Файл: Григорий Турский История франков.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 631

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нужно было возвратить некоторые поместья, расположенные в окрестностях города, которые потеряли его родственники. Три злокачественных нарыва выросли на его голове. В результате он почувствовал себя необычайно плохо и решил вернуться в свой собственный город как можно быстрее, но, проезжая через Анже, умер. Его тело перенесли в его собственный город и похоронили в церкви Святого Аниана, епископа243. На его место избрали Аустрина, сына Пастора.

Однако Варох вскоре забыл и о клятве, и о данном им обещании. Он не исполнил многого из того, что обещал. Он захватил виноградники Нанта, обильно приносящие плоды, и увез вино в Ван. Услышав об этом, король Гунтрамн снова вышел из себя и приказал войску выступить, но затем успокоился.
19. Внутренняя распря между жителями Тура, которая, как я уже описывал, почти окончилась, вдруг снова разгорелась. После убийства родственников Храмнезинда Сихар завязал с ним тесную дружбу, и они так привязались друг к другу, что часто обедали вместе и даже спали в одной кровати. Однажды, когда начали наступать сумерки, Храмнезинд приказал, чтобы приготовили ужин, и затем пригласил Сихара разделить его с ним. Тот пришел, и они вместе сели за стол. Сихар вскоре напился и начал издеваться над Храмнезиндом, а в конце сказал следующее: «Дорогой брат, ты должен быть благодарен мне за убийство твоих родственников. В твоем доме теперь достаточно золота и серебра, которым я возместил тебе сделанное по отношению к ним. Если бы я не заплатил штраф, ты бы жил в бедности и нужде».

Эти слова задели Храмнезинда в самое сердце. «Если я не отомщу за своих родственников, – подумал он, – то все станут говорить, что я слаб, как женщина, и больше не могу называться мужчиной!» Затем он задул свечу и разрубил голову Сихара надвое. Тихо застонав, Сихар замертво упал на пол. Пришедшие вместе с ним слуги не стали зря терять времени и разбежались.

Храмнезинд снял с Сихара одежду и повесил ее на ограду своего сада. Затем вскочил на коня и бросился разыскивать короля. Войдя в церковь, он упал в ноги Хильдеберту. «Могущественный король, – заявил он, – я пришел просить защитить меня. Я убил человека, который тайно убил моих родственников и затем украл всю их собственность».

Он последовательно, шаг за шагом, объяснил то, что произошло. Королева Брунгильда, под защитой которой находился убитый Сихар, вспылила. Увидев, что королева настроена против него, Храмнезинд вместе со своими людьми бежал в деревню Буже, находившуюся в области Буржа, под юрисдикцией короля Гунтрамна. Жена Сихара Транквилла оставила своих детей и собственность мужа в Туре и Пуатье и отправилась к своим родственникам, в селение Пор-сюр-Сен. Там она снова вышла замуж.


Когда Сихар погиб, ему было всего около двадцати. Он был настоящим прожигателем жизни, часто напивался, буйствовал и убивал, причиняя беспокойство всем людям, особенно в пьяном виде. Храмнезинд же отправился к королю во второй раз. Вынесли решение, что он должен доказать, что убил Сихара, чтобы отомстить за оскорбление, что он и сделал. Поскольку Сихар находился под защитой королевы Брунгильды, она распорядилась конфисковать всю собственность Храмнезинда. Правда, через некоторое время вся собственность была ему возвращена Флавинием, доместиком королевской семьи.
20. На тринадцатый год правления Хильдеберта244 я как раз спешил в Мец, чтобы встретиться с королем. Там я получил распоряжение отправиться в составе его посольства к королю Гунтрамну. Мы застали его в городе Шалон-сюр-Сон. «Благородный король, – сказал я, – твой прославленный племянник Хильдеберт искренне приветствует тебя. Он тепло благодарит тебя за твою преданную доброту и за постоянное твое поощрение в тех делах, что приятны Господу, и в том, что делается тобой ради блага его собственного народа. Он обещает выполнить все, о чем была достигнута договоренность между вами, и умоляет тебя не нарушать никаких пунктов договора, вами обоими подписанного».

