Файл: Коммерческие риски в современной торговле и пути их снижения.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
5) Демографический фактор
- повышение миграционной активности населения
- увеличение смертности
- старение населения
- рост числа служащих
- превышение количества умерших над количеством рожденных
- снижение рождаемости.
Изменение структуры населения по возрастным группам - привело к сокращению трудового потенциала, так как в трудоспособном возрасте во многих регионах страны оказалась меньшая часть населения [20]. Это требует от предприятия разработки стратегии экономии живого труда путем, повышения уровня автоматизации торговых процессов.
Таким образом, главным направлением стратегического развития ООО «Поехали» является дальнейший процесс минимизации рисков с целью резкого увеличения количества реализуемой продукции и увеличения сектора в общем объеме продаж на рынке туристических услуг в РФ до 10-15%.
Наличие различных рисков и количество ежегодно закрывающихся туристических фирм показывает, что этот бизнес не является таким простым, как кажется на первый взгляд. И, как любое дело, он требует тщательного и продуманного подхода. Определение рисков в туристическом бизнесе - главная составляющая стратегического планирования работы турфирмы с момента ее открытия и на протяжении всей ее деятельности Разные этапы жизни компании характеризуются разными рисками и, соответственно, разными методами противостояния им. Наиболее распространенными рисками для турфирмы могут стать:
Сезонность. Эта проблема обычно затрагивает даже крупные компании, работающие на рынке не один год, а новичкам и вовсе первое время стоит планировать убытки. Вне сезона отпусков новая компания может даже не выйти на самоокупаемость.
Персонал. Самая большая проблема - из турбизнеса уходят профессионалы и на их место приходят молодые сотрудники без опыта работы, либо с неправильным представлением о работе в туризме вообще. Элементарное незнание продукта приводит к утечке клиентов, которые не хотят общаться с непрофессионалами. Может иметь место воровство со стороны персонала, но этого можно избежать при правильной организации оплаты труда. Очень важен подбор персонала. Принятие решения туристом о покупке путевки на 50% может зависеть от менеджера компании.
Партнеры и конкуренты. С точки зрения стратегического планирования существуют такие риски, как усиление конкурентной борьбы, несоблюдение договорных условий партнерами, монополизация рынка и т.п.
Различного рода овербукинги (перепродажи мест размещения) в местах отдыха. Очень неприятная для агентства ситуация, которую сложно регулировать. Для уменьшения последствий таких рисков любое, даже мультибрендовое агентство, должно ограничивать число поставщиков (туроператоров) и внимательно отслеживать ситуацию на рынке туруслуг.
Имущественные риски связаны с вероятностью потери имущества по причине кражи, халатности, нанесения ущерба помещению, сбоя технологической системы и т.д. Внешние факторы, к которым относятся природные катаклизмы (цунами, ураганы, штормы и т.д.); экстремальные ситуации (военные действия, забастовки, эпидемии и т.д.); терроризм; политические отношения государств и, как следствие, ужесточение визового режима, ограничение по въезду в страну и т.д. Это наименее прогнозируемый риск в работе турагента и туроператора. Сложно предугадать саму проблему и реакцию туристов на нее. Как правило, войны и стихийные бедствия сопровождаются резким снижением цен на данное направление и, соответственно, снижением дохода агентства и т.д.
Однако несмотря на наличие столь большого количества рисков, существуют методы их снижения.
При выборе конкретного средства разрешения риска предприниматели должны исходить из следующих принципов:
- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
- нужно думать о последствиях риска;
- нельзя рисковать многим ради малого.
Существует четыре способа снижения риска
1. диверсификация - это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (лил продажи) другого.
Диверсификация не может полностью уничтожить риск, но она помогает его значительно снизить.
2. объединение риска или страхование - это метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Он лежит в основе страхования. Болезни, стихийные бедствия, кражи и тому подобные непредвиденные обстоятельства связанны со значительными расходами. Смягчить последствие этих обстоятельств помогает страхование.
3. распределение риска - это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно не велики.
4. поиск информации - большинство ошибочных решений связанно с недостатком информации. Получение ее может значительно снизить величину риска. Чтобы определить количество необходимой информации, следует сравнивать ожидаемые выгоды с ожидаемыми предельными издержками.
Строгая в экономическом и математическом смысле оценка ожидаемого риска в планируемой бизнес-операции требует высокой квалификации и наличия опыта деятельности в данном виде бизнеса. При значительном опыте ведения сделок бизнесмен чувствует степень риска интуитивно. Расчет предпринимательского риска может быть осуществлен только специалистом в области теории вероятностей и статистики, обладающим к тому же серьезными экономическими познаниями. Вместе с тем оценка возможных потерь, пусть грубая, приближенная, средняя, доступна даже начинающему предпринимателю, и такую оценку следует проводить до принятия решения об осуществлении бизнес-операции.
Нельзя не учитывать возможность наступления риска, спровоцированное теми или иными обстоятельствами, поэтому в следующем разделе будет проведена оценка наступления того или иного риска для фирмы ООО «Поехали». Прежде всего, с целью уменьшения степени, уровня вероятного риска по введению нового турпродукта компании ООО «Поехали» следует:
-
-
- Стремиться снизить фактор риска до возможно более низкого уровня.
- Оценить, продумать, какие виды потерь наиболее возможны, вероятны в данном виде предпринимательства, какова их ожидаемая величина, насколько часто они способны возникать.
- В случае превышения расчетной доли расходов, считать это допустимым, но они не должны быть слишком частыми, их вероятность должна быть существенно ниже единицы.
