Файл: Особенности педагогического общения с детьми раннего возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 553

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Особенности педагогического общения с детьми раннего возраста»

по дисциплине

Выполнена студентом (кой)

Специальности 44.02.01. Дошкольное образование

номер группы

Руководитель

Харланова Юлия Викторовна

2023 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты педагогического общения с детьми раннего возраста

1.1. Понятие «педагогическое общение» и его виды

1.2. Особенности педагогического общения с детьми раннего возраста

Глава 2. Особенности развития речи педагога в раннем возрасте

2.1. Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности.

2.2. Речь воспитателя и педагогические требования к ней. Пути совершенствования речи педагога.

Заключение

Список литературы

Введение

Общение — это сложный многоплановый процесс поддержания и развития контактов и связей между людьми, возникающий на основе потребности в совместной деятельности, предполагающий обмен информацией и выработку общей стратегии взаимодействия. Профессиональная коммуникация как вид общения, преследующий определенные цели, представляет собой определенное явление. Процесс общения сопровождает нас во всех сферах жизни с самого раннего возраста. Первые коммуникативные контакты ребенка обусловлены взаимодействием с родителями, учителями (воспитателями). В связи с повышением внимания общества к дошкольному образованию и воспитанию возрастают требования к профессиональному педагогическому общению воспитателей.

Уровень профессионализма воспитателя, его коммуникативная компетентность и психологическая готовность к установлению соответствующих, подходящих отношений с ребенком в рамках воспитательно-образовательного процесса, с одной стороны, обеспечивает высокую эффективность воспитательно-образовательного процесса, а с другой — безопасность образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение — это особое учреждение, которое является не только местом для обучения детей, но и пространством для различных форм общения.


Эффективность системы дошкольного образования напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, ее способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, обучая его устанавливать оптимальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.

В педагогике одной из существенных проблем является педагогическое общение субъектов образовательного процесса. Спроектированный стиль общения способствует эффективной реализации образовательных и воспитательных задач, успешному установлению доверительных отношений между педагогом и ребенком. Педагоги дошкольных учреждений оказывают особое влияние на развитие личности ребенка, так как способствуют его творческой реализации, самосовершенствованию.

Общение — одна из распространенных категорий, описанных в философской, социологической, психологической и педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен коммуникации с разных позиций, значения, вкладываемые в понятие «коммуникация», могут быть различными.

Даже в современной психологии существуют различные взгляды на природу процесса общения. Ряд ученых/психологов (К. Осгурд и другие) рассматривают общение как межиндивидуальный процесс, сводящийся к обмену информацией, к передаче чего-то кому-то (например, знаний, социального опыта и т.д.). В принципе, под коммуникацией здесь понимается процесс передачи и получения информации.

Согласно другому подходу (М. Аргайл, Т. Шибутани и др.), коммуникация сводится к пониманию, обмену информацией и взаимодействию, т.е. интеракции. В свете многих отечественных исследований можно утверждать, что к понятию «коммуникация» не полностью подходят только категории «общение» и «взаимодействие».

Процесс общения сопровождает всю нашу жизнь, в повседневных ситуациях человек активно вступает в общение по тому или иному поводу. Однако ситуации общения можно условно разделить на информационные и целенаправленные. В первом, в соответствии с названием, основным мотивом общения является обмен информацией. К этому типу взаимодействия относятся, например, такие ситуации, как разговоры в гостях, среди друзей или родственников, то есть такие случаи, когда человек может получать удовольствие от общения.

В отличие от первого варианта, целенаправленное общение обычно направлено на достижение результата, решение проблемы. Чаще всего целенаправленное общение связано с выполнением профессиональной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное общение всегда ориентировано на достижение цели. Цели, в свою очередь, определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Именно достижение или недостижение целей оценивает степень профессионализма работника, его эффективность, качество выполнения служебных обязанностей.



Исходя из этого, профессиональное общение понимается как процесс установления и поддержания прямого или опосредованного контакта, обусловленного профессионально значимыми целями, предполагающими ответственность за их реализацию, между работником и лицом, вовлеченным в его профессиональные интересы.

Проблеме педагогического общения посвятили свои работы К.А. Абульханова-Славская, Т.Ф. Базылевич, В.А. Горянин, М.И. Станкин. Сущность общения в рамках педагогики изучали такие ученые, как А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко, П.М. Ершов, Е.Н. Ильин, С.Ю. Курганов задумался. В работах С.Н. Батраковой, В.А. Толочек основное внимание уделяется особенностям профессионально-педагогического общения.

Таким образом, цель моей работы – изучение особенностей педагогического общения с дошкольниками

Объект моей работы – педагогическое общение

Предмет моей работы – процесс педагогического общения с детьми дошкольного возраста

Задачи моей работы:

  • Изучение понятия педагогического общения.

  • Особенности педагогического общения с детьми дошкольного возраста

  • Требования к педагогическому общению.

