Файл: Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
будут доминировать именно такие ситуации, поэтому процесс принятия решения зависит исключительно от основных факторов внешнего фактора.

Многие руководители и специалисты должны изменить свои мысли о перспективах развития организации и принимаемых управленческих решениях, поскольку традиционно они относились к внешнему окружению с точки зрения традиционного перечня продукции, которая выпускается уже многие годы. Рынок же приводит к рассмотрению внешней среды как сферы рождения новейших потребителей, а также как сферы жесткой конкурентной борьбы. Другой причиной сложности в управлении является то, что описанное воздействие описывается многочисленными переменными, которые сложно прогнозировать. Для принятия рационального управленческого решения, учитывая влияние внешней среды, руководителям необходимо выбирать из большого числа комбинаций показателей в процессе управленческого решения.

Сегодняшняя изменчивость в окружающей среде заставила организации обратить еще больше внимания к окружающей среде, принимая управленческие решения. Как пишет Эльфар Элбин: «Внешний облик организации все чаще становится причиной проблем современным руководителям. На самом деле руководители важнейших организаций общества, деловых, учебных, государственных, под воздействием последних событий мира, вынуждены были сосредоточиться на быстро меняющейся среде, ее воздействии на внутреннее строение организации».

Внутренний фактор содержит не только факторы влияния, которые появляются внутри организации, а также факторы влияния, которые появляются внутри отделов и различных отделов. Например, знаний и приобретенного опыта человека, непосредственно участвующего в решении, уровня информированности каждого участника, ответственного за принятые решения, влияют на качественное решение. Также внутренние факторы относятся к фактору времени, поскольку насколько времени хватит на анализ всех вариантов или только на поверхностном изучении некоторых, зависит и дальнейшая судьбу всей организации. Объем ответственности ответственного сотрудника, личностные особенности, умение самостоятельно решать и отвечать за них, ораторское мастерство сотрудника в полном объеме помогут не просто сделать правильное решение, а поддержать его.

Т.е. мнения и действия каждого руководителя организации могут иметь существенное значение для процесса принятия решения.


Необходимость самостоятельно каждый день принимать решения о многочисленных проблемах и вопросах открывает потенциальную возможность человека принимать ответственность за свою деятельность, планировать работу не только маленького отдела и отдела, но всей организации.

Личностная оценка менеджера.

Личностная оценка содержит субъективный ранжирование значимости, качества и благосостояния. В отношении принятия решений оценка является компасом, указывающим человеку желаемое направление в случае выбора между альтернативными действиями. Важно отметить, что все решения по управлению построены на основе чьего-то ценного фундамента. У каждого человека есть своя система ценностей, определяющая его поступки и влияющие на принятые решение.

Исследования свидетельствуют о том, что ценности влияют на процесс принятия решений. Одна из первых исследовательских исследований о ценностях американских руководителей показала, что их система ценностей характеризуется явным перекосом к экономике, политике и науке в отличие от социальных, религиозных, эстетических аспектов.

Культурные различия имеют немаловажное значение, хотя как можно предположить, есть сходство ценностей руководителей разных государств. Например, руководители Австралии предпочитали «мягкого» подхода к управлению, уделяют большое внимание подчиненным, южнокорейцы больше внимание придают силе и не воспринимают другие проблемы, японцы демонстрируют уважение к высокопоставленным и обладают высокой степенью преданности компании.

В некоторых организациях используются формальные корпоративные декларации, для того чтобы принятые руководителями решения и поступки всех сотрудников организации отражали общее корпоративное значение. "Организации, которые провозгласили декларации ""ценности"", приводят людей к ожиданиям, основанным на признании этих ценностей в различных формах обучения."

Временное время и изменение среды.

Временное и информационное ограничение являются важнейшим фактором при решении управленческого решения. Ход времени, как правило, обусловлен изменением ситуаций. Если же они значительные, ситуация могла бы измениться так, что критерий для решения станет недействительным. Таким образом, решения должны быть приняты и реализованы до тех пор, пока информацию и предположения, на основе которых принимаются решения. Часто это сложно, потому что время между решением и действием велико. Более того, здравомыслие свидетельствует о том, что решения нужно принимать довольно быстро, чтобы желаемое действие сохраняло свои значения. Таким образом, учет временного фактора иногда приводит к тому, что руководители опираются на суждения или даже интуиции, а в нормальных условиях предпочтутся рациональные анализы.



Таким образом, нужно учитывать вероятность опережения решения собственного времени. Многие компании инвестировали миллионы в новых проектах, ожидая опережения конкурентов рынка, и выяснили, что приподнявшиеся и которые решили подождать, получили выигрыш.

Информационное ограничение.

Информация представляет собой данные о конкретной проблеме, человеке, целях или ситуациях. Информация нужна, чтобы рационально решать проблемы. Но в некоторых случаях необходимая информация для решения не доступна или слишком дорога. Стоимость информации должна включать время руководителя и его подчиненного, затрачиваемое на его сбор, и фактические затраты, например относящиеся к анализу рынков, оплате машинного времени и оплате услуг внешнего эксперта и так далее. Таким образом, руководство должно решать, существует ли выгода из дополнительных сведений, насколько важно это решение, зависит ли это от значительной части ресурсов организации, или от небольшой суммы денег.

