Файл: Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В авиадиспетчерской работе из-за высокой динамики обстановки, больших объемов переработки информации, высокой скорости самолетов текущая обстановка может измениться в любое время, а также сразу устанавливается жесткое временное ограничение на принятие решений о длительности маневров, о предельно возможном времени полёта самолета на остатке топлива, о антиципируемом времени до вероятного столкновения с препятствиями и так далее. Хорошо, хорошо, хорошо, во многом выше сказанное касается операторов в системе управления железной дорогой, а также операторов на сложных производственных предприятиях. Сейчас, благодаря значительным увеличению числа машин и все большей интенсивностью движения автомобилей по дорогам, все больше возникает дефицит времени в деятельности водителя.

В анализе катастрофических событий вырисовываются достаточно четкие черты особенностей воздействия времени на человеческую деятельность. Причем в аварии, как вследствие того, что ситуация развивается до критической «точки», можно наблюдать не только проявление человека и действие в условиях, когда неожиданно установился большой или меньший лимит времени, но и пытаться выйти из критической ситуации, одновременно увеличивая сложность задачи, а также сократив запас времени для ее решения. В психологии преимущественно уделяется внимание негативному воздействию дефицита времени в психическом состоянии и деятельности человека. Установлено, что из-за дефицита времени деструктивная деятельность сопровождается существенным напряжением психики, резким неблагоприятным изменением функционирования физиологических систем и отрицательными эмоциональными состояниями. Д.Н. Завалишин подчеркивает, что подобная дезорганизация «выражается в медленном или наоборот ускоренном действии, ошибках или нарушениях действий, в тяжелом импульсивном психическом процессе восприятия, мышления, памяти, неадекватном реакции». Уменьшение времени способствует уменьшению объема внимания и распределению внимания, нарушению функционирования кратковременных памятей, затруднению воспроизведения нужной информации из долговременных памятей, ошибке восприятия, «пустой фиксации» «смотреть» и «не видеть». При большом темпе изменений ситуации происходят значительные изменения в характере процессов мышления. В случае появления дефицита времени способности к мышлению резко уменьшаются. Это свидетельствует о поверхностном анализе обстановки, о ошибках в интерпретации изменений в ситуации, о выдвижении неверных гипотез, о принятии неправильных решения. В то же время нередко встречаются две противоречащие тренды. Таким образом, для усложнения условий требуется напряженная интеллектуальная работа субъекта и активизация оперативной мышления, чтобы своевременно принять сложные и нестандартные решения. В то же время, при растущей динамике процесса развития, время для решений и действий значительно снижается, а это способствует устранению из программы реакции мыслительных действий и эвристических приемов, повышения качества результатов. В конце концов, увеличение количества времени, вероятно, может привести к прекращению действия человека, уменьшению точности, чтобы повысить скорость решения задач. Кроме того, дефицит времени способен оказывать на человека мобилизующее воздействие и стимулировать актуализацию скрытых активных ресурсов в психике и в целом организме, ускорить процессы психического процесса, реорганизовать систему действия в направлении создания новых эффективных, быстрых и эффективных способов действий. Большинство исследований, в которых уделяется внимание противоречию между одновременным стремлением субъекта к высокому точности и своевременному решению задачи, очень ограничено рассматривалось конкретное качественное изменение структуры и состава осуществляемой программы действий, исходя из объективного времени, отпущенного для достижения цели. Попытка разработки проблемы согласования точности и скорости действий осуществлена В. В. Чебышев. Одним из важнейших результатов ее работы стало определение и описание вариантов, соответствующих режимам дефицита времени темпов деятельности: напряжённых, труднодоступных, недоступных. Анализ характеристик этих вариантов темпов позволяет фиксировать постепенное увеличение у испытуемого от варианта до варианта скорости действия и вариации скорости действия, нервной и психической нагрузки, ошибки. В то же время автор не дает четкого содержательного разграничения вариантов темпа из-за изменений в системе управления испытуемыми. В работе Д.Н. Завалишина, В.Г. Денисов, В.Ф.Онищенко встречаются ряд терминов, характеризующих дефицитный режим: острые, резкие, лимиты времени. Однако авторы не приводят логически верных оснований для применения этих терминов. В связи с этим, согласно систематике определений временного режима деятельности К.К. Платонова, Б.М. Гольдштайн, для определения времени, оцениваемого субъектом, как минимально необходимого для осуществления действий с максимальной степенью точности и скорости, предлагается привести понятие о критических расходах времени выполнения действий. Время, которое субъект оценивает как
минимально необходимое для совершения действия, с субъективным допустимым снижением точности может быть определено как экстренное расходование времени выполнения действий. В зависимости от соотношений лимитов и расходов времени действия К.К. Платонов, Б.М.Гольдштейн, дают довольно общий вид дефицита времени, в котором не учитываются особые изменения процесса деятельности при разных величинах превышения расходов времени над лимитами. Предложенное нами определение критических и экстренных расходов времени позволяет достаточно четко определить уровень дефицита времени по качественным изменениям функционирования, которые отвечают скорости и точности решений подсистем деятельности. Классификация, предложенная В.В. Плохим, включает в себя три уровня недостатка времени: умеренная, когда человек может осуществлять действие с той же точностью или более высокой точностью, что и обычно, но при значительно меньших затратах времени; острая, когда в отличие от умеренного дефицита времени необходимость повышения скорости выполнения действия приводит к значительным снижениям точности результатов; тотальная, когда в отличие от умеренного дефицита времени необходимость повышения скорости выполнения действия приводит к значительным снижениям точности результатов. Выделенный уровень дефицита времени в некоторых моментах согласуется с предложенным В.В. Чебышевым вариантом темпа работы в условиях существенного временного ограничения. В то же время, если напряженный темп В.В. Чебышева связывается с каким-то повышением ошибок в действии, то умеренный дефицит времени позволяет отсутствовать такого повышения. И дальше, если почти единственное следствие попыток деятельности испытуемого В.В. Чебышева в недоступной степени было срывом деятельности, то как конструктивный исход из тотального недостатка времени предполагает применение субъекта качественно другого, но более эффективного, но значительно быстрого и значительно быстрого метода действий.

