Файл: Медицинская психология предмет, задачи, методы. Одилжонова Зохида Группа дксд 2011 Проверила Полина Алексеевна.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Медицинская психология: предмет, задачи, методы.
Выполнила: Одилжонова Зохида
Группа: ДКСД 2011
Проверила: Полина Алексеевна
Содержание
  • Медицинская психология
  • Предмет медицинской психологии
  • Задачи медицинской психологии
  • Методы психологии
  • заключение
Медицинская психология
Медицинская психология – это область науки, рассматривающая психические явления при психических заболеваниях.
В настоящее время в нашей стране медицинская психология понимается как раздел психологии изучающий психику больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности медицинского работника. Предмет медицинской психологии
  • Предметом медицинской психологии являются многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимального психологического климата для обследования и лечения больного.
  • Практически, как синоним понятия медицинская психология, в последние годы стал всё чаще использоваться термин клиническая психология. Клиническая психология – обследование, постановка диагноза и лечение людей, испытывающих психологические затруднения (Д.Майерс, 1998).
Предмет изучения медицинской психологии
Личность больного человека в широком смысле этого слова;
Медицинский работник;
  • Взаимоотношения больного и медицинских работников на разных этапах их общения.
Задача медицинской психологии
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
Научиться управлять ими;
Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

Быть теоретической основой практики психологической службы.
Общие задачи
• ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА;
• ПСИХОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА;
• ПСИХОЛОГИИ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА;
• ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА И БОЛЬНОГО;
• ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ОТДЕЛЕНИЯ;
• ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ И СОМАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ;
• ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА;
• МЕДИЦИНСКУЮ ДЕОНТОЛОГИЮ;
• ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА.
Частные задачи
  • ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КОНКРЕТНЫХ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ФОРМАХ БОЛЕЗНЕЙ
  • ПСИХОЛОГИЮ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ХИРУРГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
  • МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ, ВОЕННОЙ И СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Методы психологии
  • МЕТОД – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.
  • НАУЧНЫЙ МЕТОД представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.
  • МЕТОДИКА отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.
Метод наблюдения
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории. Метод эксперимента
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА – основной инструмент получения новых психологических фактов и объектов научного познания.


  • Различают лабораторный и естественный эксперимент.
  • В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных) с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Метод опроса
Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. Каждая психодиагностическая методика имеет определенные характеристики, важнейшей из которых является валидность – понятие, указывающее на то, что методики измеряет, и насколько хорошо это она делает. Другой важнейшей характеристикой является – надежность методики – отражает точность психодиагностического измерения и устойчивость результатов методики к действию случайных посторонних факторов. В каждом случает исследующий пользуется ограниченным числом патопсихологических экспериментальных методик (обычно не более 8-9), объединенных в так называемую батарею методик. Метод тестирования
  • Методы, с помощью которых устанавливается психологические качества личности, являются психологические тесты.
  • Тест – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций.
Заключение
  • Медицинская психология изучает психологические факторы, связанные с возникновением, лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний.
  • Представления о том, что личность человека, его эмоциональное состояние, отношения с окружающими могут повлиять на состояние здоровья, впервые были сформулированы великим врачом Античности Гиппократом. Он говорил о необходимости исследовать и лечить не болезнь, а больного. Эта гуманистическая идея направляла развитие медицинской психологии с момента ее возникновения.

Список литературы
  • 1. Клиническая психология. Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб., 2002
  • 2. Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020.
  • 3. Клиническая психология. Н. А. Государев. Учебное пособие.- М., «Ось – 89», 2007
  • 4. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019.
  • 5. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019.
Спасибо за внимание!