x
X
y
y
Y
x
x
X








Так как точки должны совпадать, то приравниваем координаты X
1 и X
2
, а также Y
1 и Y
2
:











2 2
2 2
c
a
d
b
c
a
d
b
y
y
y
y
x
x
x
x
откуда умножением на два получаем:









c
a
d
b
c
a
d
b
y
y
y
y
x
x
x
x
Таким образом, для решения задачи необходимо:
 объявить и запросить с клавиатуры четыре пары целых чисел;
 объявить логическую переменную и вычислить её значение, используя логическое выражение (
c
a
d
b
x
x
x
x



) & (
c
a
d
b
y
y
y
y



)

Вывести на экран ответ на вопрос: является ли четырёхугольника параллелограммом? Ответом является вычисленная нами логическая переменная.
При вводе, вводить координаты точек лучше попарно: вывести “Введите координаты точки А: ”; ввести XA; ввести YA; и так далее – ещё три пары.

28
Задание 3. Добавьте новый модуль и оформите решение задачи.
Проверьте корректность работы программы на тестовых данных.
Параллелограммом является любой прямоугольник со сторонами, параллельными осям координат, поэтому у первой и второй точки должны совпадать абсциссы, у второй и третьей – ординаты, у третьей и четвёртой – снова абсциссы и у четвертой и первой – ординаты. Также параллелограммом является ромб с вершинами, лежащими на координатных осях симметрично начала координат, а центр, разумеется, в точке (0,0).
Для подготовки тестового примера используйте клетчатую бумагу, отметьте на ней точки, запишите их координаты и введите данные.
2.Задачи для самостоятельного решения
3.1Напишите модуль для вычисления площади поверхности и объема цилиндра.
3.4 Напишите модуль для вычисления объема и площади поверхности шара.
3.2 Напишите модуль для вычисления объема параллелепипеда
3.5 Напишите модуль для вычисления тока, по известным значениям напряжения и сопротивления электрической цепи.
3.3 Напишите модуль для вычисления объема конуса.
3.6 Напишите модуль для вычисления объема полого цилиндра.
Контрольные вопросы:
1. Объявление переменной в Semantic?
2. Какая используется функция в Semantic для вычисления квадратного корня?
3. Математические библиотеки в Semantic?
4. Как выглядит вызов функции для вычисления синуса Semantic?
5. Подключение математических библиотек в Semantic?

29
Лабораторная работа № 1.3
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕТВЛЕНИЯ
Цель работы:
1.1 Закрепить знания основ логики;
1.2 Получить практический навык создания, тестирования и отладки алгоритмов разветвляющейся структуры.
1. Краткая теория
До сих пор мы работали с линейными программами, команды которых выполняются последовательно, в порядке возрастания номеров строк. Заметим, что команды таких программ являются в какой-то степени повелительными: если программа написана, ЭВМ должна выполнить их все без исключения.
На практике чаще возникает необходимость проверить условие, от которого зависит дальнейший ход выполнения программы. Графически ветвление изображается так:
а) в)
Рис. 1.
Графическое изображение ветвлений: а – полное ветвление, в – неполное ветвление
Ветвление состоит из логического элемента с проверкой некоторого условия Р и функциональных блоков S1, S2, которые в простейшем случае являются одиночными командами. Ветвление осуществляется следующим образом: если условие Р выполняется, то выполняется серия команд S1, если условие Р не выполняется, то будет выполняться серия команд S2.
В случае неполной развилки при невыполнении условия Р вообще ничего не делается, т.е. серия S пропускается.
Пример 1. Написать алгоритм, позволяющий найти максимальное число из трех, введенных с клавиатуры.
Запустить среду, создать проект, добавить модуль для алгоритма.
Набрать текст приведённой ниже программы.
Проверить корректность работы программы на тестовых данных.

30
Пример 2. Написать алгоритм, позволяющий определить номер квартала по номеру месяца, введенного с клавиатуры.
Добавить новый модуль для алгоритма.
Набрать текст приведённой ниже программы.
Проверить корректность работы программы на тестовых данных.

