Файл: Занятие 1 Дата составление плана химикотоксикологического исследования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 успешно заменяются термисторами, имеющими более высокий, чем у металлов, коэффициент электропроводности.
Наибольшей чувствительностью обладает ионизационный детектор, или детектор
ионизации в пламени (ДИП), позволяющий обнаружить 10
-15 моль примесей. В пламенно- ионизационных детекторах измеряют электрическую проводимость пламени водородной горелки. При появлении в водороде примесей происходит ионизация пламени, пропорциональная концентрации примеси, что легко может быть измерено.
ОБНАРУЖЕНИЕ И КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭТАНОЛА В
БИОЛОГИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЯХ МЕТОДОМ ГЖХ.
1. Проверка разделительной способности колонки и чувствительности детектора
Методика. Во флакон из-под пенициллина вносят 0,5 мл 50% трихлоруксусной кислоты и 0,5 мл тестовой смеси. Флакон закрывают резиновой пробкой, которую фиксируют. Содержимое флакона перемешивают и через пробку вводят в него с помощью шприца 0,5мл 30%раствора нитрита натрия. Содержимое вновь перемешивают ( 30 маятниковых или кругообразных движений по поверхности стола) и оставляют на 1 мин. После этого из флакона с помощью шприца отбирают 0,5-3,0 мл ( в зависимости от чувствительности детектора, но всегда одно и тоже количество ) парообразной пробы и вводят в хроматограф. Определяют абсолютные и относительные (по отношению к пропанолу) времена удерживания ингредиентов тестовой смеси.
При измерении абсолютного времени удерживания рекомендуется отсчет вести не от момента ввода пробы в хроматограф, а от максимума пика воздуха до максимума пика определяемого вещества исправленное время удерживания –t
1
r
).
2. Обнаружение спиртов в анализируемых пробах(кровь, моча, дистиллят)
Методика. Во флакон из-под пенициллина вносят 0
;
5 мл 50% раствора трихлоруксусной кислоты и 0,5 мл анализируемой жидкости. Флакон закрывают пробкой, которую закрепляют специальным фиксатором. А далее поступают, как описано при проверке разделительной способности колонки и чувствительности детектора. Сравнивают времена удерживания тестовой и анализируемой пробы. При обнаружении этанола проводят его количественное определение.
3. Количественное определение этанола
Построение калибровочного графика. Готовят серию стандартных растворов этанола концентрации 2,3,4,5%
0 и растворов внутреннего стандарта, содержащий 4% пропилового спирта.
В несколько флаконов из-под пенициллина вносят по 2 мл внутреннего стандарта и по 2мл раствора этанола различной концентрации ( 2,3,4,5%о ). Содержимое флаконов хорошо перемешивают, а затем берут по 1 мл из каждого флакона и переносят в другие флаконы из-под пенициллина. В каждый флакон прибавляют 0,5 мл 50% раствора трихлоруксусной кислоты а далее поступают, как описано выше. Измеряют высоты пиков этилнитрита и пропилнитрита.
Находят отношение этих величин множат на 100, а затем на 0,95 ( поправочный коэффициент для
:
крови ) и на 1,05 ( поправочный коэффициент для мочи ). По полученным данным строят графики зависимости отношений высот пиков от концентрации ( в промилле ) этанола в стандартных растворах крови и мочи.
Подпись преподавателя____________________
ЗАНЯТИЕ № 13
Дата___________
ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ГРУППЫ ЯДОВИТЫХ
ВЕЩЕСТВ, КОТОРЫЕ ИЗОЛИРУЮТСЯ ИЗ БИОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
НАСТАИВАНИЕМ ИССЛЕДУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ ВОДОЙ (МИНЕРАЛЬНЫЕ
КИСЛОТЫ, ЩЕЛОЧИ И ИХ СОЛИ).
ЦЕЛЬ:__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Методы изолирования.
2. Обнаружение H
2
SO
4
.
3. Обнаружение HNO
3
.
4. Обнаружение HСl.
5. Обнаружение КОH.
6. Обнаружение NaOH.
7. Обнаружение амиак.
8. Обнаружение нитритив.
Источники информации
1. Крамаренко В.П. Токсикологічна хімія .- Київ-: ”Вища школа”, 1995.-С.323-328, 344-349, 351-
354.
2. Токсикологічна хімія в схемах і таблицях/– Харьків -: ”Золоті сторінки” ,2005г. С.98-106.
3. Токсикологическая химия : учебник / Т.Х.Вергейчик ; под ред. проф. Е.Н.Вергей чика. - М. :
МЕДпресс-информ, 2009. - 400 с. : ил.
