Файл: Учебное пособие по русскому языку для студентов национальных групп Официальноделовой стиль русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МОДУЛЬ 1. ЯЗЫК. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ.

ТЕМА 1. Язык и его основные функции. Язык и его основные функции. Система языка и основные функции языка. Язык как средство общения. Связь языка с историей и культурой народа. Взаимовлияние языков в Казахстане. Русский язык в современном мире. Речь. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи.

Грамматика:

1. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

2. Гласные после шипящих и ц в корне, суффиксах и окончаниях.

3. Правописание предлогов.

План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1. Система языка и основные функции языка. Язык как средство общения. Связь языка с историей и культурой народа.

2.Изучение закона о языках в РК.

3.Выполнение предтекстовых упражнений, притекстовых и послетекстовых заданий.

Литература: 1,2,3,10, 12.

2 занятие

1. Взаимовлияние языков в Казахстане. Русский язык в современном мире.

2. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

3. Гласные после шипящих и ц в корне, суффиксах и окончаниях.

Литература: 1,2,3,10, 12.

3 занятие

1. Речь. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи.

2. Речь. Виды и формы речи.

3.Выполнение предтекстовых упражнений, притекстовых и послетекстовых заданий.

Литература: осн. 1,2,3,10, 12.
Задания для СРО:

1. Подготовить сообщение «Закона о языках РК».

2. Написать эссе на тему «Значение русского языка в современном мире».

3. Повторение тем «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова», «Гласные после шипящих и ц в корне, суффиксах и окончаниях».
Задания для СРОП:

1. Защита сообщения «Закона о языках РК».

2. Защита эссе на тему «Значение русского языка в современном мире».

3. Выполнение грамматических упражнений «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова», «Гласные после шипящих и ц в корне, суффиксах и окончаниях».

ТЕМА 2. Функциональные стили русского языка. Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы, разговорно-обиходный.

Грамматика:

1.Употребление ъ и ь.

2.Глаголы совершенного и несовершенного вида.

3.Правописание сложных слов.

План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1. Введение в тему.

2. Презентация темы «Функциональные стили речи».

Литература: осн. 1,2,3,10, 12.

2 занятие

Классификация функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы, разговорно-обиходный.

2. Чтение и определение стилей текстов.

3. Лексическая работа по текстам разных стилей.

3. Выполнение лексико-грамматических заданий по текстам стилей.

Литература: осн. 1,2,3,10, 12.

3 занятие

1. Корректировка текстов разных стилей.

2. Лексическая работа по текстам разных стилей.

3. Выполнение лексико-грамматических заданий по текстам стилей.

Литература: осн. 1,2,3,10, 12.
Задания для СРО:

1. Подготовить сообщение об одном функциональном стиле речи русского языка.

2. Чтение текстов разных стилей.

3. Определение особенностей стилей речи одного текста на выбор.

4. Повторение грамматических тем: «Употребление ъ и ь», «Правописание сложных слов».
Задания для СРОП:

  1. Защита сообщения об одном функциональном стиле речи русского языка.

  2. Чтение текстов разных стилей.

3. Определение особенностей стилей речи одного текста на выбор.

4. Выполнение грамматических упражнений «Употребление ъ и ь», «Правописание сложных слов».
МОДУЛЬ 2. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Тема 3. Разговорный стиль речи. Общая характеристика разговорного стиля речи, основные признаки, сфера использования. Лексические особенности разговорного стиля речи.

Нормы разговорной речи.

Грамматика:

1.Правописание не с разными частями речи

2.Правописание числительных.

3.Правописание суффиксов прилагательных -ов,-ев,-к-,-ск-.

План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1. Введение в тему «Разговорный стиль речи».

2. Презентация темы «Разговорный стиль речи».

3. Правописание не с разными частями речи.

Литература: осн. 1,2,3,10, 12.

2 занятие

1. Презентация тем «Лексика современного русского языка», «Основные пласты разговорной лексики».

2. Лексическая работа по текстам разговорного стиля.

3. Выполнение грамматических упражнений по теме «Правописание числительных».

Литература: осн. 1,2,3,10, 12.

3 занятие

1. Чтение текста.

2. Выполнение заданий к тексту.

3. Выполнение грамматических упражнений по теме «Правописание суффиксов прилагательных -ов,-ев,-к-,-ск-».

Литература: осн. 1,2,3,10, 12
Задания для СРО:

1. Подготовить примеры использования просторечной, жаргонной и сленговой лексики в разговорной речи.

2. Чтение любого рассказа В. Шукшина.

3. Выявление особенностей разговорного стиля.

4. Повторение тем «Правописание числительных», «Правописание суффиксов прилагательных».
Задания для СРОП:

1. Примеры использования просторечной, жаргонной и сленговой лексики в разговорной речи.

2. Чтение любого рассказа В. Шукшина.

3. Выявление особенностей разговорного стиля в тексте рассказа В.Шукшина.

