ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК/UDC 369.542
Условия возникновения права на пенсию по старости
Антипова Марина Сергеевна студентка юридического факультета
Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина г. Краснодар, Россия
e-mail: ant1pova.mari@yandex.ru
Коломийцева Полина Сергеевна студентка юридического факультета
Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина г. Краснодар, Россия
e-mail: kolomitsevap@mail.ru
Аннотация
В статье рассматриваются особенности пенсионного обеспечения лиц, которые достигли определенного законодателем возраста получения пенсии. Особое внимание уделяется изучению оснований получения пенсионного содержания и тех особенностей, которые присущи подобному содержанию. Авторами проводится анализ современной научной литературы по данной теме. Исследуются положения отечественного законодательства, регламентирующего вопросы пенсионного обеспечения лиц, достигших возраста выхода на пенсию. Изучаются особенности и характерные признаки пенсионного обеспечения отдельных групп лиц. В заключении авторами формулируется предложение, по совершенствованию социальной политики в области пенсионного обеспечения граждан, а также действующего законодательства, регламентирующего представленные правовые отношения.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, возраст, пенсия, выплаты, материальная помощь, социальное государство.
The concept and types of old-age pension
Antipova Marina Sergeyevna student of the Faculty of Law Kuban State Agrarian University Krasnodar, Russia
e-mail: ant1pova.mari@yandex.ru
Kolomiytseva Polina Sergeyevna student of the Faculty of Law Kuban State Agrarian University Krasnodar, Russia
e-mail: kolomitsevap@mail.ru
Abstract
The article discusses the features of pension provision for persons who have reached the age of receiving a pension determined by the legislator. Particular attention is paid to the study of the grounds for receiving pension maintenance and those features that are inherent in
such maintenance. The authors analyze the modern scientific literature on this topic. The provisions of domestic legislation regulating the issues of pension provision for persons who have reached the retirement age are being studied. The features and characteristic features of pension provision for certain groups of people, as well as foreign practice of pension provision for the elderly are studied. In conclusion, the authors formulate proposals that are aimed at improving the social policy in the field of pensions for citizens, as well as the current legislation governing the presented legal relations.
Keywords: pension provision, age, pension, payments, financial assistance, the welfare state.
Большинство экономически развитых государств обладают устойчивой системой пенсионного обеспечения своего населения, наличие такой системы является одним из основных направлений государственной социальной политики. Государство не может называть себя социальным, если в нем отсутствуют положения, касающиеся финансового обеспечения социально незащищенных слоев населения, к которым могут приравниваться пенсионеры. Основная концепция выплаты пенсий заключается в том, что пенсия должна стать альтернативой заработной плате, которую человек получал во время осуществления трудовой деятельности.
В Российской Федерации отсутствует единый федеральный закон, который регулирует основания и процедуру назначения пенсии по старости. Имеется несколько законов, где данный вид пенсии упомянут.
Прежде всего проанализируем положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту — Закон о страховых пенсиях) [1].
Закон о страховых пенсиях, как следует из его названия и содержания, касается страховых пенсий, в т. ч. и страховой пенсии по старости. Предусмотрена им и страховая пенсия по инвалидности,
поскольку социальная защита инвалидов — важнейший вектор социальной политики российского государства. В науке неоднократно подчеркивалось обилие мер социальной защиты, предусмотренных для инвалидов [2; 3].
В ст. 3 Законе о страховых пенсиях содержится общее для всех страховых пенсий определение, которая может быть рассмотрена в
качестве легального определения категории «страховая пенсия по старости».
Как и любая другая страховая пенсия, страховая пенсия по старости
— это денежная сумма. Она выплачивается каждый месяц и призвана компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные вознаграждения, утраченные в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Условия возникновения права на страховую пенсию по старости определяются только Законом о страховых пенсиях, поэтому иные нормативные правовые акты любой юридической силы не могут определять условия для назначения этой пенсии.
Какие условия для назначения пенсии предусмотрены? Всего законодатель выделяет три: определенные возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент (ст. 8 Закона о страховых пенсиях).
Возраст назначения пенсии различен для женщин и мужчин: для первых он составляет 60 лет, для вторых — 65 лет.
Для получения пенсии по возрасту необходимо наличие страхового стажа продолжительностью не менее 15 лет. Закон о страховых пенсиях определяет, какие периоды подлежат включению в страховой стаж. Прежде всего речь идет о трудовой деятельности застрахованного лица, в
период осуществления которой уплачивались страховые взносы. Иные периоды, прямо указанные в Законе о страховых пенсиях, также включаются в этот стаж.
Третье условие получения пенсии по старости — наличие индивидуального пенсионного коэффициента, который составляет не менее 30.
Стоит учитывать, что в настоящее время продолжается переходный период, связанный с изменением условий пенсионного обеспечения, поэтому возраст, продолжительность стажа, а также величина индивидуального пенсионного коэффициента подлежат определению на
основании приложений к Закону о социальных пенсиях [4].
Перечисленные выше условия являются общими, поэтому необходимо учитывать, что в Законе о социальных пенсиях для отдельных категорий лиц предусмотрены иные условия для назначения страховой пенсии по старости. Например, для лиц, работавших во вредных или опасных условиях труда, или для лиц, проживавших и работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При отсутствии всех вышеуказанных услугий пенсия по старости не назначается. Однако это не означает, что нетрудоспособный гражданин останется без средств к существованию.
Еще одним видом пенсии по старости является социальная пенсия по старости (см. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон о государственном пенсионном обеспечении)) [5]. Для назначения этого вида пенсии не требуется наличия страхового
стажа. При этом для получения данной пенсии граждане должны достигнуть пенсионного возраста, который на пять лет превышает возраст, дающий право на страховую пенсию по старости (для женщин возраст составляет 65 лет, для мужчин — 70 лет). Положение Закона о государственном пенсионном обеспечении подлежит применению с учетом приложения к этому закону, которое закрепляет переходный период увеличения пенсионного возраста до конечных показателей — 65 и 70 лет соответственно. Лицам из числа малочисленных народов Севера назначается социальная пенсия по старости при условии достижения женщинами возраста 50 лет, а мужчинами — 55 лет. Обязательное условие для назначения этой пенсии, предусматривающей льготный пенсионный возраст, является постоянное (а не временное) проживание в районах проживания таких народов на день назначения этой пенсии. Перечень районов проживания не определяется территориальными органами УПФР РФ, они должны руководствоваться специальным нормативным правовым
актом — Постановлением Правительства Российской Федерации. Следовательно, субъект Российской Федерации не может устанавливать перечень таких районов применительно к целям пенсионного обеспечения, поскольку это будет противоречить Закону о государственном пенсионном обеспечении. Помимо перечня районов проживания, Правительством Российской Федерации утверждается и перечень таких народов. Указание на правовое регулирование данных вопросов пенсионного обеспечения малочисленных народов Правительством Российской Федерации, а не каким-либо иным органом власти, предусмотрено