«Что касается лично меня, – ответил король, – то я вовсе не чувствую себя обязанным Хильдеберту, ибо он уже нарушил обещания, данные мне! Он не передал мне мою часть города Санлиса. Он не вернул мне тех людей, которых ради моего собственного благоденствия я хотел бы получить из его собственного королевства, полагая, что они враждебны моим интересам. Как же ты осмеливаешься предстать передо мной и говорить о том, что мой драгоценный племянник никоим образом не собирается нарушать какой-либо пункт договора, подписанного нами обоими».

Тогда я ему ответил следующее: «Хильдеберт вовсе не собирается нарушать договор. Напротив, он действительно проследит за тем, чтобы они все были выполнены. Если же ты хочешь разделить Санлис, то это будет осуществлено немедленно, и ты можешь забрать твою треть города незамедлительно. Что же касается людей, о которых ты беспокоишься, то напиши мне их имена, и ты тогда увидишь, что все обещания, сделанные в договоре, будут соблюдены».

Когда я закончил свою речь, король велел еще раз прочитать договор, чтобы с ним могли ознакомиться присутствующие.


Текст письма



«Высокочтимой госпоже Радегунде, дочери церкви во Христе, епископы Евфроний, Претекстат, Герман, Феликс, Домициан, Виктор и Домнол.

Всемогущий Господь вечно заботится о роде человеческом и постоянно за ним наблюдает. Никогда и ни в какие времена не перестает Он оказывать нам Свои благодеяния и не оставляет нас Своей любящей заботой. Во всех случаях священные судьи всех сущностей посылают людей, чтобы те инициировали веру в церковь от поколения к поколению.

С огромным рвением эти люди переворачивают покров поля Господа плужными лемехами своей твердой веры, с тем чтобы с помощью Небес христианский урожай умножился в сотни раз. В Своей любящей доброте Бог постоянно наделяет нас Своей мудростию, никогда не отказывая, зная, что это принесет пользу многим. Благодаря святейшим примерам этих людей, когда Он придет судить нас, выявятся многие, достойные увенчания.

На заре истории христианской веры, когда первые начатки веры, которую мы чтим, только начали укореняться и прорастать в землях Галлии и когда непостижимые таинства Святой Троицы оставались известны лишь немногим, движимый состраданием, Он решил послать святого Мартина, чужеземца, принести свет в наше отечество, проповедуя апостольское учение в близлежащих землях.

Верно, что святой Мартин не жил во времена апостолов, но это вовсе не значит, что он не обладал апостольской силой. То, что он не имел, придя позже, он компенсировал теми целями, которые поставил во имя Христа, получив вознаграждение за свои труды, поскольку своими достоинствами поднялся до уровня апостолов.

Благодарим тебя, нашу высокочтимую дочь, за то, что по милости Божьей ты подавала пример небесной любви, не требуя вознаграждения. В те дни, когда весь мир только находится в начале рассвета, с помощью горячего желания твоего сердца вера вновь расцветает. То, что холодной зимой стареющего мира вера вновь расцветает, – результат жара твоей горячей души.

Мы знаем, что в том, что ты пришла примерно из тех же мест, что и святой Мартин (Радегунда из Тюрингии, святой Мартин из Паннонии (совр. Венгрия) – для святых отцов рядом. – Ред. ), нет никакого чуда, ибо в своей деятельности ты зеркально повторила его, и он стал твоим проводником.

Следуя по его стопам, блаженной клятвой ты следуешь его примеру. Заявив, что не станешь искать мирских богатств, ты выбрала в качестве твоего наставника самого святого человека. Яркий свет его учения исходит и от тебя. Ты наполняешь небесным светом сердца тех, кто слышит тебя. Твои монахини черпают свое вдохновение от тебя и зажигаются светлой искрой небесной жизни.


Возгораясь любовью к Господу, они спешат, преисполненные рвением, утолить свою жажду у твоей груди, припав к источнику твоей души. Оставив свои семьи, они избрали тебя своей наставницей и матерью по милости Божьей, но не матери во плоти. Когда мы рассмотрели степень их преданности, то воссоздали хвалу всемогущему Господу, который Своей милостью объединяет волю смертных Своей собственной волей, поскольку мы уверены, что Он будет Своей волей связывать с тобой всех тех, кто стремится обрести безопасность в Его объятиях.

