Файл: Исследование форм и методов социальной реабилитации Выполнил(а) студент(ка).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы человека.

Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Основные задачи социальной терапии: исправление, коррекция поведения и деятельности человека; предупреждение дисфункций; обеспечение его нормального развития и самоутверждение личности.

Большое значение в социальной реабилитации имеет социальная профилактика. Она определяется как сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. Ее целями являются

- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;

- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
1.3. Правовые основы социальной реабилитации в Российской Федерации
Основу правового регулирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ по решению социальных проблем населения составляет Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г. и всенародно провозгласила социальные права граждан на «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…», «государственные пенсии и социальные пособия»[1].

В соответствии с положениями Конституции, Государственная Дума РФ приняла целый ряд социальных Законов Российской Федерации, а соответствующие министерства и ведомства разработали условия и порядок их практического и эффективного применения.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) вступил в силу с 1 января 2015 года. Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Законом установлены правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Законом определена структура социальной защиты, ее цели и задачи, сформулирована программа социальной защиты граждан, которую он определяет как деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В документе определены основные принципы социальной помощи: адресность, конфиденциальность, профилактическая направленность.


А также определена роль учреждений социального обслуживания в обществе, права социальных работников и осуществление контроля за их деятельностью по предоставлению социальных услуг.

Законом введены понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», понятие «стандарт социальной услуги» излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта Российской Федерации, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (статья 16 Закона). [2]

Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Также в договоре определяется их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату).

Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей Закона устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 7 Закона). [2]
Закон утвердил «Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами».

В субъекте Российской Федерации утверждается перечень предоставляемых в различных формах социального обслуживания социальных услуг (статья 8 Закона) на основании утвержденного Правительством Российской Федерации примерного перечня видов социальных услуг, а также порядки предоставления социальных услуг, обязательные для исполнения поставщиками социальных услуг на территории субъекта Российской Федерации (статья 7 Закона). [2]



В качестве самостоятельного вида социальных услуг определены срочные социальные услуги (статья 21 Закона), предоставляемые без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг. [2]

Кроме того, Законом введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг. Закон также регламентирует осуществление межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг.

Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату (частичную плату).

Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату. [2]

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской и. Предусмотренные Законом меры социальной защиты инвалидов являются обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством [3]


Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ (последняя редакция от 29.07.2018) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе.

Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 N 1236 (ред. от 14.12.2020) «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг.

Положения федерального законодательства конкретизируются в нормативных актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также локальных документах социальных служб и учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, социальная реабилитация является одним из приоритетных направлений социальной политики, которое связанно с восстановлением со стороны государства функций защиты социальных прав и гарантий граждан страны. Потребность в социальной реабилитации – это универсальное социальное явление, одной из важнейших составляющих которого является восстановление социального статуса человека. Практическая деятельность в рамках технологии социальной реабилитации обеспечивает реализацию определенных, адресных мероприятий в рамках программы реабилитации.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МОЖАЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГБУСО МО «КЦСОР «МОЖАЙСКИЙ»
2.1. Общая характеристика ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский»
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Можайский» (далее - Учреждение) было создано в сентябре 2022 года путем присоединения ГБУСО МО "Можайский ЦСО «Забота» к ГБУ СО МО «Рузский ЦСО». В настоящий момент в учреждении имеется 4 подразделения, оказывающих различные социальные услуги: центры социального обслуживания в городе Можайске и городе Рузе, отделение социальной реабилитации в поселке Тучково, отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями в Можайске.

Целью деятельности Учреждения является осуществление организационной и практической деятельности в сфере социальной защиты населения Московской области в целях реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Московской области полномочий по оказанию социальных услуг несовершеннолетним и гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Для достижения целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

выявление и учет граждан пожилого возраста, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке и социальных услугах;

определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

социально-психологические услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг: устранение педагогической и социальной запущенности детей и подростков с отклонениями в развитии, квалифицированная психолого-педагогическая диагностика, проведение коррекционно-развивающих, обучающих мероприятий; осуществление медицинской реабилитации детей путем проведения психотерапии, лечебной физкультуры, проведение лечебного массажа. А также формирование у несовершеннолетних позитивных интересов (в том числе в сфере досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;