Файл: Особенности педагогического общения с детьми раннего возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 557

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функции педагогического общения являются развитием функций человеческого общения и обусловлены целями, структурой и содержанием педагогической деятельности. Перечислим и коротко охарактеризуем эти функции.

  • Восприятие и понимание личности ученика педагогом. Это познание физических состояний и личностных качеств ученика, обеспечивающее понимание его индивидуальности, определение перспектив его развития.

  • Информационная функция обеспечивает процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию различных видов деятельности, в том числе самообразования; содействует развитию межличностных взаимоотношений в группе и т.д.

  • Функция организации деятельности способствует формированию разнообразных умений личности, прежде всего организаторских, коммуникативных и др.; реализуется через участие учащихся в деятельности в роли организаторов или исполнителей.

  • Нормативная функция обеспечивает усвоение нравственно-эстетической информации, моральных понятий и норм, правовых знаний и формирование соответствующих умений взаимодействия с окружающим миром.

  • Регулятивная функция предусматривает осуществление контроля, коррекции деятельности и поведения учащихся.

  • Функция обмена социальными ролями направлена на социализацию личности через смену социальных ролей; способствует формированию умений личности адекватно воспринимать и понимать других людей.

  • Сопереживание есть уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности или группы. Данная функция способствует развитию эмоциональной чувствительности учащихся, формирует способность стать на позицию другого человека, воспитывает гуманность.

  • Самоутверждение как функция общения обеспечивает ребенку веру в свои силы, осознание своего «Я», стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, способствует его самоопределению в разных сферах жизнедеятельности. В процессе общения самоутверждение личности строится путем создания условий для ее реальных достижений.

Осознание вышеперечисленных функций педагогического общения учителем поможет ему построить такую модель общения, которая обеспечит решение поставленных учебно-воспитательных задач.


Воспитание и обучение как педагогическое общение

Процессы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны, имеют одну и ту же сущностную характеристику – педагогическое общение. Это позволяет рассматривать их как стороны единого педагогического процесса.

Вместе с тем, у процессов воспитания и обучения есть специфические особенности и функции. В истории педагогики воспитание обычно связывают с формированием отношений личности к себе и окружающему миру и соответствующих личностных, прежде всего нравственных качеств, а обучение - с овладением знаниями, умениями, навыками, опытом деятельности.

С учетом вышесказанного дадим определения воспитания и обучения, отражающие сущность этих сторон педагогического процесса.

Обучение– это специально организованное, целенаправленное общение учителя и учащихся, в процессе которого осуществляется: познание ими окружающего мира, самих себя и усвоение результатов этого познания (знаний); воспроизведение и овладение разнообразными видами деятельности (умениями и навыками); усвоение общественно-исторического опыта эмоционально-ценностных (оценочных) отношений к себе и окружающему миру.

Воспитание– это специально организованное, целенаправленное общение воспитателя и воспитанников, в процессе которого осуществляется: овладение опытом эмоционально-ценностных отношений к миру и себе (поиск, усвоение, переживание, создание социальных, нравственных, эстетических ценностей); овладение опытом разнообразных видов деятельности и усвоение соответствующих знаний.

Нетрудно заметить, что в процессе и воспитания, и обучения педагог и воспитанники осуществляют три основных вида активности человека: познавательную, ценностно-ориентационную и практическую деятельность. Это основное условие организации эффективного педагогического процесса. Вместе с тем, каждый из этих видов деятельно имеет разное значение в процессе обучения и воспитания. В воспитании на первый план выходит ценностно-ориентационная деятельность, в обучении – учебно-познавательная. Практическая деятельность – необходимый компонент и обучения, и воспитания.

Выводы

Педагогический процесс - целенаправленное специально организованное педагогическое взаимодействие. Формально педагогическое взаимодействие есть целенаправленные, преднамеренные контакты (действия) педагога с ребенком, результатом которых являются взаимные изменения в сознании, отношениях, деятельности (поведении).



Благодаря общению процесс воспитания и обучения начинается с первых минут после рождения ребенка и продолжается всю жизнь. Именно в процессе общения индивида с людьми и с самим собой происходит процесс его социализации.

Педагогическое общение – это целенаправленное, специально-организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а их также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Выделяют следующие функции педагогического общения:

  • восприятие и понимание личности ученика педагогом;

  • информационная функция;

  • функция организации деятельности;

  • нормативная функция;

  • регулятивная функция;

  • функция обмена социальными ролями;

  • функция сопереживания;

  • функция самоутверждения.

Процессы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны, они входят в сущностную характеристику – педагогическое общение.

Общение – это особый вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен мыслями, эмоциями, информацией при непосредственном межличностном или групповом контакте.

Предметом этой деятельности является человек, деятельность проявляется в виде поступка.

