ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«ДА» «НЕТ»
3Гордишься ли ты традициями и обычаями своего народа?
4 Поддерживается ли в твоей семье интерес к историческому прошлому твоего народа?
ДА» «НЕТ»
5. Есть ли семейные традиции в вашей семье?
«ДА» «НЕТ»
Приложение 2
Традиции и обычаи казахского народа
В наше время в Казахстане активно проходят процессы по возрождению национальной культуры. Казахская жизнь тесно связана с традициями и обычаями, которые казахи чтут с древних времен. Какие особенности культуры можно встретить у казахов сегодня? Отношение к старшему поколению с младенчества казахские дети усваивают принцип уважительного отношения к старшим членам семьи в частности, а также старшему поколению в целом.
Глава рода для семьи казахов является самым почитаемым человеком. Каждая семья в Казахстане стремится знать свой род до седьмого колена и дальше. «Как ты будешь относиться к отцу, так твои дети отнесутся к тебе» — именно это слышат младшие члены семьи весь период своего взросления. В Казахстане не принято спорить со старшими, грубить им, обижать или не слушаться их советов.
Кара шанырак – это древняя казахская традиция, когда младший сын в семье обязан оставаться жить с родителями до их смерти, независимо от собственного волеизъявления. Привязанность к предкам исходит из религиозного течения тенгрианства. Доисламская религия тюрко-монгольских кочевников со временем претерпела большие изменения под влиянием буддизма, ислама и христианства, но у казахов остались многие обычаи, которые прямо вытекают из этой религии.
Казахское гостеприимство о гостеприимности казахского народа ходят легенды. Гостеприимство называют национальной чертой народа, подкрепленной многими обрядами в повседневной жизни. Например, если на новое место въезжают новоселы, то ближайшие соседи обязательно приглашают их поужинать. Так упрочняются социальные связи, а новые люди легче вливаются в общину. Традиция называется «Ерулик».
Еще один обычай именуется «Бата». Бату произносят старшие аксакалы рода в благодарность за гостеприимство, хорошее отношение и вкусную пищу. Бата читается в стихотворной форме. Аксакал в Казахстане – это глава рода, самый старый мужчина в семье.
Случайных путников, а также приглашенных гостей казахи угощают самой вкусной едой. Это правило соблюдается строго. В старину те хозяева, которые плохо угостили путника, могли лишиться верблюда, либо лошади, так как им выписывался своеобразный «штраф». Предки казахов были кочевниками, поэтому остановка в незнакомом доме была делом обычным. Данный обычай носит название «Конакасы».
«Конаккаде» — еще один ритуал, связанный с гостеприимством. Так хозяин дома имел право попросить гостя исполнить песню, либо поиграть на музыкальном инструменте, чтобы проверить его умения и получить благодарность за теплый прием. Дорогих гостей в казахском доме привечают особо. Раньше уважаемому человеку, посетившему дом, дарили коня, соболиную шубу, верблюда, либо персидский ковер или саблю. В подарок отдавались самые ценные вещи в доме, чтобы выказать уважение значимому члену общины. Традиция носила название «5 ценных вещей». В наше время, в некоторых деревнях Казахстана этот обычай еще имеет силу.
Высокая нравственность казахов не снижается и сегодня. По-прежнему, среди народа действует традиция «Белкотерер». Для пожилых людей, нуждающихся в уходе, казахи готовят специальные «мягкие» угощения: мед, масло, колбасу, творог, кумыс. Дарение подарков если человеку в Казахстане впервые довелось увидеть верблюжонка, новорожденного, или даже собственную невестку, он обязательно одаривает тех людей, которые подарили ему такую радость.
«Жылой» в стране называют помощь людям, потерпевшим от стихийных бедствий или других бед немалый урон. Для них собирают деньги, приносят им предметы быта, одежду и нужные вещи. В качестве «Жылы» может выступать скот, а также предоставление крыши над головой.
