Файл: Вкр взаимосвязь между личностными качествами и особенностями социального поведения на примере сотрудников ано Центр психологии и развития человека Сфера введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


сангвиники зачастую непостоянны и легкомысленны;

флегматикам присущи апатия, медлительность, лень;

забывчивые, нетерпеливые, самоуверенные бывают холерики;

тревожные, пессимистичные, обидчивые – меланхолики.

Важных задач воспитания является понимание положительных и отрицательных сторон темперамента и умение управлять ими.

Характер в психологической науке определен как совокупность наиболее устойчивых черт психики, выражающих индивидуальность человека и проявляющихся в различных видах межличностных взаимоотношений.

Принято считать, что личностные особенности человека первостепенно зависят от типа нервной системы, личностнойнаправленностии обусловлены его желаниями, интеллектом и эмоциями.

На формирование характера как личностного свойства оказывают влияние социальные группы, в которых состоит человек (семья, круг друзей и др.). На формирование личностных качеств существенное влияние оказывают уровень развития межличностных отношений и окружающие условия. У одного и того же индивида под воздействием одних условий формируются самостоятельность, доброжелательность, открытость, а под воздействием других совсем противоположные: конформизм, слабохарактерность, закрытость. Нужно всегда принимать во внимание, что темперамент и направленность личности достаточно часто определяют формирование и закрепление личностных черт.

Таким образом, на формирование характера оказывают влияние окружающая социальная среда, физиологические особенности психики и способности.

У любой трудовой деятельности есть определенный набор требований.

Для выявления подходящих природных психических качеств человека, которые являются ограничивающим звеном в профессиональной деятельности, и профессиональных способностей проводится специальный психофизиологический отбор.

Особенности поведения, мотивы, склонности обусловлены личностными качествами конкретного человека.

Отсутствие или недостаток каких-либо качеств может компенсироваться другими в определенной степени. Характер, способности, темперамент и направленность – вот важнейшими индивидуальными качествами личности.На них оказывают влияние факторы:

1.Индивидуальные (неповторимые) свойствалюдей(интеллект, эмоции, интересы, взгляды).

2.Позиция человека в социуме (статус, ответственность, права и обязанности, социальные роли).


3. Особенностивзаимодействия с коллегами, партнерами, клиентами, руководителем (личность изменить всегда сложнее, нежели окружающую обстановку).

4. Половые признаки.

5. Свойства состояний психики, т. е. определенных продолжительных и устойчивых психических проявлений человека. Они бывают:

- эмоциональные(такие как: страх, радость, грусть, злость);

- развивающие (например: любознательность, недоверчивость);

- своенравные - позволяют сознательно управлятьсвоей деятельностью (такие как: целеустремленность, решительность, настойчивость).

Из вышесказанного следует вывод, что человек, при сотрудничестве с организацией, не является аппаратом, выполняющим определенные действия, а выступает сознательным и разумным существом со своими желаниями, настроением, воображением, верованием.

Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей индивида, которые обуславливают поведение, соответствующее тем условиям и обстоятельствам, в которых он находится, является главной чертой участников организации. Внешняя форма проявления характера определена темпераментом, который находится в тесной взаимосвязи с характером и оставляет определенный след при возможных его проявлениях.

В основе многообразия всех личностных теорий лежит предположение, что личность в аспекте социально-психологического явления олицетворяет собой образование, устойчивое в своих основных действиях.

Черты человека имеют четкое проявление в поведении человека и имеют устойчивую природу.Значит, определение характера звучит, как упорядоченное и имеющее иерархичность многообразие устойчивых индивидуально-психологических черт личности.

Говоря о чертах характера как устойчивых особенностях личности, не нужно их связывать с неизменностью (постоянством).

Личностная стабильность (устойчивость) придает действиям ожидаемый (закономерный) характер, предсказуемость поведения и логичность действий.

Важный критерий внутреннего благосостояния личности и создания стабильных взаимоотношений с людьми – это чувство прочности собственной личности и личностей других людей.

В психологической науке рефлексияопределена как самоанализ и осмысление собственного внутреннего мира (эмоций, мотивов, установок, знаний, поступков. Весомое влияние на поведение человека в обществе оказывает глубина рефлексии.В результате рефлексии в сознании человека при реализации определенных действий происходит закрепление деталей. Таким образом, человек не только исполняет действия, а еще и наблюдает за ними.



Саморегуляция представляет собой процесс, при котором человек контролирует и управляет биологическими и психофизиологическими параметрами, тем самым приспосабливаясь к условиям внешней среды.

Саморегуляция психическая основывается на совокупности закономерностей работы психики и ее следствиях. Это целесообразный и заранее понятный процесс.Субъект оказывает воздействие на свою психику, направляя ее характеристики в нужное русло.

Личностная саморегуляция подразделяется на несколько уровней.

