Файл: Разработка и реализация управленческих решений (ООО «ОПК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовая сущность решения руководства заключается в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и ее международными обязательствами, а также с уставом общества и иными документами. Нарушение закона при выработке управленческого решения может привести к аннулированию принятого решения, ответственности за его реализацию или даже его разработку. Компания может понести значительные убытки, если уже разработанное решение будет отменено, а за незаконное выполнение решения компания может наложить штраф или привлечь к уголовной ответственности одного из инициаторов принятия управленческого решения. Незнание закона не освобождает нарушителя от ответственности. Поэтому во многих компаниях управленческие решения проходят юридическую и экологическую экспертизу.

Технологическая сущность управленческих решений проявляется в способности обеспечить персонал необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации управленческих решений. Иногда разработчики управленческих решений не совсем понимают объект, на который направлено управленческое решение, или используют устаревшую информацию. Бывают случаи, когда разработка управленческого решения приостанавливается из-за отсутствия необходимых финансовых или материальных ресурсов, и управленческое решение может потерять свою актуальность.

1.2 Классификация управленческих решений

На первый взгляд может показаться, что классификация является чисто формальной и необязательной точкой процесса принятия решений, но на самом деле это не так. Следует помнить, что необходимо принимать не только решение, но и эффективное решение, т. е. то, которое дает наибольший результат, который во многом будет зависеть от того, насколько хорошо соблюдаются правила принятия решений. Каждый тип решения имеет свои собственные правила.

Только правильно классифицированное решение позволит лицу, принимающему решение, ответить на вопросы:

- насколько срочно мне нужно принять решение?;

- кто имеет право решать?;

- с кем мне посоветоваться?;

- кто одобрит это решение?;

- кто должен быть проинформирован об этом решении?

В зависимости от ответов на эти вопросы будет определяться информация, необходимая для принятия решения; возможные ограничения при его принятии; способ записи и регистрации; направление через коммуникацию.


В современной литературе по управленческим решениям существует большое количество весьма разнообразных критериев, которые могут быть использованы в качестве основы для классификации решений.

По источнику возникновения решения делятся на две группы: инициативные и по предписанию.

Решения по инициативе, как правило, принимаются отдельным лицом или группой лиц, занимающих достаточно высокое доминирующее положение в организации. Это не означает, что менеджеры среднего и низшего звена не могут принимать упреждающие решения, но их решения чаще всего являются спецификацией решений, принятых на самом высоком уровне.

Решения по заказу (исполнению) формируются в первую очередь в процессе разработки и в дополнение к инициативам принятия решения с учетом целей и задач, стоящих перед подразделением.

По степени воздействия на объект различаются оперативные, тактические и стратегические решения.

Стратегические решения разрабатываются в течение длительного периода времени (5-10 лет), охватывая ключевые элементы организации (персонал, структуру, производство и т. д.).).

Тактические решения являются инструментами для принятия стратегических решений и разрабатываются на более короткий период (1-3 года), который охватывает некоторые основные элементы организации.

Разрабатываются оперативные решения, если это возможно, или возникают ситуации, меняющие ход реализации тактических решений. Оперативные управленческие решения носят краткосрочный характер.

Стратегические действия определяют основные пути развития организации и тактические, специфические средства продвижения. Таким образом, решение организации о выходе на внешний рынок является стратегическим, а решение о проведении отдельных мероприятий по повышению производительности труда – тактическим. Оперативные решения включают в себя решения, направленные на решение текущих проблем.

Стратегические решения принимаются на самом высоком уровне управления организацией, в то время как тактические и оперативные решения принимаются на самом низком уровне. Стратегические решения – это инициативные решения, которые принимает высшее руководство организации под влиянием внешних факторов, то есть они берут на себя инициативу. Тактические решения носят нормативный характер, так как они конкретизируют указания вышестоящего руководства.

В зависимости от порядка принятия решение может быть индивидуальным, коллективным или коллегиальным.


Индивидуальная (индивидуальная) форма характеризуется тем, что руководитель единолично принимает решения и несет за них персональную ответственность, при этом в процессе подготовки решения прислушивается к мнению подчиненных, консультируется со специалистами и специалистами.

Индивидуальное принятие решений значительно повышает ответственность руководителя за результаты, процесс принятия решений обычно ускоряется, а определение источника успеха или неудачи в этом случае упрощается.

Коллективная форма принятия решений означает, что решение принимается членами определенной группы, которые связаны формальными или неформальными отношениями. Решение принимается либо голосованием, либо консенсусом. Для принятия решения может потребоваться простое или квалифицированное большинство голосов, в зависимости от правил, установленных для данной процедуры.

Коллективный порядок позволяет принимать окончательное решение с учетом мнений многих членов группы, и в этом смысле групповое решение более объективно, чем индивидуальное.

Коллегиальная форма принятия решений заключается в том, что решения принимаются группой специалистов, уполномоченных для этой цели группой. Поэтому в современных акционерных обществах самые основные вопросы – распределение доходов, высота дивидендных выплат, реорганизация и выбор органов управления обществом – коллективны и принимаются общим собранием. Решения, касающиеся текущей хозяйственной деятельности общества, принимаются правлением, т. е. группой руководителей, которые управляют обществом, считаются коллегиальными.