Заключение

Принятие решения является связующим процессом, необходимым для осуществления любых управленческих функций.

В процессе принятия решений влияют факторы, отражающие особенности руководства, который принимает решение, особенности окружающей среды, включая условия определенности, рисков или неопределенностей, и связанных с ними отрицательных последствий, информационных ограничений, взаимозависимости и взаимосвязи принятия решений и других факторов.



Среда для принятия решений варьируется по уровню рисков. Условия определенности существуют в том случае, если руководитель знает, какой результат будет для каждого выбора. В условиях опасности вероятность получения результата каждой решения может быть определена с известной правдоподобностью. Если недостаточно информации, чтобы прогнозировать уровень вероятности получения результатов в соответствии с выбором, условия принятия решения неопределенны. В условиях неопределенности руководство, основываясь на собственном сознании, должно определить вероятность возможного последствия. В целях пользы решение следует принять быстро, но не ограничивая время.

Личностная оценка руководителя может содержать субъективное ранжирование значимости, качества и блага, поскольку все управленческие решения, не только относящиеся к самой социальной ответственности и этике.

Много факторов, которые затрудняют межличностное и внутрикорпоративное общение, оказывают влияние на принятие решения о управленческих решениях. То есть по способу обмена информацией руководителя и подчиненных в значительной мере зависит поведение сотрудников. Может быть, что «проблема плохая», потому что куда важнее «красиво выглядеть». Директор может отказаться от того или иного альтернативы из-за пристрастия, симпатии или антипатии в отношении кого-то и так далее.

В большинстве случаев принятие управленческих решений — это искусство найти эффективные компромиссы, когда победа в одном случае приводит к победе в другом. Проблемой процесса принятия решений в условиях возможного негативного последствия является сопоставление минусов определенного решения со своим плюшкой, чтобы получить наибольший общий выигрыш. При выборе критериев для решения негативные последствия должны быть трактованы и использованы в качестве ограничений.

Все решения в организации связаны. Большие решения оказывают влияние на организацию в целом и не только на конкретный сегмент вида деятельности. Способность понять, как и как выстраивается и взаимодействует решение системы управления становится все важнее, когда руководитель продвигается в иерархическую систему власти.

Решение может быть рассмотрено как продукт управленческой работы, а принятие его как процесс, который приводит к появлению того продукта, можно считать процессом его принятия. Принятие правильного решения является областью науки, которую можно познать из книг и знать. Принятие правильного решения является областью управленческих искусств. Способности и умения этого делать развиваются благодаря опыту, который получил руководитель в течение всей своей жизни. Совокупные знания и умения составляют компетенцию каждого руководителя, и по уровню последнего говорится о эффективном или неэффективном руководителе.


Источники и литература

  1. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – 504с.

  2. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 2004.

  3. Карпов А.В​. Психология принятия управленческого решения. – М.: Юрист, 2006.

  4. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М: Дело, 2008. – 440 с.

  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ.– М.: Дело,2004. – 720с

  6. Управленческие решения. Шишкова Г.А., М: Ипполитова, 2002.

  7. . Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело,2000.

  8. Дегтярев А.А. Принятие политических решений. М.: КДУ, 2004.

  9. Классики теории государственного управления: Американская школа: Перевод с английского. /Под ред. Дж.Шафритц, А. Хайд. МГУ, 2003.

  10. Грин Д.П., Шапиро И. Объяснение политики с позиций теории рационального выбора: почему так мало удалось узнать? // Полис-1994

  11. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // МЭМО-1997-1

  12. Дьякова Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис-2003-3

  13. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М., 1984.