Обычай «Сундет» Довольно интимный обычай сундет присоединяет казахских мальчиков к мусульманскому миру. Обрезание крайней плоти у детей мужского пола является древней традицией, а также важным днем в становлении будущего мужчины. Обряд проводят, когда ребенку исполняется нечетное количество лет: 3, 5 или 7. В день, на который назначают сундет, мальчика красиво наряжают, сажают на коня. К седлу привязывают сумку с угощениями. Мальчик подъезжает на коне к каждому родственнику и угощает яствами из сумки. Родственники привязывают к гриве коня ленты. Когда все родственники посещены, а угощения розданы, мальчику делается обрезание без анестезии. Проводит обряд местный мулла. После этого родители устраивают пышный праздник, где ребенку дарят деньги и ценные вещи.
Свадебные обычаи казахов Казахская свадьба – грандиозное событие, связанное с множеством ритуалов, соблюдать которые обязаны все новобрачные. В старину мужчина сватался к девушке через жену брата. Невеста могла не видеть своего суженого до самой свадьбы, а если он ей не нравился, она не имела права ослушаться родителей. Сегодня дела с выбором партнера обстоят у казахов намного лучше. Парни и девушки, как и во всем мире, знакомятся на улице, в кафе, в социальных сетях, но свадебные обряды все равно имеют большой вес на церемонии бракосочетания. Теперь, как и в прошлом, в дом девушки приходят сваты с подарками. Кольцо невесте дарит жена брата, а не жених. День свадьбы назначают старейшины рода, хотя также прислушиваются к мнению молодых. Так называемый «калым» за невесту теперь платят не все родители жениха, но семьи из сел и деревень стараются чтить обычай, отдавая семье невесты скот, дорогие ткани и украшения. Когда «калым» уплачен, жених имеет право впервые навестить невесту в ее доме. Затем молодым позволены редкие свидания до свадьбы под присмотром родителей. После веселой свадьбы с конкурсами и состязаниями, песнями и танцами, молодых отправляют в свадебный шатер. Когда бракосочетание состоялось, отец невесты назначает день проводов любимой дочери и дарит всем родственникам жениха одежду. Казахские игры у каждого народа есть национальные игры. Казахи собираются вместе, чтобы провести состязания на силу и выносливость.
Игры казахов можно классифицировать следующим образом: Тымак урып жыгу. Цель игры – сбить с шеста головной убор, сидя на лошади. Состязание проводится с завязанными глазами; Алтыбакан. Собрание парней и девушек, на котором они строят качели и качаются вместе. Если в другие места родители могут не отпускать молодежь, то на это мероприятие отпустить должны; Кыз куу. Парень и девушка на лошадях играют в догонялки. Когда парень догоняет девушку, он может поцеловать ее, если девушке удается догнать парня, она стегает его плетью; Кекпар. Состязание мужчин за тушу бара. Длительная игра, которая может продлиться целый день. Массовые забавы можно увидеть почти на каждом казахском национальном празднике. Игры данного народа отличаются зрелищностью и особыми правилами, перекликающимися с местной культурой. Похоронные ритуалы Умирающего человека в Казахстане оплакивать не принято, считается, что это может продлить агонию. Вдова умершего мужчины начинает плакать и рвать на себе волосы только тогда, когда будет объявлено о смерти, до тех пор женщине запрещено лить слезы. Если после смерти родственника женская половина семьи занимается оплакиванием, то мужчины читают молитвы из Корана. Хоронят умершего, обычно, спустя 2-3 дня. Тело обмывают, одевают в похоронные одежды. Женщинам запрещено присутствовать на кладбище, туда на прощальную церемонию отправляются только мужчины. Творческие традиции и искусство Патриотичность – вот то, чем пронизано искусство казахского народа. Казахи очень любят Родину, придают огромное значение истории своего народа. Сочинение стихотворений – главное умение нации Казахстана. В стихах там поздравляют именинников, стихами плачут по усопшим, провожают невесту в дом жениха напутственными словами, сложенными в стихотворение. Сказания и былины о героях также относятся к данному этносу. В них герой непременно побеждает зло, а помогает ему в этом его жена. Семейные традиции являются основной темой всех народных повествований. Рукоделие и вышивка популярны среди любого поколения казашек. Вышивать умеют и юные девочки, и взрослые женщины, и бабушки в казахских селах. Все традиции и обычаи казахского народа связаны с религией, древними поверьями и почтением к предкам. Казахи знают, где их корни, понимают, что эти корни делают людей сплоченнее, а молодое поколение сильнее. Казахская культура полна ярких и самобытных событий, правил и устоев, на которые интересно смотреть всем, даже иностранцам.
