Файл: Вкр взаимосвязь между личностными качествами и особенностями социального поведения на примере сотрудников ано Центр психологии и развития человека Сфера введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура социальных взаимодействий (межличностных отношений) включает компоненты:

- эмоционально-оценочные;

- статусно-ролевые

По степени проявления эмоционально-оценочный компонент подразделяется на предприимчивые или механические отношения, эмоциональная составляющая в которых имеет достаточно слабую степень выраженности и выразительные, колоритные (экспрессивные), - в которых эмоции ярко проявляются. Яркое выражение эмоций проявляется при дружественных взаимоотношениях, любовных, неприязненных или враждебных.

При осуществлении профессиональной деятельности особое внимание стоит уделять закономерностям, определяющим отличительные черты взаимоотношений между людьми.

Закономерность социальных отношений понимается как объективно бытующий прочный контакт событий, проявляющийся в межличностном общении и напрямую влияющий на образование этических установок во взаимоотношениях людей.

В психологии одной из главных выделяется закономерность неясности (неопределенности) отклика или, иначе говоря, зависимости чувствования людьми внешних влияний от особенностей, им присущих, от компетентности общей культуры, от определенной ситуации.

В процессе осуществления межличностных отношений достаточно часто возникают вопросы, например, такие, как:

- Почему человеком не выполнена ваша просьба?

- Почему, неожиданно для вас, человек затаил обиду на ваши слова и действия?

- Почему человеком сделано все по-своему, а не так, как было указано?

Ответы на эти и подобные вопросы можно найти, занимаясь изучением закономерностей межличностных отношений.
Выводы по первой главе

Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что в психологической науке исследование и анализ профессионального труда (деятельности) находится в непосредственной взаимосвязи с проблемами личностной психологии. То есть, рациональнее здесь рассуждать о взаимозависимости:

1.На развитие и итог профессиональной деятельности значительное воздействие оказывают личностные особенности работника.

2.На развитие человека как личности оказывает влияние процесс осуществления профессиональной деятельности.

Исключительная роль данного вида деятельности для личности подчеркивается учеными нашего времени.

Именно осуществление профессиональной деятельности в наше время позволяет индивиду предельно и абсолютно удовлетворить множество ключевых потребностей (в уважении, общественном признании, комфортности и безопасности и т.д.).


Таким образом, именно профессиональная деятельность позволяет личности максимально эффективно осуществить самореализацию.

Вследствие этого, заинтересованность изыскателей профессиональной психологии с особенностей психических реакций и соматических качеств потихоньку отклонялась в сторону изучения личности.

Главные выводы экспериментальных трудов, ставшие причиной повышенного внимания к проблемам личности профессионала, выглядят следующим образом:

1. Определено, что представляя профессионально значимые качества, личностные особенности могут ощутимо влиять на динамичные параметры профессиональной деятельности (надежности, стабильности, успешности и т.д.). Наличие данной закономерности доказано для множества направлений деятельности.

2. Личностные особенности являются первостепенными определителями профобразования, они обусловливают качество подготовленности и быстроту усвоения профессиональных знаний, умений и навыков.

3.Взаимосвязь характеристик трудовой (профессиональной) деятельности и особенностей личности косвенно зависимы от удовлетворенности трудом.

4.Выявлено, что в отдельных направлениях деятельности кроме как по личностным качествам, больше невозможно выявить отличительные психологические особенности отличных профессионалов от неважных.

5. Продемонстрирована вероятность отхода от грубого профотбора, благодаря возможности корректировки и целенаправленного развития личности как профессионала.

В течениенескольких последних десятилетий работа по изучению личности профессионала ведется в двух направлениях.

Таким образом, первое направление представлено обобщенным (синтетическим) подходом к изучению и анализу личности. То есть, при изучении специальностей в психологической науке, важно охватить полное многообразие личностных свойств в их наиболее свойственных им сочетаниях.

Второе направление представлено множеством работ по изучению индивидуальных личностных особенностей в труде. С экспериментальной точки зрения оно вызывает большую заинтересованность, так как серьезно исследовать одну или несколько личностных черт значительно проще, чем личность во всем ее многообразии.

Множество существующих методов изучения также сосредоточены на изучении обособленной черты или целого комплекса.Изучение одного определенного личностного свойства, предоставляет возможность пронаблюдать, каким образом данное свойство влияет как на процесс трудовой деятельности, так и на ее итог.



Для каждой сферы деятельности совокупность профессионально значимых качеств может быть весьма специфическим и нестандартным. Разработка практических инструкций по оценке, корректировке и целевому развитию определенного качества в профессиональной деятельности обусловлена особо повышенным внимание к этому качеству.

Проблемы раскрытия психологических показателей профессиональной состоятельности работников организации имеют тесную взаимосвязь не только с анализом их профессионально значимых свойств, но еще и с вопросом психологической кадровой оценки и индивидуальных умений.

