Файл: Особенности педагогического общения с детьми раннего возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 556

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Требование от детей, так называемых полных ответов, т. е. ответов, даваемых в форме распространённых предложений, должно опираться на обучение детей умению строить ответы в виде полных предложений.

В заключение необходимо сказать ещё об одном требовании к детским ответам, а именно: не допускать стандартных ответов, т. е. ответов, всегда одинаковых по формулировке. Часто подобные словесные штампы даются при ответах только на определённые вопросы. У многих воспитателей дети начинают свой рассказ по картине с такой стереотипной фразы: "На этой картине я вижу..."

Итак, правильно поставленный вопрос является одним из очень действенных и эффективных приёмов обучения маленьких детей, и задача каждого воспитателя -- овладеть этим необходимым для успешной работы приёмом. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, в ряду занятий по развитию речи под названием "занятия по живому слову" подразумеваются такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей.

К ним мы относим:

1) разговор с детьми

2) поручения и задания

3) беседы

4) рассказывание

5) чтение

6) письма

7) заучивание стихотворений

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.  Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.

Роль взрослого в формировании грамматической стороны речи.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз, детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.


Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений. Важно шире использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т. д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, т. е. то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

 При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенъка, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей, т. е. неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав?).

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой — постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо уметь пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.



Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1.     Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2.     Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.

3.     Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


Заключение

Современное дошкольное образование ориентировано на одну важнейшую тенденцию развития это потенциальные возможности и потребности личности обучаемого дошкольного образования. Через тесное общение обучаемого дошкольника со взрослым происходит полноценное проявление и последующее развитие личностных функций дошкольника. В основном отношения воспитателя и дошкольника носят субъект – объективный характер. Обучаемый рассматривается воспитателем как объект воспитательных воздействий. Отсутствие обратной связи затрудняет ориентацию деятельности воспитателя на потребности ребенка.

Исходя из этого, напрашивается вывод, что в большей части проблема воспитания заключается в проблеме общения. Чистота собственных поступков воспитателя, искренняя открытость перед детьми и спокойное, уважительное отношение к ним, это то – чего в действительности не хватает детям. Если воспитатель создает атмосферу доброжелательности в группе на период нахождения ребенка в детском саду, у него возникает приятное переживание, вырабатывается чувство уверенности. Что приводит к спокойному росту, веселому настроению и желанию встречать мир открытой улыбкой уверенного себе человека. В формировании личности ребенка определяющую роль играет взаимопонимание и контакт педагога с ребенком. Если воспитатель обладает чуткостью и безграничной любовью к детям, в его арсенале имеется множества приемов, которые помогают расположить ребенка к себе и дошкольному учреждению. Грамотный педагог, встречая с утра детей приветливой улыбкой, новой игрушкой поможет ребенку сгладить болезненное расставание с близкими. Опытный педагог опирается на положительные качества ребенка для установления контакта с ним. Очень важно, чтобы каждый из воспитанников был твердо уверен в том, что воспитатель считает его аккуратным, добрым, воспитанным, что каждый из них является в чем – то примером для сверстников. Чуткий педагог всегда подберет подход к разговору с ребенком. Для установления положительного контакта с ребенком, педагог выбирает общение «воспитатель – воспитанник», нежели со всеми детьми сразу. Только при условии глубокого понимания состояния души ребенка в данную минуту, возможен близкий контакт с ребенком.


Раздражительность, грубость с детьми, с большей легкостью воспринимаются ими, и становятся манерой их поведения, это то, чему поневоле научили их мы. Не стоит надеяться, на то, что ребенок вырастит доброжелательным и открытым, если взрослые с ним резки, говорят в форме приказа. Нужно отдавать себе отчет, в том, что чем больше вы делаете замечаний ребенку, тем не значительнее вес Вашего слова, но само по себе замечание не выглядит обидным, если оно сделано спокойным тоном. Ведь словом можно ранить сильней чем делом. Воспитанник по - разному, в зависимости от формы произношения, воспринимает информацию. Раздражение, обида, слезы, такая реакция следует на резкое замечание педагога. Даже порицание не колит слух ребенка, если оно звучит в доброжелательной интонации. Важно не злоупотреблять замечаниями. Главное создать у ребенка уверенность, что замечание воспитателя всегда по делу и справедливы. Решение этой не простой задачи зависит от того на столько многогранны и глубоки знания педагога, от того как хорошо он владеет словом, чтоб легко и понятно рассказать детям об окружающим их мире. Если манера общения педагога вызывает у детей положительную реакцию, воспитанники начинают тянуться к педагогу, и всегда услышат доброе слово воспитателя. Исходя из этого напрашивается вывод, что успех воспитания в большей степени зависит от контакта, устанавливаемого педагога с детьми. Для того, чтобы у ребенка привить любовь к детскому саду, к друзьям, к воспитателю, как грамотный педагог, воспитатель должен находить время для каждого ребенка, быть внимательным и чутким, приласкать, создать благоприятную обстановку в группе, чтоб ребенок чувствовал себя как дома.

Список литературы

  1. Белкина В.Н. «Психология раннего и дошкольного детства» Учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проспект; Гаудеамус, 2005г.

  2. Каменская В.Г. «Детская психология с элементами психофизиологии» М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005г.- (Высшее образование)

  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/03/02/osobennosti-obshcheniya-pedagoga-s-detmi

  4. https://studopedia.ru/11_237944_tema-pedagogicheskoe-obshchenie.html

  5. Ильина В.Н. «Развитие личности ребёнка» от 5 до 7. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010г.

  6. https://infourok.ru/soobshenie-ponyatie-i-sushnost-pedagogicheskogo-obsheniya-5268072.html

  7. Костяк Т.В. «Психологическая адаптация ребёнка в детском саду». Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008г.

  8. Урунтаева Г.А. «Психология дошкольника» Хрестоматия. – 2-е издание – М.: Издательский цент «Академия», 2000г.

  9. ГодфруаЖ. Что такое психология: в 2-х т., Т. 1. – М.: Мир, 2016. – 496 с.

  10. https://www.maam.ru/detskijsad/rasuzhdenie-na-temu-organizacija-soderzhatelnogo-obschenija-vospitatelja-s-detmi-v-raznyh-vidah-dejatelnosti.html

  11. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/11/organizatsiya-rechevogo-obshcheniya-vospitatelya-s

  12. Гомезо М.В. Возрастная психология /М.В. Гомезо, В.С. Герасимова – М.: Ноосфера, 2018. – 488 с.

  13. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Наука, 2015. – 312 с.

  14. https://studbooks.net/1922473/pedagogika/organizatsiya_soderzhatelnogo_obscheniya_vospitatelya_detmi_raznyh_vidah_deyatelnosti

  15. Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева – М.: Академия, 2017. – 360 с.

  16. https://studbooks.net/1922472/pedagogika/rech_vospitatelya_pedagogicheskie_trebovaniya_puti_sovershenstvovaniya_rechi_pedagoga

  17. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/10/02/statya-rech-vospitatelya-trebovaniya-k-rechi

  18. https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-obschenija-pedagoga-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html