Источник: https://kazakhstanlife.ru/tradicii-i-obychai-kazaxskogo-naroda/
Россия-Russia
Россия – это страна с многовековой историей. Причем, история эта отражена не только в официальных летописях и хрониках, но и в народной культуре – в традициях России, которые складывались и укоренялись на протяжении долгого времени.
Однако в силу многих причин большая часть культурного наследия оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной культуры и тем самым окончательно разр
ушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер.
В древние времена у славян существовал такой обычай: люди, которые вместе переломили хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб считался послом всего мира и дружбой между народами.
Издавна на Руси говорили «Хлеб – Царь стола». Стол без хлеба называли «сиротским престолом». В этих крылатых фразах скрыта та великая благодарность и уважение к хлебу, которая на протяжении многовековой истории смогла отразится в различных обрядах, праздниках и обычаях Славянских народов. Предки считали хлеб плодом чрева матери Земли.
Западные и восточные Славяне улаживали хлебные ковриги перед иконами, свидетельствуя о покаянии и верности господу Богу. В поле зерно для посевов могли выносить только мужчины, предварительно раздевшись донага, этот жест символизировал союз с Матерью Землей.
Полезно знать: хлебушек для предков являлся символом земли, поэтому древние Славяне не резали хлеб, а разламывали руками.
С давних времён традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью демонстрирует благополучие хозяйского дома и проявленное гостеприимство. Отведать кусочек с солью означало вступить с хозяевами в дружеские связи, разделить поровну все тяготы и заботы.
Отправившись в гости и застав хозяев за трапезой, вместо приятного аппетита использовали выражение «хлеб да соль вашему дому», желая мудрыми словами благополучия и процветания гостеприимным хозяевам, которые встречая гостей в первую очередь на стол выставляли каравай и солонку. По сей день дворы знаменитые своим гостеприимством называют хлебосольными.
В рождественские праздники в каждой избе в углу под иконами находился большой ячменный или овсяный стоп, знак плодородия и символ благодарности к будущему урожаю. Блины считались священной выпечкой, ведь блин и каравай по форме напоминали солнце, а как известно солнце для славян высшее божество. Перед празднованием Пасхи в крайнюю пятницу, выпекали пасхальные куличи, священный символ светлого праздника.
Полезно знать: история пасхального кулича берет свое начало с древних языческих времен, задолго до появления христианства.
Существовала традиция выпекать хлебушек в форме кольца. Через отверстие этого оберега смотрели на людей, защищая себя от дурного сглаза. Перед тем как поставить выпекать хлеб хозяйка трижды осенял опару крестом, крестила три раза первую и последнюю буханку. Ни одно сватовство не обходилось без хлеба. С Караваем и солью на рушнике встречали молодоженов и дорогих гостей по возвращению с венчания. Ковригу использовали в качестве оберега уложив рядом с новорожденным в колыбель, брали с собой в дорогу, чтобы охранял путешественника в пути и напоминал о доме. Хлеб использовали при обряде новоселья. В новый дом на ночь впускали кошку или петуха, затем внутрь строения заносили священную икону и ковригу.
Полезно знать: хлебушек у Славян имел особый юридический статус, способствовал налаживанию отношений в семье и обществе, выступал в роли своеобразной печати в договорах, спорах и обрядах.
Смеяться над хлебом считалось большим грехом, а небрежное отношение даже с крошками могло привести к нехватке денег и голоду. Оставить надкусанным кусок хлеба грозило потерей счастья и силы, запрещалось отламывать новый ломоть не доев первого. Никогда буханку не клали на голый стол без скатерти, а тем более коркой вниз, это считалось святотатством. С хлебом провожали на фронт и встречали с войны. Поминки также не обходились без хлеба, которым поминали умершего.
Другого более значимого символа в жизни человека, чем хлебушек просто не существует. О хлебе написано множество стихов, рассказов, книг, сказок. Ценить и уважать хлебушек нас учили с самого детства, в семье, детском саду, школе. В нашем сознании наряду, с такими благородными словами как Мать, Отец, Родина, Жизнь всегда будет присутствовать уважение и любовь к хлебу.
Армения-Armenia
Традиционный хлеб в Армении называется лаваш - это пресный белый хлеб в виде тонкой лепёшки из пшеничной муки.