Факторов, которые определяют успешность деятельности, - множество, но первостепенный только один – различие личностных и психологических характеристик, способностей и качеств.

Длительная работа по изучению факторов, обеспечивающих профессиональную успешность субъекта труда, указывает на важность исследования взаимосвязи между свойствами субъекта деятельности и характеристиками трудовой деятельности.

Такие субъективные факторы, как психологические качества и способности человека, по мнению ряда ученых значительным образом влияют на достижение успеха в трудовой деятельности.

Различные отечественные и зарубежные ученые посвящали свои работы вопросам взаимовлияния личностных качеств и профессиональной деятельности. Таким образом, каждой отдельной трудовой деятельности присуща неповторимая совокупность личностных качеств, определяющих состоятельность в профессии.

Следовательно, интегрировав изученные материалы из литературы, делаем вывод, что среди личностных показателей психических процессов и важных профессиональных свойств, для работниковбесспорную важность представляют коммуникативные, управленческие, мотивационные, умственные группы качеств, охватывающие деятельную ориентацию, честность, организованность, пунктуальность, устойчивость к стрессовым ситуациям, соединяемые с концентрацией внимания, высоким уровнем интеллектуального развития, аналитическим мышлением, оперативной и долговременной памятью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экзогенное выражение деятельности, в котором проявляются личностные установки и точные позиции представляет собой социальное поведение.

Механизмами саморегулирования социального личного поведения служат общественные диспозиции, которые развиваются благодаря процессу воздействия между собой мотивов и побудителей в определенных условиях окружающего мира.

Особое влияние на социальное поведение оказывают общественные действия.

Любые действия в социуме обусловлены определенными общественными целями (духовными, экономическими и др.). Таким образом, здесь они выступают как средство решения диссонансов и нестыковок. Характеризуя действия в социуме с точки зрения психологии, особое внимание уделяется отношению к собственному «Я» как к первоисточнику и персоне действий, сознательному и бессознательному, рациональному и иррациональному, мотивации, которая всем этим движет.

Под социальным поведением понимается человеческое поведение, соответствующее общепризнанным нормам человеческого бытия в конкретный период времени в конкретной культурной среде. Прививание общественных норм определяется как социализация. Она представлена множеством бессознательных, неорганизованных воздействий, влияющих на личностное формирование и развитие, на интеграцию личностей в различные социальные объединения.

В консолидации общественных институтов главенствующая роль отведена механизму социального контроля, который может быть нацелен как на награждение или укрепление поведения индивидов, общепринятого в социуме, так и на усмирение или угнетение поведенческих реакций, которые противоречат общепризнанным нормам.

В отношении общества социальным контролем выполняются следующие функции: регулирующую и охранительную. Это особенный механизм, позволяющий сохранять и укреплять порядок в обществе, благодаря власти, санкциям, нормам, предписаниям.

Поведение, которое отходит от общепризнанных социальных норм, считается девиантным.

Широкое значение определения «девиантность» предполагает совершенно любое уклонение от социальных норм
, начиная от малосущественных провинностей и заканчивая серьезнейшими злодеяниями.

На тип поведения индивида в обстановке фактического или ожидаемого контакта, влияет выбранная им поведенческая стратегия. Выделяют два поведенческих типа человека:

1.Ориентирование на диалог, то есть, человек делится своими мыслями и переживаниями с другим человеком (происходит раскрытие себя).

2.Ориентировано на самопредъявление – взаимодействие в социуме на уровне ролей и «масок».

В действительности понятия самораскрытие и самопредъявление разные, но тесно связаны между собой и обозначаются как тактики социального поведения человека в отношении другого. Выбор того или иного зависит от человеческих характеристик, взаимоотношений между людьми, обстановки.

Чтобы увидеть различия, сопоставим их между собой по двум критериям:

1) По содержательной своеобразности – самопредъявление не имеет ограничения, поэтому значительно шире, а самораскрытие обособлено информацией о себе;

2) Через специфичность распределения или задачи излагаемой информации – самопредъявление оказывает регулирующее действие на впечатления, производимые на аудиторию, а вот широкий диапазон целей, предопределений, процессов саморакрытия гораздо обширнее.