4. Выполнение грамматических упражнений по темам «Правописание числительных», «Правописание суффиксов прилагательных».
ТЕМА 4. Разговорный стиль речи. Морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля речи.

План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1. Презентация темы: «Морфологические особенности разговорного стиля речи».

2. Лексическая работа по текстам разговорного стиля речи.

3. Выполнение грамматических упражнений по теме «Правописание суффиксов страдательных причастий».

Литература: осн. 1,2,3,10, 12.

2 занятие

1. Презентация темы «Синтаксические особенности разговорного стиля речи».


2. Выполнение лексико-грамматических заданий по текстам разговорного стиля.

3. Определение жанров разговорного стиля в рассказе Чехова А. «Толстый и тонкий».

4. Выполнение грамматических упражнений по теме «Переходные и непереходные глаголы».

Литература: осн. 1,2,3,10, 12.

3 занятие

1. Анализ одного текста разговорного стиля речи.

2. Определение лексических, морфологических и синтаксических особенностей разговорного стиля текста.

3. Выполнение грамматических упражнений по теме «Знаки препинания при деепричастных оборотах».

Литература: осн. 1,2,3,10, 12
Задания для СРО:

1. Чтение текста рассказа А. Чехова (на выбор).

2. Выявление в тексте рассказа лексических, морфологических и синтаксических особенностей разговорного стиля.

3. Составление собственного диалога (по телефону, с друзьями и др.) разговорного стиля.

4. Повторение грамматических тем «Переходные и непереходные глаголы», «Знаки препинания при деепричастных оборотах».
Задания для СРОП:

1. Чтение текста рассказа А. Чехова (на выбор).

2. Выявление в тексте рассказа лексических, морфологических и синтаксических особенностей разговорного стиля.

3. Чтение собственного диалога (по телефону, с друзьями и др.) разговорного стиля, анализ.

4. Выполнение упражнений по грамматическим темам «Переходные и непереходные глаголы», «Знаки препинания при деепричастных оборотах».
ТЕМА 5. Разговорный стиль речи. Анализ текста разговорного стиля. Диалог – характерная черта разговорного стиля речи (А.П. Чехов «Дочь Альбиона»).

План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1. Чтение текстов разговорного стиля.

2. Лексическая работа по текстам разговорного стиля.

3. Выполнение грамматических упражнений по теме «Правописание ь в конце слова после шипящих в существительных и наречиях».

Литература: осн. 1,2,3,10, 12

2 занятие

1.Чтение произведения А.П. Чехова «Дочь Альбиона».

2. Анализ текста рассказа А.П. Чехова «Дочь Альбиона» с выделением особенностей разговорного стиля речи.

3. Лексическая работа по тексту рассказа А.П.Чехова «Дочь Альбиона».

4. Выполнение лексико-грамматических заданий по тексту рассказа.

Литература: осн. 1,2,3,10, 12

3 занятие

1. Определение стиля речи, который использует автор в диалогах рассказа А.Чехова «Дочь Альбиона».


2. Определение жанров разговорного стиля в рассказе.

3. Выполнение грамматических упражнений по теме «Знаки препинания при причастных оборотах».

Литература: осн. 1,2,3,10, 12
Задания для СРО:

1. Чтение текста рассказа А.Чехова (любой на выбор).

2. Выявление в тексте рассказа лексических, морфологических и синтаксических особенностей разговорного стиля.

3. Составить диалог на повседневную тему с использованием лексических особенностей разговорного стиля.

4. Повторение грамматических тем «Знаки препинания при причастных оборотах», «Правописание ь в конце слова после шипящих в существительных и наречиях».
Задания для СРОП:

1. Чтение текста рассказа А.Чехова (любой на выбор).

2. Выявление в тексте рассказа лексических, морфологических и синтаксических особенностей разговорного стиля.

3. Диалог на повседневную тему с использованием лексических особенностей разговорного стиля.

4. Выполнение грамматических упражнений по темам «Знаки препинания при причастных оборотах», «Правописание ь в конце слова после шипящих в существительных и наречиях».

МОДУЛЬ 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.
ТЕМА 6. Художественный стиль речи. Особенности художественного стиля.

План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1. Применение и характеристика художественного стиля.

2. Выявление отличительной черты, языковых средств и особенностей художественного стиля.

3. Работа над стилевыми чертами художественного стиля.

4. Выполнение грамматических упражнений по теме «Обособленные обстоятельства».

Литература: осн. 1,2,3,10, 12

2 занятие

1. Чтение поэтических произведений.

2. Чтение стихотворения М. Жумабаева «Родная земля».

3. Обратить внимание на выделенные слова и определить, к каким изобразительным средствам они относятся.

3. Поиск эпитетов, метафор, сравнений в стихотворении.

4. Выполнение упражнений по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

Литература: осн. 1,2,3,10, 12

3 занятие

1. К.Г.Паустовский утверждал: «…если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать». Прочитайте отрывок из художественного произведения, попытайтесь доказать этот тезис.