Файл: Диффузия инноваций сущность, этапы, инновационные роли предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рис.1.1. Сегментация потенциальных потребителей

Это разделение показывает, что в самом начале цикла жизни инновации за пределами лаборатории или компании, где она была создана, ею начинает пользоваться абсолютное меньшинство потенциальных потребителей. Скорость принятия новшества полностью зависит от сферы его распространения. Восприимчивость аудитории к инновации, в свою очередь, прямо коррелирует со скоростью ее распространения.

Инновация может распространяться в социальной системе только путем ее признания отдельными элементами системы - потребителями, если речь идет о внедрении на рынок нового товара, предприятиями, если распространяется новая технология и тому подобное. Этот процесс признания Е. Роджерс назвал адаптацией инновации. Моделирование процесса принятия решения по адаптации элементами социальных систем занимает центральное место в теории "диффузии инноваций.

Инновация распространяется посредством коммуникации с течением времени в некоторой социальной системе. В связи с этим можно выделить следующие ключевые элементы теории:

1) Инновация - определяется Е. Роджерсом как "идея, практическая деятельность или объект, который воспринимается как нечто новое индивидуумом или другой единицей адаптации";

2) Каналы коммуникации - средства передачи сообщений от одного индивидуума другому;

3) Время адаптации - относительная скорость, с которой инновация адаптируется членами социальной системы

4) Социальная система - множество взаимосвязанных единиц, которые занимаются общим решением проблем для достижения общей цели [9]. Хотя теория Э. Роджерса носит общий характер, природа элементов социальной системы накладывает свой отпечаток на процесс принятия решений об адаптации инноваций. В частности важно, осуществляется такое решение добровольно или принудительно, индивидуально или коллективно. В соответствии с этими факторов Е. Роджерс выделяет три типа решений об адаптации инноваций:

1) Опциональная адаптация - решение принимается индивидуально на добровольной основе;

2) Коллективная адаптация - решение принимается коллективно, всеми членами социальной системы

3) Авторитарная адаптация –это решение будет приниматься для всей социальной системы лицами, наделенными соответствующими полномочиями.


Диффузия инноваций происходит среди членов социальной системы постепенно с помощью каналов коммуникации для их адаптации [2].

    1. Этапы диффузии инноваций

Этапы диффузии инноваций:

Шаг 1. Осведомленность. С точки зрения маркетинга этот этап понимается как повышение известности товара или услуги среди целевой аудитории. Иными словами, вы попросту рассказываете об инновации, используя стандартные маркетинговые инструменты.

Шаг 2. Убеждение. Рассказ об инновации и любое рекламное сообщение о новшестве демонстрируют выгоды и пользу вашего предложения. На этапе убеждения важно не только объяснить, чем продукт отличается от привычных пользователю решений, но и подогревать интерес потребителя к нему.

Шаг 3. Решение. Так называется активное вовлечение пользователя в исследование инновации и ее потребление. Потенциальный покупатель оценивает ваше нововведение, пытается понять, насколько оно соответствует его целям и нуждам. Используйте стандартную воронку продаж, но необычные для вашей сферы лид-магниты. Например, вместо вебинара в подарок за подписку (лид-магнита) вы можете предложить месяц просмотра лекций за небольшую плату (трипваер).

Шаг 4. Реализация. Это регулярное использование инновации или ее формы потребителями. Потребитель тестирует продукт, начинает в нем разбираться, а спустя какое-то время не может представить свою жизнь без вашего нововведения. Для того чтобы клиент стал лояльным, а затем превратился в «адвоката» вашей инновации, важно сохранять сервис на высоком уровне, не поднимать стоимость новшества на недоступные для целевой аудитории позиции и формировать уникальное сообщество, доступное только вашим покупателям.

Шаг 5. Подтверждение. Потребитель принимает осознанное решение, что он будет использовать новшество в дальнейшем, предпочитая его всем вашим конкурентам. Для пятого этапа характерно увеличение числа клиентов, активно пользующихся вашей инновацией, и распространение положительных рекомендаций от первых покупателей.

    1. Примеры диффузии инновации

Наиболее распространенный пример диффузии инноваций — введение в оборот нового гаджета (iPhone, SamsungGalaxy Z Flip), техники либо технологии (персональный компьютер, Microsoft), промышленного материала. К этой же теории относится появление новых материальных стимулов на рынке труда (разделение заработной платы на оклад, премию по результатам достижения KPI и проценты с продаж), форм организации компаний, законопроектов и приказов должностных лиц. Согласно этой теории, инновации чаще всего бывают либо техническими, либо организационными. Однако возможность диффузии организационных инноваций ограничивается высокой степенью формализации нововведений. На практике это означает, что «воронку» диффузии инноваций проходят в основном новинки технологического спектра [7].