Если получить информацию по приемлемым ценам не сложно, но эта возможность будет скоро появляться, то самое лучшее для руководителя - откладывать принятие решений, а если время — это не критический фактор, и потеря от задержки будет больше, чем перекрыта выгодой от того, чтобы принимать более качественное решение на базе дополнительных сведений. По большей части выгода и затраты субъективно оценивают руководителя, что особенно касается оценки руководителя стоимости своего времени, ожидаемых при решении улучшений.

Ограниченное поведение.

Много факторов, которые затрудняют межличностную и внутрикорпоративную коммуникацию, оказывают влияние на принятие решения. Например, руководство часто различно воспринимает существование проблемы и сущность. Они также могут различно воспринимать ограничения и варианты. Это влечет за собой несогласие и конфликты в ходе принятия решений.

Руководителям может быть так перегружена информация и данная работа, что они не смогут воспринимать открывающиеся шансы. Согласно одной из исследований, руководители дают разные определения одной проблемы по отделам, которые руководят. Глава может ощутить раздражение вышестоящего начальника, если он сообщит о реальном или потенциальном вопросе. Поведение последних в значительной степени зависит от того, как менеджер обменивает информацией с подчинёнными.


Директор может отказаться от того или иного курса действий в связи с личными пристрастиями или лояльностью к кому-либо. В итоге ему предстоит объективно проанализировать состояние текущего состояния капиталовложения или проектов. Утверждено, что на процессе решения влияют многочисленные факторы психологического характера и индивидуальные особенности.

Негативный эффект.

Принятие решений по управлению во многих вопросах — это искусство нахождения эффективных компромиссов. Победа в одном практически всегда идет в пользу другого. Решение о покупке более качественной продукции приводит к росту издержек, некоторые покупатели будут удовлетворены, а другие переходят на более дорогие аналоги.

Такие отрицательные последствия нужно учитывать при решении. Проблема принятия решения заключается в сравнении минусов и минусов, чтобы получить наибольший общий выигрыш. Часто менеджеру приходится высказывать субъективное мнение о допустимых негативных побочных эффектах при условии получения желаемого итога. Впрочем, какие-то негативные последствия никак не могут оказаться приемлемыми для руководства организации. Например, нарушения закона или этических правил. В таких случаях при выборе критериев для решения негативное воздействие следует рассматривать как ограничение.

Взаимозависимые решения.

Все решения в организации некоторое взаимосвязано. Для одного важного решения может потребоваться сотни решений, менее важных.

Большие решения оказывают влияние на организацию в целом и не только на сегмент, напрямую затрагиваемый этим или иными решениями. Если предприятие решит приобрести новый и производительный агрегат для предприятия, то она также должна найти способ повышения сбыта изделий. Поэтому закупка новой техники должна отражаться не только в производстве, но также и в отделах маркетинга и сбыта.

Способность увидеть, как в системе контроля и взаимодействия решения становится все важнее, когда они продвигаются на верхнюю ступень власти. Сотрудники, которые находятся на нижнем уровне иерархической системы, но обладающие способностью разглядывать взаимозависимость решения, часто становятся и кандидатами на высшее положение.

  1. Общие модели и методы принятия решений в условиях определенности, неопределенности и риска


Чтобы принять оптимальные решения, необходимо использовать метод научного подхода. Научный метод управления в науке менеджмента подразумевает определенную структуру процесса решения Приложения 2 и применение различных методик и методов принятия решения.

Модели решения.

Моделирование широко применяется для решения задач. Модель представляет объект, систему или процесс в форме, отличном от оригинальной, но сохраняя основные характеристики. Основными причинами применения модели в экономике являются естественные сложности многих организационно-экономических ситуаций, невозможность экспериментировать в реальном времени, а также ориентация руководителя на будущее в будущем.

Для управления в науке используются такие модели:

- Теория игр;

- Модели теории переходов;

- модели запасов;

- Линейная программа;

- Транспортная задача;

- Моделирование имитаций;

- Анализ сетей;

- Экономический анализ.

Теория игры.

Этот метод служит моделированием оценки влияния принятого решения на конкурента. Первоначально было разработано военными для того, чтобы учесть возможное действие противника в стратегии. В бизнесе используются игровые модели, чтобы прогнозировать реакцию конкурентов на перемены цен, модификации и освоения новых товаров, предложений дополнительного сервиса и так далее. Теория игр применяется реже других моделей, поскольку ситуации в мире реального времени очень сложные и нередко изменяются. Но все же теория игр может быть полезна, чтобы определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации решения в условиях конкуренции. Благодаря использованию этой теории организации можно прогнозировать действия конкурентов, которые являются преимуществами и увеличивают конкурентоспособность организации.

Для определения оптимальной очереди или оптимальной очереди используются модели теории оптимального сервиса или модели оптимальной обслуживания. Применяется в разных ситуациях с клиентами и их пунктами обслуживания, обслуживания клиентов по телефонам, обслуживания клиентов банком, количество складских площадок и так далее. Хорошо, хорошо, хорошо, используется для того, чтобы уравновешивать расходы на дополнительные сервисные каналы и потери от сервисных каналов на уровне, ниже оптимальной. Например, при слишком долгом ожидании клиента в банке очереди по обслуживанию, может возникать желание сменить банк. Таким образом, нужно увеличить количество сотрудников, обслуживающих заказчиков. Насколько нужно увеличить количество людей, поможет модель очередности.