31
2. Задачи для самостоятельного решения
Задание. Разработать алгоритмы для решения задач, описанных в п. 3. Для каждого алгоритма добавить в проект отдельный модуль. Протестировать алгоритмы, сравнить результаты.
2.1. Продемонстрировать два вида алгоритма с использованием полного и
неполного ветвления:
1) Написать алгоритм вычисления стоимости покупки с учетом скидки. Скидка в
10% предоставляется, если сумма покупки больше 1000 руб.
2) Написать алгоритм вычисления стоимости покупки с учетом скидки. Скидка в
3% предоставляется, если сумма покупки больше 500 руб, в 5% — если сумма больше 1000 руб.
3) Написать алгоритм вычисления стоимости разговора по телефону с учетом 20% скидки, предоставляемой по субботам и воскресеньям. Ниже приведен рекомендуемый вид экрана программы во время ее работы (данные, введенные пользователем, выделены курсивом)
Вычисление стоимости разговора по телефону.
Введите исходные данные:
Длительность разговора (целое количество минут) -> 3
День недели (1 — понедельник, ... 7 — воскресенье) -> 6
Предоставляется скидка 20%.
Стоимость разговора: 5.52 руб.
4) Упорядочить три числа по возрастанию. Перестановку чисел выполнить в переменных.
5)
С клавиатуры вводится число x. Написать программу, которая выводит на экран значение функции у в соответствии с графиком или сообщение о том, что точка не принадлежит области определения.
2.2. Продемонстрировать алгоритмы с использованием полного ветвления:
1) Даны радиус круга и сторона квадрата. Определить, у какой фигуры площадь больше.
2) Определить, является ли шестизначное число счастливым (число является счастливым, если сумма первых трех цифр равна сумме трех последних.

32 3) Даны две точки А(x
1 ,
y
1
), В(x
2,
y
2
). Составить алгоритм, определяющий, которая из точек находится ближе к началу координат.
4) Написать алгоритм вычисления площади кольца. Программа должна проверять правильность исходных данных.
5) Написать алгоритм, который переводит время из минут и секунд в секунды.
Программа должна проверять правильность введенных пользователем данных и в случае, если данные неверные, выводить соответствующее сообщение.
6) Написать алгоритм, который проверяет, является ли год високосным.
7) Написать алгоритм проверки знания даты начала второй мировой войны. В случае неправильного ответа пользователя, необходимо выводить правильный ответ. Ниже приведен рекомендуемый вид экрана программы во время ее работы (данные, введенные пользователем, выделены курсивом)
В каком году началась вторая мировая война?
Введите число и нажмите
-> 1939
Правильно.
8) Составить алгоритм, осуществляющий перевод величин из радианной меры в градусную или наоборот. Программа должна запрашивать, какой перевод нужно осуществить, и выполнять указанное действие.
9) Работа светофора для пешеходов запрограммирована следующим образом: в начале каждого часа в течение трех минут горит зеленый сигнал, затем в течение двух минут – красный, в течение трех минут - опять зеленый и т.д. Дано число t, означающее время в минутах, прошедшее с начала очередного часа. Определить, сигнал какого цвета горит для пешеходов в этот момент.
2.3. Продемонстрировать алгоритмы с использованием оператора если а если:
1) Напишите программу, которая запрашивает у пользователя номер месяца и затем выводит соответствующее название времени года. В случае, если пользователь введет недопустимое число, программа должна вывести сообщение "Ошибка ввода данных". Ниже приведен рекомендуемый вид экрана во время работы программы.
Введите номер месяца (число от 1 до 12)
-> 11
Зима
2)
Написать программу, которая вычисляет оптимальный вес для пользователя, сравнивает его с реальным и выдает рекомендацию о необходимости поправиться или похудеть. Оптимальный вес вычисляется по формуле: Рост (см) -100. Рекомендуемый вид экрана во время выполнения программы приведен ниже (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).
Введите рост (см)
->170 и вес (кг)
->68
Вам надо поправиться на 2.00 кг.
3)
Написать программу, которая запрашивает у пользователя номер дня недели и выводит одно из сообщений: "Рабочий день", "Суббота" ИЛИ "Воскресенье» Напишите программу, которая запрашивает у пользователя номер дня недели, затем выводит название дня недели или сообщение об ошибке, если введены неверные данные.

