Файл: Роль малых нефтяных компаний в развитии экономики России.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Малых нефтяных компаний в России становится все меньше. Ухудшение отечественной структуры запасов требует обратного. Следовательно, можно сказать, что нынешняя структура отечественной нефтегазодобывающей промышленности выглядит нелогично. С одной стороны, минерально-сырьевая база на 75% состоит из мелких и мельчайших месторождений с извлекаемыми запасами менее 10 млн. т. С другой стороны, доля малых предприятий – всего-навсего 10-12%, тогда как в США, Канаде или Австралии небольшие предприятия уже не первое десятилетие обеспечивают 40-45% нефтедобычи.
В отличие от России, в США эксплуатацией малодебитных скважин заняты тысячи так называемых независимых нефтяных компаний и благодаря налоговому стимулированию рентабельна эксплуатация скважин даже с дебитами до 100 кг в сутки. Крупные же транснациональные нефтяные компании с колоссальными финансовыми ресурсами заняты разработкой крупных высокодебитных месторождений. По мере их истощения крупный бизнес не имеет возможности эффективно эксплуатировать истощенные месторождения. Последние обычно продаются мелким независимым компаниям, которым созданы условия для их рентабельной эксплуатации.
Нефтяная отрасль очень затратна, малые компании постоянно нуждаются в большом количестве финансовых вложений. При существующих условиях, когда положение многих МНК нестабильно, инвесторы не рассматривают данные проекты как привлекательный вариант для вложения денежных средств. Расходы компаний слишком велики. Вкладывая миллионы рублей на разведку или обустройство месторождений, компания никогда не может быть на 100% уверена, что в будущем это принесет ей огромную выручку и окупит все понесенные затраты. Наиболее эффективный и реальный выход из данной ситуации - это комплексная поддержка со стороны государства в отношении МНК. Во-первых, необходимо внедрить дифференцированную систему налогообложения, возможно, осуществлять субсидирование малого нефтяного бизнеса. Во-вторых, предоставлять льготы для всех участников производственного процесса, и для компании, и для ее инвесторов.
С другой стороны, компании не должны полностью полагаться на государство, и постоянно обвинять его в своих финансовых неудачах. В свою очередь, им также необходимо внедрять инновации в производство, осуществлять сотрудничество с передовыми инновационными компаниями и институтами по производству оборудования для нефтедобычи, тем самым стараться снизить свои капитальные и операционные расходы.
2 Тенденции ННК в развитии экономики
2.1 Положение ННК в России
Малый нефтяной бизнес в нашей стране зародился в 1990-е гг. Вначале в данном секторе наблюдался бурный рост, но сейчас число малых предприятий постоянно сокращается. В настоящее время общее количество независимых нефтяных компаний в России составляет около 160, однако по-настоящему независимыми можно назвать лишь 50. Тем не менее, российские ННК добывают более 4% всей нефти в стране, и по прогнозам специалистов, эта цифра будут расти.
По данным Ассоциации малых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», доля продукции ННК в 2005–2021 гг. в общем объеме по стране колебалась от 4% до 10%, и за этот период ими было добыто около 300 млн. т нефти, причем только за 2010 г. малые компании добыли около 21,9 млн. т нефти. Однако, даже такие немалые показатели не в полной мере отражают реальный вклад ННК в общеотраслевую добычу, поскольку в рассматриваемый период происходили их поглощения крупными ВИНК. Если бы не было слияний и поглощений (т. е. при сохранении численного состава ННК таким, каким он был на начало 2015 г.), то расчетная добыча нефти по независимым нефтяным компаниям составила бы за 2021 г. более 60 млн. т.
Если сравнивать динамику развития ННК и ВИНК, то стоит признать, что, несмотря на малые размеры бизнеса, малый нефтяной сектор демонстрирует выдающиеся результаты. К примеру, рост объемов добычи нефти в 2018 г. по отношению к 2017 г. у по вертикально интегрированным компаниям составил 1,5%, по отрасли в целом –2,5%, а по малым компаниям – 18,9%.