Целевые обучающие задания
Дайте определению методу изолирования:
Диализ -___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Предварительные испытания диализата
Вначале проводят испытание диализата на отдельные ионы кислот:
•
Испытание на сульфаты. К 1 мл диализата добавляют 0,1 мл 10% раствора хлороводородной кислоты и 1 мл 5% раствора хлорида бария. При наличии сульфат- ионов образуется белый осадок.
•
Испытание на хлориды. К 1 мл диализата добавляют 0,1 мл 10% раствора азотной кислоты и 0,1 мл 1% раствора нитрата серебра. При наличии хлоридов образуется белый творожистый осадок, растворимый в растворе аммиака.
•
Испытание на нитраты и нитриты. Каплю диализата добавляют к раствору дифениламина в концентрированной серной кислоте. При наличии нитратов или нитритов смесь окрашивается в синий цвет.
Процессы при перегонке Серной кислоты
Процессы при перегонке Соляной
кислоты
Процессы при перегонке Азотной кислоты
ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ:
1. Подготовительный этап: выполните химические реакции, используемые при исследовании.
Результаты опытов занесите в таблицу.
Химизм реакций
Наблюдения
Химико-
токсикологическая
оценка реакции
Обнаружение серной кислоты
Реакция образования сульфата бария.
Методика К 3-5 каплям раствора прибавляют 1-2 капли 5% раствора хлорида бария.
Реакция получения сульфата свинца.
Методика К 3 5 каплям раствора прибавляют 2-3 капли 3% раствора ацетата свинца - выпадает белый осадок сульфата свинца, нерастворимый в азотной кислоте, но растворимый в растворах щелочей и в растворе ацетата аммония.
Реакция сродизонатом бария.
Методика К 1 2 мл раствора добавляют окрашенный в красный цвет 0,2% раствор родизоната бария.
При наличии в растворе сульфат-ионов окраска исчезает, раствор обесцвечивается и образуется белый осадок сульфата бария.
Обнаружение азотной кислоты
Реакция с дифениламином.
В углубление на предметном стекле наносят 3-4 капли раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте и прибавляют 1 каплю полученного в результате перегонки раствора - появляется синее окрашивание.
Эта реакция неспецифична.
Реакция с бруцином.
В углубление на предметном стекле помещают несколько капель исследуемого раствора и прибавляют
2-3 капли бруцина в концентрированной серной кислоте - появляется красное окрашивание при наличии в диализате азотной кислоты.
Реакция с белкам на азотную кислоту (ксантопротеиновая проба). В часть исследуемого раствора помещают белые шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные нити и раствор выпаривают. Затем нити
промывают водой. Шерстяные и шелковые нити окрашиваются в желтый цвет. При добавлении раствора аммиака окраска нитей переходит в оранжевую. Хлопчатобумажные нити остаются белыми.
Реакция на азотистую кислоту В пробирку вносят несколько капель исследуемого раствора, прибавляют 2-4 капли 10% раствора серной кислоты и 2-3 капли 1% водного раствора феназона - наблюдают образование зеленого окрашивания.
Обнаружение соляной кислоты
Реакция с нитратом серебра.
В пробирку помещают 1-2 мл раствора, прибавляют 1-2 капли 5% pacтвоpa нитрата серебра и 1 мл 10% азотной кислоты - появляется белый осадок, растворимый в растворе аммиака и появляющийся вновь после подкисления раствора азотной кислотой.
Реакция выделения иода.
В пробирку помещают 1 мл раствора, прибавляют несколько кристалликов калия хлората и нагревают. В верхнюю часть пробирки помещают несколько йодкрахмальных бумажек. При наличии хлороводородной кислоты йодкрахмальные бумажки синеют.
Обнаружение нитритов
Реакция с сульфаниловой кислотой и β-нафтолом.
В углубление на предметном стекле помещают 2 капли предварительно нейтрализованного диализата, прибавляют 2-3 капли 0,5% раствора сульфаниловой кислоты в 2% растворе хлороводородной кислоты.
Через 3-5 мин к смеси прибавляют 1 каплю щелочного раствора β-нафтола - появляется интенсивная оранжево-красная окраска.
Реакция с реактивам Грисса (смесь сульфаниловой кислоты и 1-нафтиламина).
В углубление предметного стекла вносят несколько капель нейтрализованного уксусной кислотой диализата и прибавляют 3-4 капли реактива Грисса. Через несколько минут появляется интенсивная красная окраска.
Обнаружение нитратов
Перед обнаружением в диализате нитратов нитриты должны быть удалены с помощью азида натрия -
NaN
3
или сульфаминовой кислоты - NН
2
S0 3
Н. После этого проводят реакции:
•
С дифениламином в серной кислоте с получением синего окрашивания.