33 4)
Написать программу, которая вычисляет стоимость междугородного телефонного разговора (цена одной минуты определяется расстоянием до города, в котором находится абонент). Исходными данными для программы являются код города и длительность разговора. Ниже приведены коды некоторых городов и рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).
Вычисление стоимости разговора по телефону.
Введите исходные данные:
Код города -> 423
Длительность (целое количество минут)-> 3
Город: Владивосток
Цена минуты: 2.20 руб.
Стоимость разговора: б.60 руб.
5)
Написать программу, определяющую, в какой четверти декартовой системы координат находится точка, заданная координатами x, y.
6) Написать программу, которая по дате определяет день недели, на который эта дата приходится. Для вычисления дня недели воспользуйтесь формулой: где d - число месяца, m - номер месяца, если начинать счет с марта, как это делали в Древнем
Риме (март - I, апрель - 2, ..., февраль - 12), Y - номер года в столетии, с - количество сто- летий. Квадратные скобки означают, что надо взять целую часть от значения, находящегося в скобках. Вычисленное по формуле значение определяет день недели: 1 - понедельник,
2 - вторник, ..., 6 - суббота, О – воскресенье.
Контрольные вопросы:
1. Что называется ветвлением?
2. Графическое изображение ветвления?
3. Как осуществляется ветвление?

34
Лабораторная работа № 1.4
ЦИКЛ С ЗАДАННЫМ ЧИСЛОМ ПОВТОРЕНИЙ
Цель работы: получить практический навык разработки, тестирования и отладки алгоритма циклической структуры.
1. Краткая теория
Циклическими называются алгоритмы, у которых выполнение некоторых операторов (групп операторов) осуществляется многократно с одними и теми же или модифицированными данными.
Циклические алгоритмы находят самое широкое применение в программировании, так как при этом человек составляет программу один раз, а ЭВМ выполняет ее многократно. Циклические алгоритмы часто называют циклами.
В зависимости от способа организации числа повторений различают три типа циклов: цикл с заданным условием продолжения работы, цикл с заданным условием окончания работы и цикл с заданным числом повторений.
Цикл с заданным числом повторений
Рассмотренные типы циклических структур имеют один недостаток: при ошибочном задании исходных данных может произойти зацикливание, т.е. возникает неприятная ситуация, когда происходит бесконечное повторение операторов, входящих в тело цикла. В этом случае приходится принудительно завершать работу программы, иногда это связано с потерей не сохраненных данных и самой программы.
В практических инженерных задачах обычно известны начальные значения изменяемых величин, закон изменения и конечное число повторений. Переменная, изменение которой организуется в ходе реализации цикла, называется параметром цикла, или управляющей переменной. Алгоритм работы цикла с заданным числом повторений
(иногда его называют циклом с параметром) приведен на рис. 3
Рис. 3.
Развернутая схема цикла с заданным числом повторений
Следует подчеркнуть, что цикл с заданным числом повторений представляет собой соединение линейной структуры (начало цикла), структуры цикл- ПОКА (условие в нем

35 заменено на противоположное) и снова линейной (последовательной) структуры в теле цикла.
Прочитать этот алгоритм можно следующим образом: «Меняя параметр от начального значения до конечного значения, повторять тело цикла».
Пример 1. Написать алгоритм, позволяющий вывести на экран цифры от 0 до 9.
Запустите среду, создайте проект, добавьте модуль для алгоритма.
Наберите текст приведённой ниже программы.
Проверьте корректность работы программы.
Замените манипулятор “\n” на “\t”. Как изменился результат на экране?
Для форматирования выводимых чисел можно подключить Система и использовать
Формат. В качестве аргумента указать переменную, количество позиций под выводимое число и количество позиций дробной части.
Пример программы, выводящей таблицу синусов приведен ниже.
Пример 2. Наберите текст приведённой ниже программы для вычисления среднего арифметического введенных с клавиатуры чисел.
Протестируйте алгоритм.