Таким образом, анализировать эти две стратегии социального поведения, нужно не интегративно, а по раздельности (в обстановке межличностного и общественного, интимного и делового общения).[7; 12]

+ эмпирическая часть

Используемая литература:

  1. Абдурахманов Р.А. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отношений [Электронный ресурс]: учебник/ Абдурахманов Р.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 368 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72456.html.— ЭБС «IPRbooks»

  2. Базаркина И.Н. Психология личности [Электронный ресурс]/ Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Человек, 2014.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27591.html.— ЭБС «IPRbooks»

  3. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]: Психология/Б. Мещеряков, В. Зинченко. текстовые данные. - Прайм-ЕВРОЗНАК. - 202. – 633 с. – Режим доступа: https://bookskeeper.ru/knigi/psihologiya-filosofiya/85766-bolshoy-psihologicheskiy-slovar.html

  4. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии [Электронный ресурс]/ О.А. Артемьева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Институт психологии РАН, 2015.— 576 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51911.html.— ЭБС «IPRbooks»

  5. Гуревич П.С. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Гуревич П.С.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 559 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81835.html.— ЭБС «IPRbooks»

  6. Гусева Т.И. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гусева Т.И., Катарьян Т.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2019.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81081.html.— ЭБС «IPRbooks»

  7. Гуцунаева С.В. Учебно-методическое пособие по курсу «Социальная психология» [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Гуцунаева С.В.— Электрон. текстовые данные.— Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2015.— 76 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64553.html.— ЭБС «IPRbooks»

  8. Емельянова Т.П. Социальные представления [Электронный ресурс]: история, теория и эмпирические исследования/ Емельянова Т.П.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Институт психологии РАН, 2016.— 480 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51964.html.— ЭБС «IPRbooks»

  9. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты [Электронный ресурс]/ Э.С. Мастен [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2016.— 755 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88066.html.— ЭБС «IPRbooks»

  10. Зубова Л.В. Практикум по общей психологии по изучению самосознания личности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Зубова Л.В., Назаренко Е.В., Кириенко А.А.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017.— 141 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78816.html.— ЭБС «IPRbooks»

  11. Калина Н.Ф. Психология личности [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Калина Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Академический Проект, 2015.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36517.html.— ЭБС «IPRbooks»

  12. Королев Л.М. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Королев Л.М.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Дашков и К, 2019.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85448.html.— ЭБС «IPRbooks»

  13. Курс по социальной психологии [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Сибирское университетское издательство, Норматика, 2016.— 120 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65237.html.— ЭБС «IPRbooks»

  14. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований [Электронный ресурс]/ А.Л. Журавлев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2017.— 424 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88080.html.— ЭБС «IPRbooks»

  15. Нестик Т.А. Социальная психология времени [Электронный ресурс]/ Нестик Т.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88412.html.— ЭБС «IPRbooks»

  16. Обухова Ю.В. Актуальные вопросы психологии личности: теория и практика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Обухова Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018.— 142 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87397.html.— ЭБС «IPRbooks»

  17. Позитивная психология личности [Электронный ресурс]/ Р.М. Шамионов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Издательство Саратовского университета, 2018.— 200 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83571.html.— ЭБС «IPRbooks»

  18. Попов Л.М. Добро и зло в этической психологии личности [Электронный ресурс]/ Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88350.html.— ЭБС «IPRbooks»

  19. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие (курс лекций)/ — Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92734.html.— ЭБС «IPRbooks»

  20. Психология формирования личности и коллектива в мире неопределенности [Электронный ресурс]: сборник/ С.Л. Антонова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2019.— 229 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/89957.html.— ЭБС «IPRbooks»

  21. Семенова Л.Э. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Семенова Л.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 123 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40187.html.— ЭБС «IPRbooks»

  22. Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии [Электронный ресурс]/ А.А. Алдашева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Институт психологии РАН, 2015.— 712 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51961.html.— ЭБС «IPRbooks»

  23. Современный учитель. Личность и профессиональная деятельность. Материалы XVI Международной научно-практической конференции (28 октября 2015 г.) [Электронный ресурс]: сборник научных трудов/ И.В. Афанасьева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Перо, Центр научной мысли, 2015.— 136 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59073.html.— ЭБС «IPRbooks»

  24. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.Л. Журавлев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88227.html.— ЭБС «IPRbooks»

  25. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ А.Н. Сухов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 615 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71051.html.— ЭБС «IPRbooks»

  26. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебник/ Т.В. Бендас [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 355 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52332.html.— ЭБС «IPRbooks»

  27. Социальная психология. Современная теория и практика [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО/ В.В. Макерова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов, Екатеринбург: Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019.— 227 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87869.html.— ЭБС «IPRbooks»

  28. Харитонова Е.В. Психология социально-профессиональной востребованности личности [Электронный ресурс]/ Харитонова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Институт психологии РАН, 2014.— 416 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32147.html.— ЭБС «IPRbooks»

  29. Человек, субъект, личность в современной психологии. Том 1 [Электронный ресурс]: материалы Международной конференции, посвященной 80летию А.В. Брушлинского/ М.М. Абдуллаева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Институт психологии РАН, 2013.— 585 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32158.html.— ЭБС «IPRbooks»

  30. Шарок В.В. Концепции личности в зарубежной психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по техническим направлениям подготовки/ Шарок В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2017.— 183 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67344.html.— ЭБС «IPRbooks»