Нам стало известно, что благодаря Божественному провидению ряд женщин из нашей епархии с огромным воодушевлением собрались вокруг тебя, чтобы принять ваш устав. Мы рассмотрели петицию, содержащуюся в этом письме, и это доставило нам огромное удовольствие. Во имя Христа, нашего Создателя и нашего Спасителя, мы повелеваем, что все те, без исключения, кто собрался вместе вести милосердную жизнь, должны соблюдать и придерживаться и не нарушать устава, который они, очевидно, приняли по своей собственной воле.

Не следует нарушать обещание, данное Христу, и привлекать в качестве свидетеля Небеса, высочайшим преступлением является осквернение храма Господа, чего допустить нельзя, иначе Господь, разгневавшись, может его разрушить. Более того, особо подчеркиваем, что если женщина пойдет по пути, определенному Провидением Господним, и будет достойна выбрать в качестве убежища вашу обитель в Пуатье, то в соответствии с Уставами блаженной памяти Цезария, епископа Арля252, она никогда не получит право покидать ее, поскольку очевидно, что она вошла в нее по собственной воле, как и указывается в Уставах.

Иначе ее достопочтенное состояние, каковым оно кажется в глазах многих, обернется позорным грехом, поскольку она совершит бесчестный поступок. Если какая-либо монахиня, движимая безумием вследствие душевного заболевания, опозорит себя посрамлением своих клятв, своей славы и своего величия, то, по настоянию Господа, она должна быть изгнана из монастыря, как Ева была изгнана из Рая.

После пребывания в этом месте ее следует поспешить выставить босыми ногами в уличную грязь, отлучить от церкви и предать анафеме. И если эта женщина, оставившая Христа и обманутая обольщением дьявола, захочет выйти за человека, то и она, и тот, кто сочетался с ней браком, будут считаться нечестивцами, а муж – мерзким соблазнителем.


Любой человек, вступивший в такой союз, да подвергнется тому же Божьему суду и нашему порицанию, как и она сама. После того наказания, которое мы посчитаем соответствующим ее отвратительному поведению, ей, коли она покается, надо заслужить возможность вернуться в обитель.

Добавим также, что все епископы, что придут после нас, должны поддержать наше осуждение. Если кто-либо захочет, впрочем, в это мы не верим, смягчить любую часть нашего наставления или сделать это частично, пусть они знают, что им предстоит защищать свои действия перед нами, когда придет Судный день, поскольку общее правило спасения таково, что любое обещание, данное Христу, должно сохраняться ненарушенным.

Чтобы то, что мы решили и оформили в виде постановления, полностью стало нормой, мы подумали о том, что следует подтвердить его, подписав собственноручно. Таким образом оно сохранится навечно, и сам Господь проследит за его исполнением».
Когда я прочитал ей этот документ, Хродехильда (Клотильда) ответила: «Ничто из этого не помешает мне искать аудиенции у короля, который, как мне хорошо известно, является моим родственником». Она и ее приятельницы монахини пешком пришли из Пуатье, ибо не имели лошадей, чтобы добраться сюда. Они были совершенно измождены и оборвались. Никто не предложил им никакой еды во время путешествия. Они добрались в наш город в первый день марта. Дожди лились потоком, и дороги по щиколотку были в воде.
40. Они также сделали несколько весьма резких замечаний по поводу своего собственного епископа (Маровея (584—590)), заявив, что именно его неумение разобраться в ситуации стало истинной причиной, по которой они оставили обитель.

Теперь, как мне кажется, будет лучше, если я расскажу вам всю историю этого бунта.

В дни правления короля Хлотаря, когда святая Радегунда основала монастырь, она сама и ее сообщество были послушны и покорны епископам того периода. При Сигиберте, когда Маровей стал епископом в епархии, святая Радегунда, вдохновленная верой, послала священников в восточные земли, чтобы те поискали частицы древа Креста Господня, а также мощи святых апостолов и других мучеников, заручившись на то письмами короля Сигиберта.

Священники отправились в путь и со временем привезли несколько реликвий253. Сразу же после этого королева попросила Маровея поместить их в ее обители, выказав все подобающие почести и совершив церемонию с пением псалмов. Тот пренебрег ее просьбой, оседлал свою лошадь и отправился навестить одно из своих городских поместий.