36
Тестовый набор:
Количество
Число
Результат
-2
Введите число > 0 5
45 23 6 17 1 18,4
2.
Задачи для самостоятельного решения
Задание. Разработайте алгоритмы для решения задач, описанных в п. 3. Протестируйте алгоритмы, сравните результат выполнения программы с тестовым примером.
1) Написать программу печати таблицы перевода расстояний из дюймов в сантиметры для значений длин от 1 до 20 дюймов. 1 дюйм = 2,54 см.
2) С клавиатуры вводятся по очереди координаты N точек. Определить, сколько из них попадает в круг радиусом R с центром в точке (a,b).
3) С клавиатуры вводятся по очереди данные о росте N учащихся класса.
Определить средний рост учащихся в классе.
4) Составить программу вычисления степени числа A с натуральным показателем
N.
5) Вывести на экран таблицу Пифагора от 1 до 9 в прямоугольном виде
6) Составить программу, вычисляющую A*B, не пользуясь операцией умножения.
А и B любое натуральное число
7) Каждая бактерия делится на две в течение одной минуты. В начальный момент имеется одна бактерия. Составить программу, которая рассчитывает количество бактерий на заданное вами целое значение момента времени (15 минут, 7 минут и т.п.).
8) Для заданного числа N составить программу вычисления суммы
S=1+1/2+1/3+1/4+…+1/N, где N – натуральное число.

37
1   2   3   4   5   6   7


Контрольные вопросы:
1.
Циклический алгоритм7 2.
Применение циклического алгоритма в программировании?
3.
Три типа циклов?
4.
Цикл с заданным числом повторений?
5.
Недостатки цикла с заданным числом повторений?
6.
Алгоритм работы цикла с заданным числом повторений?

38
Лабораторная работа № 1.5
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ. ФУНКЦИИ
Цель работы:
 получить практический навык детализации задач;
 получить практический навык разработки и применения вспомогательного алгоритма
1.
Краткая теория
Вспомогательный алгоритм – функция необходим для вычисления некоторого значения.
Пример 1. Известны стороны треугольника. Найти его углы (в радианах).
Входные данные
(вещественные, положительные): a, b, c – стороны треугольника
Выходные данные: alfa, beta, gamma – противолежащие углы
Математическая модель
Рис. 1.1.
Рисунок к примеру 1

39
2. Задачи для самостоятельного решения
Задание. Запустите среду, создайте проект Task_Function в папке «Мои документы», добавьте модуль для алгоритма.
Разработайте вспомогательные алгоритмы (функции) для решения задач, описанных в п. 2.
Протестируйте алгоритмы, сравните результат выполнения программы с тестовым примером.
1) Дано произвольное натуральное число. Определить сумму его цифр.
2) Вычислить A*B, не пользуясь операцией умножения. А и B любое натуральное число
3) Определить наибольший общий делитель двух целых чисел.
4) Определить, является ли целое число простым.
5) Определить значение N-го члена ряда Фибоначчи. N вводится с клавиатуры.
6) Найти максимальную цифру произвольного числа
7) Найти цифровой корень натурального числа
Пояснение. Если мы сложим все цифры какого-либо числа, затем все цифры найденной суммы и будем повторять много раз, мы, наконец, получим однозначное число
(цифру), называемое цифровым корнем данного числа. Например, цифровой корень числа
34697 равен 2 (3+4+6+9+7=29; 2+9=11; 1 + 1=2).
8) Найти наименьшее общее кратное двух чисел.
9) Определить, является ли заданное число полным квадратом (Например, 25).

40
Контрольные вопросы:
1.
Вспомогательный алгоритм?
2.
Функции?
3.
Примеры вспомогательных алгоритмов?
4.
Примеры функций?

