Файл: Коммерческие риски в современной торговле и пути их снижения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Риск, являясь неотделимой частью экономической, политической, социальной жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. В связи с этим главным и непременным критерием нормальной дееспособности современного предприятия является умение высшего руководства, опираясь на строго научную основу прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и эффективно управлять рисками. Риск связан с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений. Управление рисками на предприятии взаимосвязано с понятием «риск-менеджмент».

Риском можно и необходимо управлять, то есть использовать определенные меры, позволяющие максимально прогнозировать наступление рискового события и применять соответствующие мероприятия к снижению степени риска.

Сегодня среди промышленно развитых стран получили распространение два методологических подхода к управлению рисками на предприятии. При старом подходе руководители большинства организаций традиционно считают риск-менеджмент специализированной и обоснованной деятельностью, это касается управления страховыми и валютными рисками. Новый же подход заключается в ориентировании всего состава служащих и менеджеров на весь риск-менеджмент. В России же, по нашему мнению, традиционно используется старый подход к управлению рисками на предприятии, что существенно препятствует развитию предпринимательства в целом.

Предприятие, стремящееся занять ведущее место на рынке и желающее получать максимум прибыли, не может остаться в стороне от изменений, новых взглядов и подходов к управлению рисками. В результате этого необходимо рассмотреть все риски, как внутренние, так и внешние, которые могут помешать организации достичь целей.

Таким образом, актуальность исследования в сфере управления рисками на предприятии обусловлена необходимостью разработки комплексного, всестороннего подхода к риск-менеджменту, который координируется в рамках всей организации. Способность эффективно влиять на риски дает возможность успешно функционировать предприятию, иметь финансовую устойчивость, высокую конкурентоспособность и стабильную прибыльность.

Исходя из выше изложенного, целью написания данной работы является анализ системы управления рисками на предприятии, функционирующем в условиях рынка. Предмет исследования: коммерческий риск, пути снижения рисков. Объект исследования – турфирма ООО «ПОЕХАЛИ».


Поставленная цель исследования предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:

1) анализ и оценка существующего понятия о рисках;

2) проанализировать теоретические аспекты оценки рисков и способы управления рисками;

3) изучить подходы в теории управления рисками на предприятии;

4) проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками на предприятии;

5) разработать комплекс рекомендаций по управлению рисками на предприятии.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

  1. Теория и методика исследования ключевых аспектов управления рисками предприятия

    1. Риски предприятия: сущность, факторы влияния, классификация

Многие решения при осуществлении деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей часто приходится принимать в условиях неопределенности, когда следует выбирать решение из возможных вариантов, результат реализации сложно предсказать (, как говорится, сто процентов). присущи любой человеческой деятельности, связано с множеством и факторов, влияющих положительный или исход принимаемых решений. Исторический показывает, что недополучения намеченных чаще стал при господстве -денежных отношений, участников хозяйственного .

Как показывает , существуют объективные ( зависящие от ) и субъективные причины и , влияющие на рисков при предпринимательской деятельности. нельзя просчитать всех факторов конечные результаты предприятий, а в процессе намеченной деятельности факторы могут изменяться. Поэтому может нести на всех жизненного цикла , на всех воспроизведенного процесса.

коммерческого риска объективную основу – влияния внешней по отношению к предприятию. Внешняя включает в себя экономические, социальные, и другие условия, в которых предприятие свою деятельность и к которых оно приспосабливаться. Неопределенность для предпринимателя тем, что зависит от переменных, контрагентов и , поведение которых всегда можно с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление и технологических новшеств, конъюнктуры рынка, природные явления). деятельность сопряжена с экономической конъюнктуры, вытекает из спроса – предложения товары, деньги, производства, из сфер приложения и разнообразия критериев инвестирования средств, ограниченности знаний областях бизнеса и и многих других .


Предпринимательский риск – возможная, вероятностная ресурсов в процессе малых предприятий и, , недостижении ранее конечных результатов (, дохода). В то время предпринимательский в отдельных сферах (например, на финансовых услуг) проявляться в получении по объему (дохода), чем до осуществления операций. В более смысле слова, риск можно как опасность экономического ущерба в осуществления отдельных деятельности. Предпринимательский возникает в результате предпринимательства как , на ход которого оказывают разнообразные факторы и .

Понятие неопределенности и риска неразрывно и обусловлены. Риск ситуацию, когда наступления таких заранее оценить .

В рыночной экономике три основные причин неопределенности:

  • группа – незнание, т.е. знаний о внешней среде;
  • вторая – случайность, т.е. будущие , которые очень предвидеть, так как в некоторых случаях или иные события даже в сходных условиях проявляются неодинаково. Выход оборудования из строя, изменения спроса на продукцию (работ, услуг), неожиданное невыполнение хозяйственных договоров и невыполнение поставщиками своих обязательств. Но если случайности повторяются, они принимают форму закономерностей;
  • третья группа – противодействие, т.е. те или иные события, которые затрудняют эффективную деятельность малых предприятий, например, конфликты между подрядчиком и заказчиком, трудовые конфликты в коллективе, забастовки и т.п.