  • Выявит особенности профессиональное педагогическое общение;

  • Проанализировать специфику педагогического общения в дошкольном образовательном учреждении;

  • Рассмотреть понятие профессионализм и коммуникативная компетентность педагога ДОУ.


Глава 1. Теоретические аспекты педагогического общения с детьми дошкольного возраста

    1. Понятие «педагогическое общение» и его виды

В истории педагогики развитие представлений педагогов о воспитании шло от философского описания этого явления в направлении выделения его сущностных аспектов. Приведем примеры. Философское описание воспитания содержится в трудах мыслителей античности. Так, древнегреческий философ Платон понимал «под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином». Важность воспитания подчеркивали также Аристотель, Демокрит и др.

Часть философов и педагогов видели суть воспитания в формирующем воздействии, влиянии на личность ребенка, рассматривая его при этом как объект воспитания. Эта идея находит свое выражение и в современной трактовке воспитания как специально организованного педагогического воздействия на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом свойств и качеств.


В педагогических трудах встречается немало указаний на природосообразность воспитания. Еще Демокрит утверждал: «Природа и воспитание подобны». Эту мысль развивали также Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.

Ряд педагогов понимали воспитание как развитие природных задатков и способностей ребенка. Эту мысль, например, Л.Н. Толстой выразил так: «воспитание – это питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет».

Наиболее важными с точки зрения рассматриваемого вопроса являются такие аспекты в понимании сущности воспитания:

- воспитание как создание благоприятных условий для саморазвития личности;

- воспитание как организация совместной деятельности детей и взрослых по овладению культурой общества: знаниями, умениями, социальными и духовными отношения и ценностями;

- воспитание как духовное общение личностей, их духовное взаимообогащение (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, и др.)

Принимая во внимание вышесказанное, попытаемся выяснить, что же является сущностью воспитания и обучения, а значит и педагогического процесса в целом.

Педагогический процесс - целенаправленное специально организованное педагогическое взаимодействие. Формально педагогическое взаимодействие есть целенаправленные, преднамеренные контакты (действия) педагога с ребенком, результатом которых являются взаимные изменения в сознании, отношениях, деятельности (поведении).

Какова же сущность педагогического взаимодействия, а значит, и педагогического процесса в целом? Как философское понятие сущность какой-либо вещи или явления – это их смысл, то, что они представляют сами по себе в отличие от всех других вещей или явлений и при любых изменениях обстоятельств их существования. Сущность – это то общее, необходимое, определяющее, без чего предмет не может существовать, и от чего зависят все другие его стороны.

Педагогическое взаимодействие не может осуществляться без общения. Именно благодаря общению процесс воспитания и обучения начинается с первых минут после рождения ребенка и продолжается всю жизнь. Именно в процессе общения индивида с людьми и с самим собой происходит процесс его социализации.

Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Общение изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности. При этом подчеркивается, что общение есть специфическая деятельность, обеспечивающая все другие виды деятельности. Общение это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Часто общение сводят только к коммуникации – обмену информацией посредством языка или других знаковых средств. В этом узком понимании общение выступает в качестве средства воспитания и обучения или их составляющей.


В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.

Когда утверждают, что общение является сущностью педагогического процесса, то имеют в виду именно понятие «общение» в широком значении.

Во всех встречающихся в научной литературе трактовках понятия «общение» присутствует термин «взаимодействие». Уже это позволяет считать общение сущностной характеристикой педагогического взаимодействия.

В процессе общения происходит становление человеческой индивидуальности, формируется познавательная и эмоционально-волевая сфера, усваиваются конкретные виды социальной деятельности. Кроме того, общение одна из базовых человеческих потребностей. Психологи утверждают, что задатки к общению у человека врождённо, но они должны быть развиты до уровня способности в процессе воспитания личности. Отсюда следует, что у разных людей разные способности к общению.

В структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных компонента:

1) обмен информацией между субъектами общения (коммуникативная сторона общения);

2) обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения);

3) восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга (перцептивная сторона общения).

Соответственно говорят о коммуникативной, интерактивной, перцептивной функциях общения.

Охарактеризованные выше стороны и функции общения характерны и для общения педагога с учащимися.

Педагогическое общение, его функции и содержание

Для обозначения процесса общения педагога с воспитанниками существует специальное понятие – «педагогическое общение». Для того чтобы педагогическая деятельность была эффективной, необходимо чтобы она строилась «по законам общения» (Н.В. Кузьмина).

Чем же отличается педагогическое общение от повседневного общения людей?

Во-первых, педагогическое общение всегда преднамеренное, специально организованное. Во-вторых, оно всегда целенаправленное. Педагогическое общение - это общение между педагогом и воспитанниками, в ходе которого они решают учебные, воспитательные и развивающие задачи. Дадим определение.

Педагогическое общение – это целенаправленное, специально-организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а их также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.