41
Лабораторная работа № 1.6
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ. ПРОЦЕДУРЫ
Цель работы:
 получить практический навык детализации задач;
 получить практический навык разработки и применения вспомогательного алгоритма
1. Краткая теория
Вспомогательный алгоритм – процедура необходим для выполнения некоторой подзадачи. Может возвращать несколько результатов через параметры
Пример 1: Найти сумму двух дробей
Входные данные
(целые, положительные): a, c – числитель первой и второй дроби соответственно b, d – знаменатель первой и второй дроби соответственно
Выходные данные: a – числитель b – знаменатель
Математическая модель


42
2. Задачи для самостоятельного решения
Задание. Запустите среду, создайте проект Task_Procedure в папке «Мои документы», добавьте модуль для алгоритма.
Разработайте вспомогательные алгоритмы (функции) для решения задач, описанных в п. 3.
Протестируйте алгоритмы, сравните результат выполнения программы с тестовым примером.
1) Найти первую максимальную цифру произвольного числа и ее порядковый номер. Считать, что старшая цифра – первая.
2) Найти наибольшее и наименьшее значение функции y=3x2+x-4, если на заданном интервале [a,b] Х изменяется с шагом 0,1 3) Вывести на экран таблицу Пифагора от 1 до 9 в прямоугольном виде
4) Написать процедуру, которая вычисляет число "Пи" с заданной пользователем точностью. Для вычисления значения числа "Пи" воспользуйтесь тем, что значение частичной суммы ряда 1-1/3+1/5-1/7+1/9-... при суммировании достаточно большого количества членов приближается к значению π/4. Рекомендуемый вид экрана во время выполнения программы приведен ниже (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).
Задайте точность вычисления ПИ -> 0.001
Значение числа ПИ равно 3.143589
Просуммировано 502 члена ряда.
5) Выполнить арифметические действия над дробями: сумма, разность, произведение, деление. Результат представить в виде несократимой дроби. Выбор арифметического действия предоставить пользователю.
Контрольные вопросы:
1.
Вспомогательный алгоритм?
2.
Пример вспомогательного алгоритма?

43
Лабораторная работа № 1.7
УПРАВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТОРЫ ВЫБОРА
Цель работы: получить навыки в решении задач, предполагающих реализацию разветвляющихся алгоритмов различной структуры на языке С++, при помощи ЭВМ.
1.
Краткая теория
Разветвляющимся называется алгоритм, в котором в зависимости от истинности некоторого условия происходит переход на одну из двух возможных последовательностей действий. Ветвление бывает полным (каждая из ветвей содержит команды) и неполным (в случае истинности условия выполняется некоторая команда, в противном случае – команда пропускается). На рисунке изображены блок-схемы алгоритмической структуры
«ветвление».
Рис. 1.1.
Блок-схемы алгоритмической структуры «ветвление».
В языке С++ для организации ветвления используется условный оператор if, имеющий две формы записи – для полного ветвления и для неполного.
Полная форма:
Если условное выражение, записанное в скобках после ключевого слова if отлично от нуля (истинно, true), то выполняется Оператор1, записанный сразу после скобок, а затем
Оператор3, следующий за условным оператором. Если выражение в скобках ложно (false, равно нулю), то выполняется Оператор2, записанный после ключевого слова else, а затем управление передаётся на оператор, следующий за условным. Слова if и else являются ключевыми, перед ключевым словом else необходимо ставить точку с запятой.
Неполная форма:
Отсутствует ветвь else, поэтому Оператор1 выполняется в случае истинности выражения, в противном случае выполняется оператор, следующий за условным.
Конструкция ветвления позволяет в каждой ветви указать только один оператор, в том числе и оператор if (так называемые вложенные операторы ветвления). Если алгоритм таков, что в какой- либо ветви (или в каждой из них) выполняется более одного оператора, необходимо использовать
блок – заключить эти операторы в фигурные скобки, которые и позволяют рассматривать содержимое скобок как один составной оператор. В блоке могут находиться любые операторы, в том числе и операторы ветвления, а также описания.