Файл: Особенности педагогического общения с детьми раннего возраста.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 557
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функции педагогического общения являются развитием функций человеческого общения и обусловлены целями, структурой и содержанием педагогической деятельности. Перечислим и коротко охарактеризуем эти функции.
-
Восприятие и понимание личности ученика педагогом. Это познание физических состояний и личностных качеств ученика, обеспечивающее понимание его индивидуальности, определение перспектив его развития. -
Информационная функция обеспечивает процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию различных видов деятельности, в том числе самообразования; содействует развитию межличностных взаимоотношений в группе и т.д. -
Функция организации деятельности способствует формированию разнообразных умений личности, прежде всего организаторских, коммуникативных и др.; реализуется через участие учащихся в деятельности в роли организаторов или исполнителей. -
Нормативная функция обеспечивает усвоение нравственно-эстетической информации, моральных понятий и норм, правовых знаний и формирование соответствующих умений взаимодействия с окружающим миром. -
Регулятивная функция предусматривает осуществление контроля, коррекции деятельности и поведения учащихся. -
Функция обмена социальными ролями направлена на социализацию личности через смену социальных ролей; способствует формированию умений личности адекватно воспринимать и понимать других людей. -
Сопереживание есть уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности или группы. Данная функция способствует развитию эмоциональной чувствительности учащихся, формирует способность стать на позицию другого человека, воспитывает гуманность. -
Самоутверждение как функция общения обеспечивает ребенку веру в свои силы, осознание своего «Я», стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, способствует его самоопределению в разных сферах жизнедеятельности. В процессе общения самоутверждение личности строится путем создания условий для ее реальных достижений.
Осознание вышеперечисленных функций педагогического общения учителем поможет ему построить такую модель общения, которая обеспечит решение поставленных учебно-воспитательных задач.
Воспитание и обучение как педагогическое общение
Процессы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны, имеют одну и ту же сущностную характеристику – педагогическое общение. Это позволяет рассматривать их как стороны единого педагогического процесса.
Вместе с тем, у процессов воспитания и обучения есть специфические особенности и функции. В истории педагогики воспитание обычно связывают с формированием отношений личности к себе и окружающему миру и соответствующих личностных, прежде всего нравственных качеств, а обучение - с овладением знаниями, умениями, навыками, опытом деятельности.
С учетом вышесказанного дадим определения воспитания и обучения, отражающие сущность этих сторон педагогического процесса.
Обучение– это специально организованное, целенаправленное общение учителя и учащихся, в процессе которого осуществляется: познание ими окружающего мира, самих себя и усвоение результатов этого познания (знаний); воспроизведение и овладение разнообразными видами деятельности (умениями и навыками); усвоение общественно-исторического опыта эмоционально-ценностных (оценочных) отношений к себе и окружающему миру.
Воспитание– это специально организованное, целенаправленное общение воспитателя и воспитанников, в процессе которого осуществляется: овладение опытом эмоционально-ценностных отношений к миру и себе (поиск, усвоение, переживание, создание социальных, нравственных, эстетических ценностей); овладение опытом разнообразных видов деятельности и усвоение соответствующих знаний.
Нетрудно заметить, что в процессе и воспитания, и обучения педагог и воспитанники осуществляют три основных вида активности человека: познавательную, ценностно-ориентационную и практическую деятельность. Это основное условие организации эффективного педагогического процесса. Вместе с тем, каждый из этих видов деятельно имеет разное значение в процессе обучения и воспитания. В воспитании на первый план выходит ценностно-ориентационная деятельность, в обучении – учебно-познавательная. Практическая деятельность – необходимый компонент и обучения, и воспитания.
Выводы
Педагогический процесс - целенаправленное специально организованное педагогическое взаимодействие. Формально педагогическое взаимодействие есть целенаправленные, преднамеренные контакты (действия) педагога с ребенком, результатом которых являются взаимные изменения в сознании, отношениях, деятельности (поведении).
Благодаря общению процесс воспитания и обучения начинается с первых минут после рождения ребенка и продолжается всю жизнь. Именно в процессе общения индивида с людьми и с самим собой происходит процесс его социализации.
Педагогическое общение – это целенаправленное, специально-организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а их также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.
Выделяют следующие функции педагогического общения:
-
восприятие и понимание личности ученика педагогом; -
информационная функция; -
функция организации деятельности; -
нормативная функция; -
регулятивная функция; -
функция обмена социальными ролями; -
функция сопереживания; -
функция самоутверждения.
Процессы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны, они входят в сущностную характеристику – педагогическое общение.
Общение – это особый вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен мыслями, эмоциями, информацией при непосредственном межличностном или групповом контакте.
Предметом этой деятельности является человек, деятельность проявляется в виде поступка.