Коллективные и коллегиальные формы принятия решений существенно снижают ответственность и практически исключают возможность выявления лиц, ответственных за некачественное и неэффективное принятие решений.

По способу установления решения они делятся на письменные и устные. Управленческие решения, как правило, фиксируются в письменной форме в виде приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Приказ является наиболее актуальной формой решения, определяющей условия и методы реализации поставленной задачи. Тип приказа – распоряжение – регулирует более конкретные вопросы и может существовать в некоторых случаях устно.

Устная форма решения применяется также в чрезвычайных ситуациях. Его недостатком является то, что участники реализации решения могут исказить его содержание и интерпретировать решение по-другому. Кроме того, этот процесс не всегда осознан, но он сопряжен с недостаточным пониманием полученной информации.


Способ фиксации решения в автоматизированных системах-кодирование (дискеты, табулограммы и др.).

По степени повторяемости (новизны) решения делятся на две группы: традиционные (запрограммированные), оригинальные (незапрограммированные).

Запрограммированные решения составляют около 90 % большинства решений, принимаемых в типичных ситуациях. Эти решения не требуют дополнительного сбора информации, аналитической и исследовательской работы, т. е. они принимаются с использованием трафарета. Программные решения, как правило, лежат в основе деятельности менеджеров среднего и низшего звена управления.

Незапрограммированные решения принимаются в новых ситуациях, требующих сбора и анализа информации и проявления ведущих талантов.

Некоторые авторы классифицируют решения по критерию новизны на четыре группы: рутинные, селективные, адаптивные и инновационные.

Рутинные решения, принимаемые по определенной программе, как правило, не требуют высокой квалификации и творческого подхода. Могут быть назначены сотрудники, которые дисциплинированны и имеют определенный уровень специальных знаний в тех областях, где необходимо принять решение.

Однако селективные решения предполагают большую свободу выбора в ограниченных пределах. Могут быть назначены люди, имеющие необходимый уровень квалификации с точки зрения теоретического образования и практического опыта. Обычно это менеджеры среднего звена.

Адаптивные решения требуют сочетания большого багажа в прошлом разработанных методов решения проблем с умением оценить специфику текущей ситуации и реализовать сочетание оригинальных идей, с уже накопленным опытом. Этот вид принятия решений требует высокой квалификации и отличных управленческих навыков в сочетании с достаточно широким кругом должностных обязанностей.

Инновационные решения основываются на управленческих навыках, определенных чертах характера, высоком статусе, т. е. как правило, это решения, принимаемые на самом высоком уровне управления.

По содержанию решения делятся на те, которые имеют количественные характеристики, и те, которые не имеют количественных характеристик.

Решения, имеющие количественные характеристики (достижение определенного объема производства, уровень рентабельности вложения определенных средств в маркетинговые исследования), могут быть приняты с использованием различных математических и статистических методов. Оценка качества этих решений значительно облегчается тем, что можно сравнить достигнутый уровень с тем, который был запланирован.


Решения, не имеющие количественных характеристик (например, создание психологической обстановки в коллективе, многие кадровые вопросы), должны приниматься другими методами. Эти решения носят субъективный характер, поскольку определяются личностью субъекта, принимающего решения.

Классификация решений в зависимости от области их получения (контрольная функция) определяет такие решения, как экономические, организационные, социальные и технические, либо как относящиеся к функциям стратегического планирования, делегирования полномочий, мотивации и контроля.

По длительности периода действия различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные решения.

Долгосрочные решения являются перспективными, основанными на видении будущего, основанном на потребностях и условиях настоящего. Эти решения могут остаться невыполненными, если в будущем ситуация изменится или потребности изменятся.

Среднесрочные решения отражаются в обязательных планах и программах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные практические мероприятия.

Краткосрочные решения принимаются без предварительной подготовки.

По степени регламентации решения делятся на директивные (нормативные), ориентирующие и рекомендательные.

Политические (нормативные) решения разрабатываются высшими органами управления в условиях стабильной обстановки, с учетом текущих и перспективных проблем общества и предназначены для обязательной реализации на его нижестоящих уровнях.

Индикативные решения рассчитаны на более низкие уровни управления, которые функционируют в условиях значительной свободы.

Рекомендации принимаются консультативными органами и их выполнение не является обязательным, поскольку, как правило, те, к которым относятся эти решения, не подчиняются тем, кто их принимает.

Одно и то же решение для разных категорий исполнителей может быть директивным, ориентирующим и рекомендательным.

По методу различают выборочные и систематические решения.

Выборочное решение относится к одному или нескольким близким аспектам рассматриваемой проблемы.

Систематические решения охватывают проблему в целом во всем ее многообразии и взаимосвязанности.

Общие и специальные решения различают по ширине покрытия.

Общие решения касаются одних и тех же вопросов, относящихся к различным подразделениям организации.

Специальные решения касаются проблем, специфичных только для одного отдела.

В зависимости от системы оценки эффективности существуют решения с одним критерием и несколькими критериями.