Реакция на азотистую кислоту В пробирку вносят несколько капель исследуемого раствора, прибавляют 2-4 капли 10% раствора серной кислоты и 2-3 капли 1% водного раствора феназона - наблюдают образование зеленого окрашивания.
Обнаружение соляной кислоты
Реакция с нитратом серебра.
В пробирку помещают 1-2 мл раствора, прибавляют 1-2 капли 5% pacтвоpa нитрата серебра и 1 мл 10% азотной кислоты - появляется белый осадок, растворимый в растворе аммиака и появляющийся вновь после подкисления раствора азотной кислотой.
Реакция выделения иода.
В пробирку помещают 1 мл раствора, прибавляют несколько кристалликов калия хлората и нагревают. В верхнюю часть пробирки помещают несколько йодкрахмальных бумажек. При наличии хлороводородной кислоты йодкрахмальные бумажки синеют.
Обнаружение нитритов
Реакция с сульфаниловой кислотой и β-нафтолом.
В углубление на предметном стекле помещают 2 капли предварительно нейтрализованного диализата, прибавляют 2-3 капли 0,5% раствора сульфаниловой кислоты в 2% растворе хлороводородной кислоты.
Через 3-5 мин к смеси прибавляют 1 каплю щелочного раствора β-нафтола - появляется интенсивная оранжево-красная окраска.
Реакция с реактивам Грисса (смесь сульфаниловой кислоты и 1-нафтиламина).
В углубление предметного стекла вносят несколько капель нейтрализованного уксусной кислотой диализата и прибавляют 3-4 капли реактива Грисса. Через несколько минут появляется интенсивная красная окраска.
Обнаружение нитратов
Перед обнаружением в диализате нитратов нитриты должны быть удалены с помощью азида натрия -
NaN
3
или сульфаминовой кислоты - NН
2
S0 3
Н. После этого проводят реакции:
•
С дифениламином в серной кислоте с получением синего окрашивания.
С сульфатом железа(II). В пробирку помещают часть исследуемого раствора (обычно 2-3 капли) и кристаллик сульфата железа(II). Затем по стенке пробирки медленно приливают каплю концентрированной серной кислоты. На месте соприкосновения двух жидкостей появляется бурое кольцо. Нитраты восстанавливаются до оксида азота(II), который с избытком сульфата железа(II) образует раствор бурого цвета.
Гидроксид натрия
Реакция с гидроксостибиатом калия.
К 3-5 каплям диализата, нейтрализованного уксусной кислотой, прибавляют 2-3 капли раствора гидроксостибиата калиа. При потирании стенок пробирки стеклянной палочкой выпадает белый кристаллический осадок.
Реакция с цинк-уранилацетатом. На предметное стекло наносят каплю диализата и выпаривают досуха.
Затем добавляют 1-2 капли цинк-уранилацетата. При наличии ионов натрия с уранилацетатом в нейтральных и уксуснокислых растворах образуется зеленовато-желтый кристаллический осадок в виде октаэдров и тетраэдров.
Гидроксид калия
Реакция с гидротартратом натрия. В маленькую пробирку вносят 3-5 капель диализата, прибавляют 3-
4 капли 1 М раствора гидротартрата натрия и такой же объем смеси равных количеств 2 М раствора винной кислоты и 2 М раствора ацетата натрия.
Реакция с кобальтинитритом натрия. 3-5 капель исследуемого диализата вносят в маленькую пробирку и прибавляют 2-3 капли раствора кобальтинитрита натрия
Аммиак
Анализ проводится с диализатом, если предварительные испытания указывают на возможное его наличие.
Реакция с реактивам Несслера.
В пробирку вносят 1-2 капли исследуемого раствора, прибавляют 3-5 капель воды очищенной и 3-4 капли реактива Несслера. В присутствии аммиака выпадает желто-бурый или оранжево-коричневый осадок.
Реакция неспецифична, так как многие ионы могут давать осадки в присутствии щелочи или реагировать с йодид-ионами, образуя подобную окраску.
Подпись преподавателя_____________
ЗАНЯТИЕ № 12,13
Дата___________
ГРУППА ВЕЩЕСТВ, ИЗОЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЧЕСКИМИ РАСТВОРИТЕЛЯМИ
(ПЕСТИЦИДЫ). МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ПЕСТИЦИДОВ ИЗ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И
1 2 3 4 5 6
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫТЯЖЕК.
ЦЕЛЬ:__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Токсическое действие метаболизм.
2. Особенности изолирования.
3. Анализ.
3.1 Предварительные реакции.
3.2. Подтверждающие реакции.
Обязательные источники информации
1. Крамаренко В.П. Токсикологічна хімія .- Київ: ”Вища школа ”, 1989.-С. -393-408.