Педагогическое общение имеет по сравнению с межличностным некоторые особенности:
-
Это профессиональное общение воспитателя и ребенка, направление на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива. -
Общение, как один из видов деятельности является искусством, у которого есть свои правила и секреты (творческий подход). Знать их необходимо каждому педагогу.
Общение – это всегда творчество:
-
Умение передать информацию -
Точно ориентировать на конкретную личность -
Умение понять состояние ребёнка -
Умение организовать взаимоотношения с детьми и детей между собой -
Искусство управлять собственным психологическим состоянием, преодолевать разные психологические барьеры -
Умение быть оптимистичным и жизнерадостным
Функции педагогического общения:
-
Информационная. Педагог – источник информации. -
Познавательная. Познание ученика и вообще людей -
Организационная. С помощью общения организуется процесс деятельности: своей и других -
Сопереживание.
Виды общения:
-
Вербальное (через речь) и невербальное (через мимику и жесты).
При вербальном общении следует использовать интонации. Одно и то же замечание, сказанное с разными интонациями может восприниматься как наказание и как поощрение (Ты молодец! Ну, ты и молодец!) «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!»
При невербальном общении можно использовать более ста выражений глаз, более восьмидесяти выражений лица. Самыми выразительными являются руки.
-
Деловое и свободное.
Деловое общение предполагает планирование, соблюдение определенных правил, субординации, умений обсуждать проблему, анализировать процесс и результат общения.
Свободное общение педагог использует как правило вне урока, вне школы, во время отдыха, развлечения, праздника.
-
Социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное.
Социально-ориентированное – лекция, доклад, на телевидении и т.д.
Предметно-ориентированное – включение в труд, решение конкретной задачи, связано с какой-то деятельностью.
Личностно-ориентированное – не связано с какой – либо деятельностью, м.б. свободным, деловым.
Культура общения основывается на признании человека, как высшей ценности. Существуют простые правила:
«Поступай с другими так и относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе»
Структура общения соответствует логике педагогического процесса:
1. Моделирование предстоящего общения (прогностический). Требует знания аудитории, вероятных затруднений, динамики работы
2. Организация непосредственного общения (коммуникативная атака). Необходимо владеть приемами самопрезентации, динамического воздействия, техникой быстрого включения класса в работу
3. Управление общением. Умение поддерживать инициативу, поддержать диалог, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия
4. Анализ. Направлен на соотнесение поставленных целей, средств и результата. Что планировал? Как реализовал? Что получилось?
Стили общения:
1. Авторитарный. Жесткое управление, контроль, недоверие. Может быть использовано в критических ситуациях, в походах).
2. Попустительский (либеральный).
Педагог не проявляет инициативы, перекладывая ответственность на детей. Может быть использован, когда коллектив хорошо организован, дети сами способны управлять деятельностью и в ситуации отдыха.
3. Демократический. Учитель не только высказывает свое мнение, но и ориентируется на коллектив; занимает позицию первого среди равных. Коллективное принятие решений.
4. На основе увлеченности творческой деятельностью. Увлеченность общим делом, заинтересованность зарождает совместный поиск
1.2. Особенности педагогического общения с детьми дошкольного возраста
Общение педагога с детьми влияет на формирование личности самого ребенка. Воспитатель для дошкольника - носитель общественных правил, норм, требований и различных оценок (поощрения, порицания, запрета). В связи с этим у ребенка по отношению к взрослому формируется признание или непризнание его, доверие либо недоверие, умение выразить ему свои чувства, признательность, желание общаться с ним, сообщать о радостях и неудачах. Активность, как со стороны ребенка, так и со стороны воспитателя способствует лучшему их взаимопониманию в процессе общения.
В зависимости от того, что мотивирует ребенка к общению можно выделить основные формы общения ребенка со взрослым:
1. Ситуативно - личностная форма (до 2-х лет). В этом возрасте ребенок еще не может быть инициатором общения, но уже способен улавливать эмоциональную речь взрослых. Поэтому внимание и забота взрослых вызывают у детей радостные переживания, а агрессивность и злость - отрицательные эмоции и чувство страха.
2. Период 2-3 лет соответствует ситуативно-деловому общению, для данного возраста характерна предметная деятельность, лишь к концу возрастного периода переходит в игровую деятельность. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.
3. Внеситуативно - познавательная форма общения возникает в период от 3-х до 5-ти лет. Взрослея, возможности детей расширяются. Характерной особенностью этого периода есть то, что ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и их характеристиками. Главным помощником в общении и познании мира становится речь самого ребенка. Теперь он не только слушает разъяснения взрослых, но и задает вопросы. Но самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Похвала и одобрение «двигают» к познанию нового, а порицание и замечания, наоборот, может оттолкнуть от сотрудничества взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.