Файл: Вкр взаимосвязь между личностными качествами и особенностями социального поведения на примере сотрудников ано Центр психологии и развития человека Сфера введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Индивидуальные способности психической деятельности, проявляются независимо от мотивов и целей (темперамент).

2.Устойчивые поведенческие мотивы, ценностные установки (направленность).

3. Обобщенные способы поведения (характер).

4. Психофизиологические регуляционные возможности, которые проявляются в определенных конкретных видах деятельности (способности).

Объектом исследования в качестве психических свойств выступают структурные элементы характера и творческие способности. Далее рассмотрим их подробнее.

По определению в Большом психологическом словаре, способности представляют собой «индивидуально-психологические особенности человека, благодаря которым он готов овладеть определенным видом деятельности и выполнять ее успешно. Причем, психические процессы должны отвечать требованиям деятельности и иметь высокий уровень». [3]

В содержании данного определения лежат три эмпирических признака способностей, предложенных Б.М. Тепловым:

1) способности – представляют собой индивидуальные человеческие особенности, отличающие одного человека от другого;

2) определенного рода особенности, имеющие отношение к успешному осуществлению той или иной деятельности;

3)именно те способности, которые выработаны у человека с рождения.

Эти признаки очень часто используются психологами.

Известный советский и российский психолог В.Д. Шадриков полагал, что не существует способностей, которые относятся к определенной деятельности (музыкально, актерское искусство и др.).

Д.Н. Завалишина выделила 2 вида способностей: общие и специальные.

1) Под общими способностями понимается совокупность индивидуальных свойств личности, благодаря которым удается легче овладеть знаниями и продуктивнее осуществлять различную деятельность. Общие способности обусловлены как врождёнными задатками, так и разносторонним развитием личности в процессе жизнедеятельности;

2) специальные способности -это возможности, позволяющие развивать определенные психические качества для осуществления конкретного вида деятельности: спортивной, музыкальной, лингвистической и подобных.

Б.В. Ломов были выделены три функции психики: коммуникативная, познавательная и регуляторная. Подобно функциям психики, он разделил способности на:

- познавательные;

- коммуникативные;


- регуляторные.

Коммуникативные способности по А.А. Кидрону понимаются как «общие способности, связанные с многообразными подструктурами личности. Их проявление отслеживается в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать ситуации взаимодействия, которые неоднократно повторяются, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели».

Согласно утверждению Б.В. Ломова, регуляторные способности не только отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ее условиям, но и регулируют данный процесс, составляя внутреннее содержание поведения и деятельности человека.

В.Н. Дружинин познавательные способности подразделял на: интеллект, креативность и обучаемость.

Обратимся за определениями к Большому психологическому словарю. В нем интеллект понимается как способность человека мыслить: «индивидуальные особенности познавательной сферы, такие, как: мышление, память, внимание, восприятие. Мыслительная деятельность личности определенного уровня развития, которая обеспечивает приобретение новых знаний и их эффективное использование в своей жизни.

Обучаемостьопределена как «индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения».

Обратим внимание на определение еще такого важного психического свойства как личностные черты. Личностные черты в Большом психологическом словаре определяются как «устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида».

Личностные черты определялись Дж. Л. Адамсом как особая составляющая личности, которая описывает определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения. Когда заходит речь о личности человека, в действительности описываются черты, характеризующие направление мыслей, чувств и поведения человека.

Описывая черты личности, обязательно стоит упомянутьдиспозициональную теорию личности Г. Олпорта, в которой личностная черта имеет восемь критериев определения:

1. Черта личности - имеет не только номинальное обозначение. В жизнедеятельности человека черты личности являются жизненно важной частью;

2. В поведении индивида черта личности является определяющим элементом;

3. Как качество черта личности значительно более обобщённое, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности поведения человека;



4. Эмпирическим путем возможно установить существование черт личности;

5. Установлено, что черты личности могут находиться в тесной взаимосвязи друг с другом;

6. Черты личностивыступают истинными особенностями человека;

7. Возможно рассматривать черту личности как в контексте личности, у которой она обнаружена, та и по её распространённости в социуме;

8. Поступки и привычки могут не соответствовать определенной черте личности. Данный показатель не доказывает ее отсутствие. Не у каждого индивида черты одинаково интегрированы. В одном человеке могут присутствовать противоречивые черты. Бывают случаи, когда внешние условия являются детерминантами определённого поведения в большей мере, нежели черты личности.

Между общими и индивидуальными чертами Г. Олпорт выделял следующие различия:

- узаконенные или общие черты (измеряемые) - это любые характеристики в пределах данной культуры, относящиеся к определенному количеству людей;

- морфологические или индивидуальные черты – уникальные характеристики индивидуума, проявляющиеся у каждого конкретного человекаи наиболее точно характеризующие его как личность.

Р. Кеттел является автором структурной теории черт личности. Он определял черты личности как «гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени».

Личностные черты четко отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики, которые проявляются в поведении и не имеют никакой реальной нейрофизиологической локализации как таковые, а лишь наблюдаемые признаки существования.