Главенствующий уровень – самореализация поступков, поведения, так как мы наблюдаем и даем оценку различным действиям (уровень громкости речи, мимика и др.).

Следующий уровень – умение осуществлять контроль внутренних психических процессов (эмоций, мыслительных процессов). Чтобы осуществлять самоконтроль, человек должен хорошо уметь смотреть «внутрь себя» и иметь развитую рефлексию.

Уровень развития самореализации у всех людей различный.

Способность к самоконтролю собственных психических явлений очень низкая у «незрелых» людей, поведение которых очень сильно зависит от чувств.

Осознанное участие в общественной жизни как биологического, духовного, общественного (социального) субъекта - представляет доминирующее человеческое качество.

На поведение людей существенное влияние оказывают ценности и ценностные ориентации.

Ценности являются наиболее постоянными компонентами направленности и представляют собой те цели и идеалы, к которым стремится человеческое общество.

Ценностные ориентации - главенствующая составляющая внутренней личностной структуры, которая определяет ее отношение к действительности.

В настоящее время более приняты определения по К. Клакхону ценностей как мотивационных явлений, а ценностных ориентаций как личностных ценностных принципов или социальных установок (аттитюдов), которые занимают относительно высокую позицию в иерархии, регулирующей личностную деятельность.

Целенаправленность и взаимозависимость организационных целей с личностными целями.

Основной целью жизни человека являются главные идеи, порождающие мотивы к определенной деятельности. Идейная устремленность поведения свидетельствует о целенаправленности человека.


Отдельные (личные) цели поведения указывают на человека, который отличается целеустремленностью.

Личностное поведение объясняется и определяется с помощью установок, множество которых является неотделимой частью внутренней личностной сути.

Рассмотрим определение социальной установки.

Определенное состояние сознания, в основе которого лежит предыдущий опыт, управляющее поведением человека определяется как социальная установка (аттитюд).

На отношение человека к реальности влияет образ мыслей, сформированных установками. Для деятельности организации установки ее работников имеют важную значимость.

Проблемы и трудности порождают негативные установки, которые как результат влекут за собой снижение работоспособности, частую смену кадров, снижение работоспособности, забастовки.

Противоположное влияние на результаты деятельности организации оказывают благополучные установки сотрудников.

Личностные действия в условиях внутренней среды организации образуют организационное поведение.

Существенную важность в процессе управления организацией представляет организационное поведение, позволяющее осуществлять контроль за проявлением установок работников в отношении деятельности в организации.

В социальной среде маяком для человека служат установки, воздействующие на процесс познания мира, на поведение в нем. Они обеспечивают связь между эмоциями, поведенческими реакциями и познанием и формирую ожидания человека, которые являются важным ориентиром в получении информации.

Установки позволяют предвидеть поведение человека на рабочем месте, а работнику позволяют адаптироваться к окружению, они осуществляют значимую роль при выстраивании модели поведения в организации. Проявление этой зависимости представлено в примере: человек, работавший в неблагополучном коллективе, переходит в организацию, где сплоченный и дружелюбный коллектив. Его первая поведенческая реакция будет идентична такой же, как в предыдущем коллективе.

Установки могут изменяться. Изменения могут повлечь за собой: индивидуальные особенности человека, новая информация и уже имеющиеся у него установки. Успешная смена установок происходит через изменение отношения, когда убеждение осуществляют СМИ или авторитетные личности.

Установка побуждает человека повести себя тем или иным образом. Это побуждение может быть исполнено или не исполнено при данных условиях, поэтому систематическая связь между установками и поведением может отсутствовать. Хоть поведение не всегда четко определено установкой, но для руководителя важным является наличие зависимости между замыслом(намерением) и установкой.


Достаточно сложно изменение установки сотрудников, но, потенциальная польза над затратами преобладает. Вовлеченность в рабочий процесс, удовлетворенность трудом, преданность (приверженность) организации, установка на коллективную деятельность (на соперничество, на взаимодействие, на противостояние) – важнейшие установки на работе.

Уделим внимание удовлетворенности трудом и отношению к своей деятельности сотрудников.

Совокупность положительных эмоций и чувств, проявляющихся при рабочем процессе и его оценке его результатов представляет собой удовлетворение трудом.Восхищение (удовлетворенность) трудом – установка эмоциональная.

Формирование различных установок обусловлено долгосрочным временным интервалом.

Сотрудник, в процессе получения информации о своем месте работы, развивает чувства радости, удовольствия (удовлетворения) или неудовлетворения. Таким образом, в организационном поведении удовлетворенность трудом представляет наиважнейшую и чаще других исследуемую установку.

Когда затрачиваемые ресурсы соответствуют получаемому поощрению, люди заинтересованы осуществлять данную деятельность и удовлетворены работой.

Уровень, с которым сотрудники отдаются работе - вовлечение в трудовой процесс (время и энергия, какая-то часть жизни) для организационного поведения имеет такую же важность, как и удовлетворение трудом.