- Образовать специальный резервный фонд самострахования и четко представлять, из каких источников будут компенсироваться потери в случае ощутимого превышения потерь, угрожающих убытками и существенно превышающих прибыль.
- Страховать проводимые операции. Страхование риска представляет один из лучших способов его уменьшения, но оно связано с новыми потерями в виде страховых взносов, которые должны быть посильными для предпринимателя. Страховать можно имущество, коммерческие операции, перевозки грузов, здоровье, жизнь.
- При наличии критического риска желательно разделить его между всеми участниками операции согласно договору таким образом, чтобы общими усилиями можно было бы компенсировать возможные потери.
-
Не рискуя, предприниматель ничего не добьется. Перед тем как начинать какое-нибудь дело, заключать сделку предприниматель должен все просчитать, продумать. Он должен рассчитать прибыль от данной затеи, вероятность успеха, или другими словами рассчитать риск сделки, дела.
Поэтому можно сказать, что одна из главных задач компании ООО «Поехали» оценить риск и свести его к минимуму, чтобы получить максимальную прибыль в случае удачной сделки, дела и понести минимальные потери в случае неудачной сделки.
Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Она является наиболее обоснованным и относительно менее затратным способом снижения степени риска. Используется для нейтрализации негативных последствий несистематических (специфических) видов рисков. Она позволяет минимизировать в определённой степени и отдельные виды систематических (специфических) рисков — валютного, процентного и некоторых других. Принцип действия диверсификации основан на разделении рисков, чтобы препятствовать их концентрации.
В качестве основных форм диверсификации рисков турфирмы «Поехали» используются:
- диверсификация видов финансовой деятельности — предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций — краткосрочных финансовых вложений, формирования кредитного портфеля, осуществления реального инвестирования, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений и т.п.;
- диверсификация валютного портфеля («валютной корзины») предприятия – предусматривает выбор для проведения внешнеэкономических операций нескольких видов валют (обеспечивается снижение потерь по валютному риску предприятия);
- диверсификация депозитного портфеля — предусматривает размещение крупных сумм временно свободных денежных средств турфирмы «Поехали» на хранение в нескольких банках. Так как условия размещения денежных активов при этом существенно не меняются, это направление диверсификации обеспечивает снижение уровня депозитного риска портфеля без изменения уровня его доходности;
- диверсификация кредитного портфеля — предусматривает разнообразие покупателей продукции предприятия и направлена на уменьшение его кредитного риска. Обычно диверсификация кредитного портфеля осуществляется совместно с лимитированием концентрации кредитных операций путём установки дифференцированного по группам покупателей кредитного лимита;
- диверсификация портфеля ценных бумаг — позволяет снижать уровень несистематического риска портфеля, не уменьшая при этом уровень его доходности;
- диверсификация программы реального инвестирования — предусматривает включение в программу различных инвестиционных проектов с альтернативной отраслевой и региональной направленностью, что позволяет снизить общий риск по программе развития туристической деятельности на Юге РФ.
Экономическую эффективность политики минимизации рисков и ее измененных результатов чаще всего определяют путем измерения ее влияния на развитие товарооборота. Наиболее точно какой эффект дадут мероприятия, если увеличение сбыта товара происходит немедленно после воздействия маркетинга и рекламы. Простейший расчет экономической эффективности – отношение затрат на маркетинг к прибыли. Конечно реализация эффективности мероприятий достаточно долгий процесс и эффект от деятельности может проявиться не сразу.
Средний товарооборот до применения маркетинговых мероприятий составлял:
Тс = 982408/365 = 2691,53 тыс. руб.
Предполагается, что после внедрения рассмотренных мероприятий продажи возрастут на 5%. После внедрения маркетинговых мероприятий в последующий период товарооборот составит:
Тд = (2691,53 *5%*248)/100% = 333,75 тыс. руб.;
Экономический результат составит:
Э = ((333,75 *27%)/100%) – 41,3= 45,14 тыс. руб.;
Рентабельность будет составлять теперь:
Р = (45,14 *100)/ 41,3= 109,29%.
Таким образом, рентабельность предложенных маркетинговых мероприятий по совершенствованию товарной политику составляет 109,29%, а значит, предприятие получит дополнительную прибыль от их реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность применения всех перечисленных методов управления рисками по отношению друг к другу для каждого конкретного случая можно оценить путем сравнительного анализа. При незначительных потерях, например, независимо от вероятности их возникновения, рекомендуется принятие риска. Резервирование целесообразно при малых потерях, независимо от вероятности их возникновения, а также при допустимых потерях в случае низкой вероятности их возникновения. При увеличении сумм прогнозируемых потерь рекомендуется страхование риска. В случаях, когда вероятность возникновения потерь равна единице, а величина потерь характеризуется как «средняя» или «выше», специалистами рекомендуется избежание риска. Лучший результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения рисков предприятия.
Следует отметить, что сегодня российским коммерческим предприятиям приходится иметь дело с неустойчивым политическим и внутриэкономической средой. Экономическая и политическая ситуация выводит на первый план практически не подлежащего управлению риски, а вовсе не те, от которых можно защититься путем принятия каких-то решений и мер на уровне предприятия. Это определяет отсутствие у предприятий должного интереса к страхованию тех рисков, которые могут быть покрыты страховыми компаниями, к которым относятся классические риски, связанные с порчей и утратой имущества предприятия в результате пожаров и других чрезвычайных обстоятельств, страхованию работников от несчастных случаев на производстве, ответственности перед третьими лицами.