Для личностных черт Р. Кеттел предлагает несколько классификаций:

1) конституциональные, которые берут начало развития из биологических и физиологических данных индивидуума;

2) черты, которые сформировались под воздействием окружающей среды. На них оказывает влияние окружение в социуме;

3) общие черты, имеющие различную степень у всех представителей определенной культуры;

4) Черты, являющиеся уникальными. Они встречаются не часто у кого-то одного или у небольшого количества людей;

5) поверхностные черты выступают как совокупность поведенческих характеристик, неразрывно связанных при наблюдении.

6) Черты, которые существуют на глубоком уровне личности и являются основополагающими - исходные черты. Они определяют различные модели поведения в течении длительного времени.

1.2. Социальное поведение личности

В современных научных исследованиях одним из объектов изучения является социальное поведение. Работа по исследованию социального поведения в социологии начала проводиться с середины 19 века. Наряду с социальным поведением изучались социальное действие и социальное взаимодействие.

В социологической науке социальное поведение личности является качественной характеристикой социального действия и взаимодействия, связанных между собой неразрывно.

В науке понятие «поведение» представляет собой одну из форм активности. Активность служит механизмом адаптации. Это деятельное состояние живых организмов как условие существование в окружающем их мире. Животные приспосабливаются к природной среде, а человек как к природной, так и к социальной среде.

Биологически или социально заданные программы, основа которых не подвергается перестройке, служит основой для адаптации. Следование действующим в социальной среде правилам, обычаям, традициям и нормам является примером приспособления индивида к социальной среде, в которой он находится.

Адаптивное (приспособительное) поведение человека является «закрытой» системой отношения к окружающей действительности. Действия социального поведения индивида ограничены определенными программами и стереотипами, определенной совокупностью возможных действий в той среде, которой он находится.

Еще одной формой проявления активности является деятельность. В науке термин «деятельность» находит применение только в отношении разумного существа. Именно поэтому она присуща только человеку.Отличительной особенностью деятельности является то, что она не ограничивается приспособлением к природным или социальным условиям среды, а изменяет их (преобразует или перестраивает).

Программы, лежащие в основе такой деятельности, постоянно совершенствуются и изменяются.Таким образом, люди выступают не просто активными исполнителями определенной заданной программы поведения, они в рамках этой программы находят новые решения для осуществления. Так же они создают принципиально новые программы действий, которые ранее не существовали. При адаптивном поведении, каким бы оно не было,действия всегда заданы и определены. При активности, чтобы достичь определенных целей, происходит поиск всевозможных средств для их осуществления. Иначе говоря, приспособительное поведение является целенаправленным.


В процессе жизнедеятельности для достижения своих целей человеком может использоваться два типа поведения. Они определены как "естественное" и "ритуальное".

Данные типы поведения принципиально разные междусобой.Естественное поведение является эгоцентричным и очень важным для человека и всегда направлено на достижение его личных целей. При осуществлении такого поведения, соответствие целей и средств не играет важную роль. Главное, что цель должна быть достигнута, чего бы это не стоило. Именно из-за несогласования между целями и средствами их достижения естественное эгоцентрическое поведение выделяется как особая форма. Оно не имеет регламента в социуме и является принципиально аморальным. Этот тип поведения носит естественный, природный характер и удовлетворяет витальные потребности.

«Органическое» эгоцентричное поведение запрещено в обществе. Поэтому его самые мельчайшие проявления всегда привлекают внимание.

Второй тип поведения это ритуальное (или «церемонное»).Жизнь в социуме строится на соглашениях и взаимных уступках со стороны всех индивидов и носит содержательный характер. Для индивида «церемонное» поведение является неестественным, вычурным. Но, общество существует и воспроизводится именно в результате такого поведения.Социальная жизнь так глубоко пронизана множеством ритуалов, что люди живя и осуществляя непрерывные ритуальные взаимодействия, просто не придают им значения.

Ритуальное поведение обеспечивает человекусоциальное благополучие и его статус остается непоколебим.Оно выступает средством обеспечения прочности социальной структуры. Социальная прочность обеспечивается благодаря реализации ритуального поведения в деятельности человека.

Но, социум не отменяет и естественное эгоцентричное поведение.Таккаку "органического" поведения цели не соответствуют средствам, оно для человека энергетически всегда более выгодно, чем соответствующее социальным нормам и правилам (церемонное). Поэтому механизмы социума направлены на преобразование «натурального» поведения в различные формы ритуального. Совершенно очевидным является то, что всегда, когда существует необходимость заместить одну форму другой, требуются специальные социальные механизмы, включающие: поддержку, контроль и наказание. Главными социальными механизмами в любом обществе являются институты социализации.

Социализация в первую очередь касается индивида и представляет особый процесс.Но он всегда находится под контролем общества, то есть окружающих его людей. Контроль может быть осуществлен отдельным человеком и носить индивидуальный характер. А может целым коллективом (семья, группой друзей), учреждением или социальным институтом. Такой контроль является социальным и носит общественный характер. Основная или важнейшая задача социального контроля - создание условий для сохранения в социуме равновесия.Для этого контроль должен быть достаточно гибким, способным распознавать отклонения от социальных норм деятельности: какие вредят обществу, а какие и необходимы для его развития (они должны поощряться).