Новая идея тоже может считаться диффузией инноваций, если она проходит описанные выше этапы и является новинкой для рынка. Новый товар, занимающий ранее не захваченную присутствующими на рынке производителями нишу, также может проходить «воронку» диффузии инноваций при выходе к потребителю[3].

    1. Роль инновационных предприятий в диффузии инноваций

Продукт должен воплощать новую или усовершенствованную идею, успешно внедренную на рынок и, соответственно, приносящую прибыль. На практике выработаны различные планы, по которым осуществляется диффузия инноваций. Приведем один из них. Он состоит из 11 шагов:

  1. Формализация идеи. Автор формулирует свое предложение по развитию новшества.

  2. Сбор требований к научному и технологическому потенциалу, который необходим для совершенствования идеи в данном производственном секторе.

  3. Выполнение маркетинговой и технологической экспертизы проекта, исследование рыночной ситуации, формирование прогноза реализационного объема.

  4. Разработка бизнес-плана, создание стратегических альянсов, выбор источников поступления финансов.

  5. Формирование команды и инфраструктуры, системы управления, налаживание операций.

  6. Выполнение прикладных и фундаментальных исследований.

  7. Осуществление опытно-конструкторских мероприятий, создание образца.

  8. Патентование и правовое сопровождение.

  9. Подготовка продукта к выпуску на рынок. Она включает в себя лицензирование, сертификацию, предпроизводственные мероприятия, создание сервисной службы.

  10. Непосредственный выпуск на рынок. В ходе этой стадии разрабатывается и реализуется маркетинговая и реализационная политика.

  11. Расширение рыночного сегмента [9].

Как видно, диффузия инноваций основывается в первую очередь на маркетинговом анализе. Его результаты позволяют разработать действительно новые решения по усовершенствованию продукта или созданию неизвестного ранее объекта. Немаловажное значение имеет изучение потребительского спроса. Ведь если продукт неинтересен покупателю, диффузия инноваций ни к чему не приведет. Новшество распространится на рынке, однако использоваться не будет [8].

Инновационная деятельность компании ориентирована в первую очередь на повышение конкурентоспособности продукции, которую она выпускает. Чтобы работа фирмы была эффективной, необходимо сформировать команду из лучших сотрудников, которые были бы освобождены от текущих задач. Это позволит им сконцентрироваться непосредственно на процессе усовершенствования продукции.


Следует сказать, что инновационная деятельность может не быть постоянной, в особенности на малых предприятиях, где это, в общем-то, и невозможно. Вместе с тем в компании должен быть сотрудник, ответственный за эффективность новшества. Он должен обеспечивать своевременное выявление и замену устаревших продуктов, технологий, техники. Этот работник отвечает за всесторонний, тщательный анализ деятельности, разработку инновационных операций.

Управление предприятием должно осуществляться так, чтобы персонал воспринимал инновацию не как угрозу, а как достаточно благоприятную возможность. Каждому сотруднику необходимо осознавать, что новшества выступают в качестве наиболее эффективного способа сохранить и укрепить компанию. Больше того, персонал должен понимать, что инновации гарантируют занятость и повышение благосостояния [5].

Глава 2. Оценка экономической эффективности инновационной деятельности предприятия


2.1. Оценка тенденций развития предприятия

Цель работы – освоение методов оценки тенденций развития организации и формирование стратегий развития. Динамический эталон представляет собой ранжированный список показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, причем ранжирование проведено в соответствии с рассчитанным на перспективу желаемым соотношением темпов роста.

Как правило, в динамическом эталоне первый ранг присваивается показателю, выражающему функцию организации (например, объему реализованной продукции) из показателей конечных результатов. Последний ранг присваивается показателю, темпы роста которого должны быть минимальны (и даже меньше единицы) среди исходных показателей (например, объем потребляемых материальных ресурсов). Остальные ранги должны соответствовать уровню показателей в зонах, которым они принадлежат, и принимают значения, расположенные между крайними случаями [13].

Коэффициент ранговой корреляции по отклонениям характеризует соответствие фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности xi в i-м году эталонным значениям yt и вычисляется по формуле:

(2.1)

где n – число показателей.

Коэффициент ранговой корреляции по инверсиям отражает количество инверсий (перестановок), необходимых для преобразования ряда фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности в эталонный и определяется по формуле:

(2.2)

где S+ – количество положительных соотношений между рангами двух рядов; S – количество отрицательных соотношений между рангами рядов.

Коэффициенты корреляции изменяются в интервале -,, и крайние значения выражают следующие степени взаимозависимости рядов X и Y: при равенстве нулю зависимость отсутствует; при равенстве 1 зависимость прямая; при равенстве -1 зависимость обратная.