2. Токсикологічна хімія в схемах і таблицях/– Харків -: ”Золоті сторінки ” ,2005г.С. 36-41.
3. Токсикологічна хімія: Конспект лекцій: Навч. посіб. для студ. вищ. фармац. закл. III-IV рівнів акредитації / В.С. Бондар, О.О. Маміна, С.А. Карпушина иа ін.–Х.: Вид-во НФАУ; Золоті сторінки, 2002.-С 69-82.
4. Лекции по токсикологической химии.
Целевые обучающие задания
1. Заполните схемы и таблицы
Классификация пестицидов
По назначению
По стойкости
По токсичности
По способу проникновения в
организм
По химическому строению
ЦЕЛЬ:__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Токсическое действие метаболизм.
2. Особенности изолирования.
3. Анализ.
3.1 Предварительные реакции.
3.2. Подтверждающие реакции.
Обязательные источники информации
1. Крамаренко В.П. Токсикологічна хімія .- Київ: ”Вища школа ”, 1989.-С. -393-408.
2. Токсикологічна хімія в схемах і таблицях/– Харків -: ”Золоті сторінки ” ,2005г.С. 36-41.
3. Токсикологічна хімія: Конспект лекцій: Навч. посіб. для студ. вищ. фармац. закл. III-IV рівнів акредитації / В.С. Бондар, О.О. Маміна, С.А. Карпушина иа ін.–Х.: Вид-во НФАУ; Золоті сторінки, 2002.-С 69-82.
4. Лекции по токсикологической химии.
Целевые обучающие задания
1. Заполните схемы и таблицы
Классификация пестицидов
По назначению
По стойкости
По токсичности
По способу проникновения в
организм
По химическому строению
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕСТИЦИДОВ
ФОС
ХОС
Производные
карбаминовой
кислоты
Перетроиды
Физико-
химические
свойства
Пути попадания
в организм
Поведение в
организме
Метаболизм
Токсическое
действие
Выделение
Изолирование
Отдельные представители пестицидов
Производные хлорорганических соединений (ХОС)
ДДТ
ГХЦГ
Гептахлор
Производные фосфорорганических соединений (ФОС)
Хлорофос
Метафос
Карбофос
Производные карбаминовой кислоты
Карбарил (севин)
Карбофуран
Пропоксур
Производные циклопропанкарбоновой кислоты (перетроиды)
Алетрин
Децис
ОБЩАЯ СХЕМА СУДЕБНО-ХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПЕСТИЦИДОВ
Схема исследования вытяжки на хлорофос
Хлорофос
предварительные подтверждающие
Объекты исследования
Изолирование
Очистка, выделение,
концентрирование
Идентификация ядов
Количественное
определение
Подготовка объектов
Инструкция к практической работе:
1. Подготовительный этап: выполните химические реакции, используемые при исследовании дистиллятов на фенол, уксусную кислоту, изоамиловый спирт, этиленгликоль, тетраэтилсвинец
Результаты опытов занесите в таблицу.
Химизм реакций
Наблюдения
Химико-
токсикологическая
оценка реакции
Химическое исследование хлорофоса
Обнаружение фосфат-ионов
Методика. В пробирку вносят 3-5 капель минерализата и прибавляют 5 капель раствора молибдата аммония. Смесь подкисляют
10% раствором кислоты нитратной. К этому раствору прибавляют 3-5капель насыщенного раствора гидрохлорида бензидина. Затем прибавляют 10% раствора аммиака до щелочной реакции (по лакмусу).
Гидроперекисная проба
Методика. К смеси 0,5 мл 2,5% ацетонового раствора бензидина и 2 мл свежеприготовленной перекиси водорода в щелочной среде, прибавить 2 мл испытуемой жидкости.
Реакция Фудживара
В пробирку вносят 1мл исследуемого раствора, 1мл пиридина и 1мл 30% -го раствора гидроксида натрия. Смесь нагревают на кипящей водяной бане 5мин.
Реакция с ацетоном.
Методика. В пробирку вносят 0,1-0,5 мл раствора исследуемого вещества в этиловом спирте, прибавляют 1 мл ацетона и 0,5мл 0,5н. спиртового раствора гидроксида натрия. При наличии хлорофоса в пробе через5-15 мин появляется розовая окраска, переходящая в оранжевую
Реакция с реактивом Несслера
Методика. К0,5 мл исследуемого раствора прибавляют 2-3 капля реактива Несслера, перемешивают жидкости.
Реакция со щелочным раствором резорцина
Методика. К 0,5-1 мл исследуемой воды прибавить равное количество смеси, состоящей из 1%раствора резорцина и