Основная задача предпринимателей состоит в том, чтобы предвидеть возможные причины неопределенности, которые и являются источниками возникновения рисковых ситуаций, найти возможные преодоления случайностей и их появлению.

В своей деятельности сталкиваются с совокупностью видов риска, отличаются между . Как правило,  виды рисков  и оказывают влияния деятельность предпринимателя. этом изменение вида риска вызывать изменение остальных.

Классификация  означает систематизацию рисков на каких-то и критериев, позволяющих подмножества рисков в общие понятия.

важными элементами, в основу классификации , являются: время ; основные факторы ; характер учета; последствий; сфера и другие.

По возникновения риски на ретроспективные, и перспективные риски. ретроспективных рисков, характера и способов дает возможности точно прогнозировать и перспективные риски.

факторам возникновения подразделяются на:

риски – это , обусловленные изменением обстановки, влияющей предпринимательскую деятельность ( границ, запрет вывоз товаров, действия на страны и др.).


(коммерческие) риски – риски, обусловленные изменениями в экономике или в экономике . Наиболее распространенным экономического риска, в сконцентрированы частные , являются изменения рынка, несбалансированная (невозможность своевременно платежные обязательства), уровня управления и .

По характеру риски делятся на:

К внешним рискам относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предприятия или его контактной аудитории (социальные группы, юридические и () физические лица, проявляют потенциальный и () реальный интерес к конкретного предприятия). уровень внешних влияет очень количество факторов - , экономические, демографические, , географические и др .

К рискам относятся , обусловленные деятельностью предприятия и его аудитории. На уровень влияет активность руководства , выбор оптимальной стратегии, политики и и др. факторы: потенциал, техническое , уровень специализации, производительности труда, безопасности.

Классификация  по сфере , в основу которой сферы деятельности, самой многочисленной . В соответствии со предпринимательской деятельности выделяют: производственный, , финансовый и страховой .

Производственный риск  с невыполнением предприятием планов и обязательств производству продукции, , услуг, других производственной деятельности в неблагоприятного воздействия среды и неадекватного новой техники и , основных и оборотных , сырья, рабочего . Среди наиболее причин возникновения риска можно : снижение предполагаемых производства, рост и других затрат, повышенных отчислений и , низкая дисциплина , гибель или оборудования.

Коммерческий  – это риск, в процессе реализации и услуг, произведенных закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или обстоятельств, повышение цены товаров, товаров в процессе , повышения издержек и др. Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результата от данной коммерческой сделки. Сущность коммерческого риска определяется спецификой коммерческой деятельности, которая характеризуется как целенаправленная деятельность, учитывающая требования рынка и связанная с поиском, выбором, продвижением товаров от производителей к потребителям и их реализацией.

Чтобы свести неопределенность при осуществлении коммерческой деятельности к минимуму, необходимо выбрать то ее направление или тот вариант инвестирования, который позволит получить более высокие результаты. Коммерческо-посредническая деятельность интегрирует в себе многие направления, а именно:


- планирование объемов закупки и ее организация, т.е. посреднику важно, что купить, у кого именно, в каком количестве, по какой цене и в какое время;

- организация перепродажи приобретенного с учетом намеченного объема прибыли;

- поиск и выбор наилучшего партнера среди поставщиков и покупателей для торговой сделки;

- прогнозирование и оперативный учет рыночных изменений, активное использование совокупных факторов, влияющих на максимальное удовлетворение запросов потребителей, получение дохода, с учетом интересов партнеров;

- выполнение широкого круга услуг в области подготовки рыночной информации, организации сервиса при конечном потреблении товаров, а также по использованию транспортных средств, обеспечению финансовых, страховых и многочисленных других операций в системе товародвижения.

Коммерческая деятельность без рисков невозможна, однако при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала. Готовность к риску – устойчивая характеристика предпринимателя, связанная с его естественно-психологическими качествами:

- активностью, импульсивностью, предрасположенностью к новациям;

- стремлением к успеху, лидерству;

- ориентацией на независимость, экономическую свободу и творческую продуктивность;

- умением оперативно находить и анализировать информацию, трезво оценивать свои возможности, состояние окружающей среды, параметры настоящих и будущих потребителей и контрагентов;

- повышенной интуицией и ответственностью за принятие и реализацию не гарантирующих успеха решений. Коммерческий риск представляет собой образ действий в неясной, неопределенной обстановке. Причинами риска являются неопределенность, случайность и противодействие. Неопределенность – следствие незнания, т.е. неполноты, недостаточности знания законов деятельности. Случайность – невозможность предугадать то, как будет протекать явление в сходных условиях. Противодействие – проявление неопределенности, например, в отношении договорных обязательств и т.п.

Финансовый связан с возможностью фирмой своих обязательств. Основными причинами финансового риска : обесценивание инвестиционно- портфеля вследствие валютных курсов, платежей.