Педагогическое общение имеет по сравнению с межличностным некоторые особенности:

  • Это профессиональное общение воспитателя и ребенка, направление на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.

  • Общение, как один из видов деятельности является искусством, у которого есть свои правила и секреты (творческий подход). Знать их необходимо каждому педагогу.

Общение – это всегда творчество:

  • Умение передать информацию

  • Точно ориентировать на конкретную личность

  • Умение понять состояние ребёнка

  • Умение организовать взаимоотношения с детьми и детей между собой

  • Искусство управлять собственным психологическим состоянием, преодолевать разные психологические барьеры

  • Умение быть оптимистичным и жизнерадостным

Функции педагогического общения:

  1. Информационная. Педагог – источник информации.

  2. Познавательная. Познание ученика и вообще людей

  3. Организационная. С помощью общения организуется процесс деятельности: своей и других

  4. Сопереживание.


Виды общения:

  1. Вербальное (через речь) и невербальное (через мимику и жесты).

При вербальном общении следует использовать интонации. Одно и то же замечание, сказанное с разными интонациями может восприниматься как наказание и как поощрение (Ты молодец! Ну, ты и молодец!) «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!»

При невербальном общении можно использовать более ста выражений глаз, более восьмидесяти выражений лица. Самыми выразительными являются руки.

  1. Деловое и свободное.

Деловое общение предполагает планирование, соблюдение определенных правил, субординации, умений обсуждать проблему, анализировать процесс и результат общения.

Свободное общение педагог использует как правило вне урока, вне школы, во время отдыха, развлечения, праздника.

  1. Социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное.

Социально-ориентированное – лекция, доклад, на телевидении и т.д.

Предметно-ориентированное – включение в труд, решение конкретной задачи, связано с какой-то деятельностью.

Личностно-ориентированное – не связано с какой – либо деятельностью, м.б. свободным, деловым.

Культура общения основывается на признании человека, как высшей ценности. Существуют простые правила:

«Поступай с другими так и относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Структура общения соответствует логике педагогического процесса:

1. Моделирование предстоящего общения (прогностический). Требует знания аудитории, вероятных затруднений, динамики работы

2. Организация непосредственного общения (коммуникативная атака). Необходимо владеть приемами самопрезентации, динамического воздействия, техникой быстрого включения класса в работу

3. Управление общением. Умение поддерживать инициативу, поддержать диалог, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия

4. Анализ. Направлен на соотнесение поставленных целей, средств и результата. Что планировал? Как реализовал? Что получилось?

Стили общения:

1. Авторитарный. Жесткое управление, контроль, недоверие. Может быть использовано в критических ситуациях, в походах).

2. Попустительский (либеральный).
 Педагог не проявляет инициативы, перекладывая ответственность на детей. Может быть использован, когда коллектив хорошо организован, дети сами способны управлять деятельностью и в ситуации отдыха.

3. Демократический. Учитель не только высказывает свое мнение, но и ориентируется на коллектив; занимает позицию первого среди равных. Коллективное принятие решений.

4. На основе увлеченности творческой деятельностью. Увлеченность общим делом, заинтересованность зарождает совместный поиск

1.2. Особенности педагогического общения с детьми дошкольного возраста

Общение педагога с детьми влияет на формирование личности самого ребенка. Воспитатель для дошкольника - носитель общественных правил, норм, требований и различных оценок (поощрения, порицания, запрета). В связи с этим у ребенка по отношению к взрослому формируется признание или непризнание его, доверие либо недоверие, умение выразить ему свои чувства, признательность, желание общаться с ним, сообщать о радостях и неудачах. Активность, как со стороны ребенка, так и со стороны воспитателя способствует лучшему их взаимопониманию в процессе общения.

В зависимости от того, что мотивирует ребенка к общению можно выделить основные формы общения ребенка со взрослым:

1. Ситуативно - личностная форма (до 2-х лет). В этом возрасте ребенок еще не может быть инициатором общения, но уже способен улавливать эмоциональную речь взрослых. Поэтому внимание и забота взрослых вызывают у детей радостные переживания, а агрессивность и злость - отрицательные эмоции и чувство страха.

2. Период 2-3 лет соответствует ситуативно-деловому общению, для данного возраста характерна предметная деятельность, лишь к концу возрастного периода переходит в игровую деятельность. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.

3. Внеситуативно - познавательная форма общения возникает в период от 3-х до 5-ти лет. Взрослея, возможности детей расширяются. Характерной особенностью этого периода есть то, что ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и их характеристиками. Главным помощником в общении и познании мира становится речь самого ребенка. Теперь он не только слушает разъяснения взрослых, но и задает вопросы. Но самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Похвала и одобрение «двигают» к познанию нового, а порицание и замечания, наоборот, может оттолкнуть от сотрудничества взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.