Файл: Диффузия инноваций сущность, этапы, инновационные роли предприятия.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Воронежский государственный технический университет»
Кафедра инноватики и строительной физики имени проф. И.С.Суровцева
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Основы инновационных процессов в науке и технике»
на тему:
«Диффузия инноваций: сущность, этапы, инновационные роли предприятия»
Выполнил: студент группы бИНН-221
Зенякина П.С.
Руководитель: к.т.н., доцент Дьяконова С.Н.
Проверила: асс. Ботиенко А.В.
Дата защиты: ________
Оценка: ________
Подпись руководителя: ________
Воронеж 2022
Содержание
Введение 3
Глава 1. Диффузия инноваций: сущность, этапы, инновационные роли предприятия 5
1.1.Понятие инновации инновационной деятельности 5
1.2.Диффузия инноваций 8
1.3.Этапы диффузии инноваций 11
1.4.Примеры диффузии инновации 12
1.5.Роль инновационных предприятий в диффузии инноваций 13
Глава 2. Оценка экономической эффективности инновационной деятельности предприятия 15
2.1. Оценка тенденций развития предприятия 15
2.2. Расчет показателей инновационного потенциала предприятия 21
Коэффициент 25
Заключение 25
Список использованной литературы 28
Введение
Рассмотрим и ознакомимся с терминологией для выполнения курсовой работы.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация.
Инновация– конечный результат инновационной деятельности
, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Но есть понятие новшество.
Новшество– это оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Тема актуальна поскольку для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры.
Объект анализа — зоны микросреды.
Предмет анализа — их влияние на инновационные цели и стратегии через влияние на инновационный потенциал, т.е. определение инновационного микроклимата.
Цель работы – изучить сущность, этапы диффузии инноваций и роль предприятия в ней.
Задачи работы:
-
Ознакомиться с понятие инновации и инновационной деятельности; -
Изучить понятие диффузии инноваций; -
Выявить основные этапы диффузии; -
Привести примеры диффузии инновации; -
Установить роль инновационных предприятий в диффузии инноваций; -
Провести экономическую оценку эффективности инновационной деятельности предприятия. -
Подвести итоги проделанной работы.
В данном исследовании использовались источники из интернета, учебные пособия и методические материалы.
Глава 1. Диффузия инноваций: сущность, этапы, инновационные роли предприятия
-
Понятие инновации инновационной деятельности
Инновация– конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Разграничение понятий «инновация – новшество», это не синонимы.
Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований.
Новшество – это предмет инновации. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат и продолжить диффузию (широкое распространение) инновации. Для превращения новшества в товар еще нужно провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производства и оформить результаты.
Инновация- это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Инновация– это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера).
Под инновациейподразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога.
Выделяют следующие свойства инноваций:
-
Научно-техническая новизна, преимущества по сравнению с традиционными решениями; -
Производственная применимость, совместимость с сложившейся практикой и технологической структурой; -
Коммерческая реализуемость. Способность удовлетворять рыночному спросу, приносить прибыль производителю (по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия). Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Инновационная деятельность – процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия).
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Объектами инновационной деятельности является разработка техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.
Субъекты инновационной деятельности - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица РФ, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности.
Среди субъектов могут быть и инноватор - автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).
Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесса, период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом [4].
-
Диффузия инноваций
Диффузия инноваций — это процесс, посредством которого инновации (новые товары, идеи, технологии и т.д.) постепенно получают признание в социальных системах.
Название срока происходит от лат. diffusio - распространение, растекание, рассеивание. В физике под термином "диффузия" понимают постепенный процесс перемешивания газов, жидкостей и т.д. Скажем, если капнуть в воду капельку чернил, то через некоторое время вся жидкость станет равномерно окрашенной, однако происходит это не мгновенно. Различные факторы влияют на скорость этого процесса, например, при высокой температуре жидкости смешиваются быстрее, чем при низкой.
По аналогии с физическими процессами термин "диффузия инноваций" подчеркивает то, что распространения инноваций - проникновение на рынок новых товаров, принятие обществом новых идей, внедрение в производство новых технологий - происходит сравнительно медленно. Теория диффузии инноваций стремится объяснить, как, почему и с какой скоростью нововведения получают признание на своем целевом рынке.
Термин "диффузия инноваций" получил широкое распространение после публикации американским социологом Эвереттом Роджерсом в 1962 году книги с одноименным названием, хотя схожие идеи высказывались еще в конце XIX - начале XX века французским социологом Жаном Тард (1890), немецким этнографом Лео Фробениус и другими. В своей книге Э. Роджерс обобщил результаты ранних исследований и представил теорию принятия нововведений на индивидуальном уровне, в организациях и обществе в целом.
Основные составляющие теории Роджерса:
-
Инновации. Понятие, характеризующее любые идеи и технологии, являющиеся новыми для пользователей. -
Пользователи. Аудитория, которая принимает инновацию. -
Критическая масса пользователей. Достаточное для начала повсеместного распространения новшества количество людей, которые им активно пользуются. -
Процесс принятия инновации. Процесс, состоящий из пяти ступеней и ведущий к принятию либо отклонению массового использования новой идеи/технологии. -
Дополнительные ключевые факторы. Факторы, играющие роль в процессе принятия инновации. Роджерс считал ими коммуникацию, социальную систему и время.
Роджерс предполагает, что пользователи или потенциальные потребители делятся на 5 сегментов:
-
Новаторы. Не более 2,5%; -
Ранние последователи. Не более 13,5%; -
Раннее большинство. Не более 34%; -
Позднее большинство. Не более 34%; -
Опоздавшие. Не более 16%.