Из-за увеличения внутренней цены на нефть, сделавшего бизнес ННК более рентабельным, в 2021 г. этот разрыв в темпах роста не только не сократился, но увеличился. Так, добыча по сектору ННК возросла на 17,4%, по отрасли – на 2,2%, по ВИНК – только на 1,1%. Можно сказать, что крошечные и маломощные ННК дали такой же по абсолютным размерам прирост добычи, как и все ВИНК вместе взятые.Реклама
В региональном разрезе в 2021 г. 3/4 всей нефти (74,2%) ННК добыли Ханты-Мансийском АО, Татарии и Коми. По состоянию на 1 января 2022 г. именно здесь (плюс Оренбургская обл.) находилось 91 независимое нефтяное предприятие, т. е. 59,5% от их общего количества. Еще в пяти регионах (Томск, Калмыкия, Самара, Саратов, Удмуртия) работала 31 компания. Всего на эти девять регионов приходится около 4/5 независимых производителей нефти (122 организации или 79,7%).
2.2 Значение ННК для повышения конкурентоспособности российской экономики
Много экспертов сходится во мнении о том, что именно ННК могут сыграть определяющую роль в повышении конкурентоспособности российской экономики. Среди основных аргументов выделим следующие:
1. Мелкие месторождения нефти (до 10 млн. т) и месторождения с трудно-извлекаемыми запасами, т. е. сфера повышенной компетенции ННК, составляют основной нефтяной ресурс будущего. По мере извлечения нефти из гигантских и крупных месторождений, истощения разрабатываемых залежей, стремительно ухудшаются структура и качество запасов, находящихся в эксплуатации. Существует необходимость доразведки и освоения в основном небольших месторождений, к тому же в нераспределенном фонде - именно мелкие нефтяные залежи. Ко всему прочему, сегодня более 27 тыс. скважин, то есть около четверти всех скважин в стране простаивает: их эксплуатация для нефтяных гигантов невыгодна. И именно ННК продолжают доработку простаивающих и низкодебитных скважин, т. е. развивают у себя компетенции, жизненно важные для дальнейшего существования отрасли.
2. ННК активно занимаются геологоразведкой и бурением скважин. Так, в 2010г. на "малышей", несмотря на неизмеримо меньшую, чем у ВИНК долю в общей нефтедобыче страны, пришлась половина из всех введенных в России месторождений, в 2016 г. – около 1/3 (см. рис.2.1). Причина этого лежит в куда более сильной мотивации ННК к развитию производства, чем у ВИНК. Если ВИНК в последнее десятилетие могли строить свою стратегию на конвертации высоких мировых цен в текущую прибыль и в скупку собственности в России и за рубежом, а инвестиции в добычу держать на заниженном уровне, то для ННК инвестиции были фактором выживания. Так, многие ННК вообще берутся за разработку бедных месторождений в расчете, что дополнительная разведка улучшит их потенциал. Не случайно, независимые производители обеспечивают удельные показатели по инвестициям в нефтедобычу, превышающие отраслевой уровень в 2—3 раза.
Рис. 2.1 Доля новых месторождений ННК в отрасли, %
Источник: Большие возможности малых компаний // Мировая энергетика.- 2018.-№8. [9]
3. Малые предприятия более восприимчивы к новым технологиям, инновационным проектам, которые в свою очередь приводят к увеличению эффективности нефтедобычи. Несмотря на худшую, чем у ВИНК, сырьевую базу, отсутствие полноценной производственной инфраструктуры, перерабатывающих и перевалочных мощностей, многие ННК снижали операционные затраты и довели их до среднеотраслевого уровня, используя инновационные технологии. Известно, что высокие технологии – дорогое удовольствие, тем не менее, малые предприятия находят деньги или неденежные, малобюджетные способы приобщения к высокотехнологичным решениям и инновациям.
