Файл: Конспект урока русского языка по теме Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова умк Школа России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Буратино не может понять, что значит рожь золотая, руки золотые. Ключик золотой он понимает… (Слайд 21)
- Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой. (Слайд 22-25)
1) сделанный из золота, драгоценного металла жёлтого цвета (например: золотой ключик).
2) цвета золота, блестяще-желтого цвета.
3) прекрасный, замечательный, умелый.
- Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожь, золотые руки.
- Ребята! Так сколько значений имеет слово «золотая» (много).
Значит какое это слово? (Многозначное)
- А по одному слову можно понять, что это многозначное слово? (Нет).
(Это можно понять только по тексту (о чём говорится в тексте) или по картинке).
Физминутка (Слайд 26)
-
Буратино рано встал.
Потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. Крепче Буратино стой, Вот он – ключик золотой
6. Работа в парах. Давайте поможет Буратино найти однозначные и многозначные слова. (Слайд 27)
-Сейчас возьмите, пожалуйста, карточки, на которых написаны слова. Вам нужно будет распределить их на две группы: однозначные и многозначные слова:
линейка | тетрадь | ручка | лист |
(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).
- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?
- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает…
- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?
- Читает…
Посмотрите на доску как правильно распределить слова! ( Слайд 28)
Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради.
- Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные). Это: линейка и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова линейка и тетрадь.
- Внимательно посмотрите и запишите себе в тетрадь.
В следующей линейке запишите слова из второй группы.
Составьте с одним из них предложение. (Я купил тетрадь.) (Слайд 29)
Тоже самое выполните со словами второй группы.
- Внимательно посмотрите, как пишутся слова ручка и лист.
Составьте с одним из них предложение. (В пенале лежит ручка.) (Слайд 29)
7.Игра «Засели домик» (Слайд 30-37)
А сейчас Буратино предлагает нам поиграть. ( упр.16 с. 26)
Нужно угадать, в каком домике живут предметы. В одноэтажном слова которые являются однозначными, в многоэтажном – многозначными. Вы хлопаете в ладошки 1 раз, если слово однозначное, если многозначное –2 раза. А на доске можно увидеть, кто в каком домике живет.
-Как называются слова, которые имеют одно значение, а два или больше значения?
8. Давайте поиграем. Сейчас я буду называть слова, к которым вы должны подобрать противоположные по значению слова.
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово Высоко,
А ты ответишь (низко).
Скажу я слово Далеко,
А ты ответишь (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь (пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты: (нашёл).
Скажу тебе я слово Трус,
Ответишь ты: (храбрец).
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай (конец)!
Прочитайте слова парами:
высоко – низко
далеко – близко
потолок – пол
потерял – нашёл
трус – храбрец
начало – конец
Научное название таких слов – антонимы.
А теперь близкие по значению слова:
Автомобиль-машина
Врач-доктор
Дети-ребята
Грустный - печальный
Смелый – храбрый.
Научное название таких слов – синонимы.
СИНОНИМЫ – это слова близкие по значению. (Слайд 38)
Где можно познакомиться с этими словами? (в словарях)
9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
Итог урока.
Буратино нашёл свой ключик от волшебной дверцы, вы ему в этом помогли.
Он вместе с вами познакомился, что слова бывают однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению.
Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- С какими словами мы ещё познакомились?
- Где мы можем узнать значение слова?
10. Рефлексия