Файл: Конспект урока русского языка по теме Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова умк Школа России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Буратино не может понять, что значит рожь золотая, руки золотые. Ключик золотой он понимает… (Слайд 21)
- Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой. (Слайд 22-25)

1) сделанный из золота, драгоценного металла жёлтого цвета (например: золотой ключик).

2) цвета золота, блестяще-желтого цвета.

3) прекрасный, замечательный, умелый.

- Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожь, золотые руки.

- Ребята! Так сколько значений имеет слово «золотая» (много).

Значит какое это слово? (Многозначное)

- А по одному слову можно понять, что это многозначное слово? (Нет).

(Это можно понять только по тексту (о чём говорится в тексте) или по картинке).

Физминутка (Слайд 26)

  1. Буратино рано встал.

Потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. Крепче Буратино стой, Вот он – ключик золотой
6. Работа в парах. Давайте поможет Буратино найти однозначные и многозначные слова. (Слайд 27)

-Сейчас возьмите, пожалуйста, карточки, на которых написаны слова. Вам нужно будет распределить их на две группы: однозначные и многозначные слова:

линейка

тетрадь

ручка

лист

(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).

- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?

- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает…

- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?

- Читает…

Посмотрите на доску как правильно распределить слова! ( Слайд 28)

Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради.

- Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные). Это: линейка и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова линейка и тетрадь.

- Внимательно посмотрите и запишите себе в тетрадь.

В следующей линейке запишите слова из второй группы.
Составьте с одним из них предложение. (Я купил тетрадь.) (Слайд 29)
Тоже самое выполните со словами второй группы.

- Внимательно посмотрите, как пишутся слова ручка и лист.

Составьте с одним из них предложение. (В пенале лежит ручка.) (Слайд 29)
7.Игра «Засели домик» (Слайд 30-37)
А сейчас Буратино предлагает нам поиграть. ( упр.16 с. 26)

Нужно угадать, в каком домике живут предметы. В одноэтажном слова которые являются однозначными, в многоэтажном – многозначными. Вы хлопаете в ладошки 1 раз, если слово однозначное, если многозначное –2 раза. А на доске можно увидеть, кто в каком домике живет.

-Как называются слова, которые имеют одно значение, а два или больше значения?

8. Давайте поиграем. Сейчас я буду называть слова, к которым вы должны подобрать противоположные по значению слова.

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово Высоко,
А ты ответишь (низко).
Скажу я слово Далеко,
А ты ответишь (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь (пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты: (нашёл).
Скажу тебе я слово Трус,
Ответишь ты: (храбрец).
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай (конец)!

Про­чи­тай­те слова па­ра­ми:

вы­со­ко – низко

да­ле­ко – близ­ко

по­то­лок – пол

по­те­рял – нашёл

трус – храб­рец

на­ча­ло – конец           

На­уч­ное на­зва­ние таких слов – ан­то­ни­мы. 



А теперь близкие по значению слова:

Автомобиль-машина

Врач-доктор

Дети-ребята

Грустный - печальный

Смелый – храбрый.

Научное название таких слов – синонимы.

СИНОНИМЫ – это слова близкие по значению. (Слайд 38)

Где можно познакомиться с этими словами? (в словарях)

9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
Итог урока.

Буратино нашёл свой ключик от волшебной дверцы, вы ему в этом помогли.

Он вместе с вами познакомился, что слова бывают однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению.


Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!

- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?

- С какими словами мы ещё познакомились?

- Где мы можем узнать значение слова?

10. Рефлексия