4. ННК выполняют важную социальную функцию. Независимые нефтяные компании обеспечивают работой более 20 тыс. человек в самом секторе и около 100 тыс. в смежных отраслях.
ННК платят налоги по месту их расположения, что особенно важно для формирования бюджетов в отдаленных городах и поселках. Деятельность независимых малых компаний во многом позволила снизить в регионах деятельности социальную напряженность, сохранить существующие и создать новые рабочие места.
Именно малые и средние предприятия разных секторов экономики создают средний класс – основу стабильности общества, поэтому развитие малого и среднего бизнеса является одним из главных условий устойчивости государства.
2.3 Иркутская нефтяная компания: стратегия достижения успеха
Иркутская нефтяная компания (ИНК) была создана в 2000 г. для разработки нефтегазовых месторождений Иркутской области. Интересно отметить, что в отличие от других регионов нашей страны, Восточная Сибирь еще не поделена между крупными нефтяными компаниями. Это отчасти облегчает жизнь малых и средних компаний, поскольку здесь у них появляется шанс избежать поглощения ВИНК и сохранить независимость. Отметим, что в Сибирском федеральном округе работают 9 малых независимых нефтяных: Восточная транснациональная компания (Томск), Иркутская нефтяная компания (Иркутск), «Норд-Империал» (Томск), «Южно-Охтеурское» (Томск), «Матюшкинская вертикаль» (Томск), «СТС-Сервис» (Томск), «Дулисьма» (Иркутск), «Сибинтернефть» (Томск), «Стимул-Т» (Томск). Лидером же по добыче нефти в СФО на сегодняшний день является нефтяная компания «Роснефть» (благодаря
приобретению бывших активов ЮКОСа, в частности, «Томскнефть ВНК»). Также в регионе активную добычу ведет ТНК-ВР.
ИНК начала свою деятельность как поставщик нефти для муниципальных хозяйств и предприятий Усть-Кутского и Катангского районов. Однако за шесть лет она успела превратиться в крупнейшего в Иркутской области производителя нефти и конденсата. «Становление компании проходило в сложное время, не было оборудования, кадров. На севере области, где мы купили участки, не было дорог, трубопроводов, все приходилось начинать с нуля, - вспоминает Марина Седых, генеральный директор ИНК, - однако мы сумели встать на ноги и сегодня лидируем по добыче «черного золота». Нас, как местную, «доморощенную» компанию не тревожит тот факт, что в нефтегазовый сектор области пришли международные корпорации. Ведь все что нам удалось достичь - сделано в полном соответствии с действующим законодательством. Сейчас у нас уже 10 добывающих и разведочных лицензий. Теперь надо остановиться и начать «копать вглубь», направить инвестиции на разработку месторождений».
За прошедшие 7 лет успешного развития компании удалось вырасти до размеров средней нефтяной компанией. Сегодня нефтяная компания» – это холдинговая компания, куда входит управляющая компания и сервисные подразделения, занимающиеся бурением и капитальным ремонтом скважин. Суммарно на территории Иркутской области компания владеет десятью лицензиями на добычу и разведку углеводородного сырья.
Сегодня ИНК - единственная компания в области, которая непосредственно занимается промышленной добычей нефти. По своему составу нефть, добываемая предприятиями, входящими в структуру ИНК, ближе всего по качеству к Сибирской легкой (Siberian Light), которая ценится дороже, чем Urals и Brent и имеет низкое содержание серы, что важно при экспорте.
За прошедшие с момента основания годы численность сотрудников компании увеличилась в семь раз и превысила 500 человек. Вахтовые поселки компании имеют общую численность проживания до 300 человек. Для сравнения: персонал ОАО "ЛУКОЙЛ" насчитывает около 250 тыс. специалистов (ведущих деятельность в России и еще 40 странах мира).
Компания владеет лицензиями на семь участков и четыре месторождения в Иркутской области, суммарные запасы которых составляют 24 млн. тонн нефти и газового конденсата и более 70 млрд. куб. м газа, из которых на данный момент освоены менее 5%.