Файл: Григорий Турский История франков.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 629

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вы должны помешать им, никакие изменения не могут быть сделаны в Правилах, и никакие отчуждения собственности монахинь не следует допускать. Об этом я также молюсь, что, когда случится так, что, согласно воле Господа, святая Агнесс, наша возлюбленная вышепоименованная сестра, оставит эту земную жизнь, мать настоятельница, назначенная сменить ее в нашем собственном сообществе, продолжит пользоваться благосклонностью Господа. И те, кто продолжал хранить верность Правилам никоим образом не нарушая святой образ жизни, не позволят, чтобы их собственная воля или любого другого человека противоречила ему.

Если кто-то, вопреки воле Господа и власти королей, поступит вразрез с условиями, здесь установленными, и перед нашим Господом и Его святыми, коих я молю о защите, повредит любую собственность или попытается каким-либо образом причинить зло вышеназванной аббатисе Агнесс, моей сестре, да навлечет он на себя гнев Божий, и Святого Креста, и Святой Марии. Пусть он подвергнется критике и будет наказан блаженными Иларием и Мартином, чьей особой заботе, после Господа, я передаю этих монахинь, что являются моими сестрами.

К тебе также, праведный епископ, и к тем, кто придет после тебя, которых я по воле Господа назначаю своими заступниками, взываю: найдите тех, кто попытается действовать противоположно моим распоряжениям. Пусть им не позволят обратиться к королю, который в то время станет править этим местом, или приехать в город Пуатье по делу, которое доверено вашей заботе перед Господом.

И не уклоняйтесь от жизненной потребности оберегать и защищать все виды справедливости, невзирая на несправедливость других. Поскольку только именно так вы сможете противостоять и опровергать Врага Господа. Ни один католический (ортодоксальный. – Ред. ) правитель не захочет в свое время приобрести столь дурную славу, равно как не разрешит, чтобы сломали то, что было построено по Божьей воле, по моему намерению и в соответствии с желаниями нескольких королей.

В то же время я заклинаю королей, которых Господь учредит править после моей смерти, заклинаю Царем, царству Которого не будет конца и по воле Которого существуют земные королевства, Который дарует самое дыхание жизни и их собственную королевскую власть, подтвердить, что мать настоятельница Агнесс вместе со всей обителью, которую по разрешению и одобрению королей, их отцов и дедов, я основала и смогла построить в соответствии с Правилами и обеспечила имуществом, будут охраняться их суверенной властью и законами.


Пусть никогда не случится так, чтобы нашей матушке настоятельнице, упомянутой мной несколько раз, кто-либо досаждал или мешал или что-либо в отношении этой обители было отчуждено или переменено. Напротив, пусть обеспечат ей любую защиту и поддержку. Господь наблюдает за мной, и я, преклоняя колени, доверяю свое дело этим королям и епископам церкви во имя Того, кто освобождает всех людей. Пусть они всегда живут в царстве, которое существует всегда вместе с Защитником бедных и Мужем всех находящихся в уединении монахинь, от чьего имени они станут охранять служительниц Господа.

Кроме того, я заклинаю вас, благочестивых епископов, и вас, высочайшие и светлейшие короли, и весь христианский народ ради истинной веры, в которую нас крестили, что когда Господь распорядится, что пришло мне время умереть, то мое бедное тело похоронили бы здесь, в этой церкви, которую я начала строить в честь Благословенной Девы Марии, Богоматери, где уже покоятся в мире многие мои монахини. И совсем не важно, закончена церковь или нет.

Если же кто-либо захочет или попытается совершить что-либо иное, пусть подвергнется гневу Господнему, через силу Креста Господнего и Блаженной Марии. Я молюсь, чтобы со мной обращались подобающим образом, чтобы я нашла место отдохновения в этой церкви вместе с монахинями моей собственной общины, что расположатся вокруг меня.

Слезно молю исполнить мою просьбу, что я подписываю собственной рукой, прошу сохранить его в архиве церкви. Если мать настоятельница Агнесс, моя сестра, или монахини обители станут когда-нибудь искать вашей помощи во времена бедствий или защиту от нечестивых людей, я молюсь о том, чтобы они смогли полагаться на данные Господом ваши расположение, утешение и отеческую заботу, которые вы со своей любящей добротой им даруете. Господь пообещал им защиту через вашу милость. И пусть они потом не говорят, что я оставила их покинутыми!

Все сказанное я передаю вам во имя Того, кто с Креста поручил Преславную Деву, родительницу Свою, блаженному апостолу Иоанну. И как апостол Иоанн выполнил просьбу Господа, пусть и вы выполните все то, что я, недостойная и смиренная, прошу вас, Отцов Церкви, моих владык и апостольских отцов. Если вы выполните мое последнее желание, которое я передаю вам, вы станете достойными продолжателями тех заветов, которые задал Он, явите достойный апостольский пример».
43. После того как епископ Маровей выслушал всяческие оскорбления в свой адрес, он отправил Поркария, аббата церкви Святого Илария, к епископу Гундегизилу и другим прелатам своей провинции, чтобы они приняли монахинь в лоно церкви и разрешили им прийти на разбирательство их дела. Ему отказали в этой просьбе. Устав от непрекращающегося потока жалоб то с одной, то с другой стороны, то из обители, то от ушедших оттуда монахинь, король Хильдеберт отправил священника Теотара, чтобы тот прекратил поток взаимных обвинений.



Теотар вызвал Хродехильду (Клотильду) и других монахинь. «Мы не придем, – ответили они, – ибо нас отлучили. Если нас примут обратно, то мы согласны предстать перед вами». Услышав это, Теотар отправился к епископам. Он объяснил им, как обстоят дела, но не смог продвинуться в вопросе о возвращении монахинь в лоно церкви. Поэтому он ни с чем вернулся в Пуатье.

Теперь монахини разделились. Одни вернулись обратно в свои собственные дома, другие к родственникам, и только несколько вернулись в монастыри, в которых были прежде. Это было вызвано тем, что вместе они не могли переносить холодную зиму из-за недостатка дров. Однако одна или две монахини остались вместе с Клотильдой (Хродехильдой) и Базиной. И даже они продолжали ссориться друг с другом, поскольку каждая хотела возвыситься над другой.

44. Как раз после Пасхи того года начались дожди с градом, причем они буквально проливались на землю. В течение двух или трех часов на месте маленьких ручейков в долинах уже бежали большие реки. Во второй раз зацветшие осенью фруктовые деревья дали второй урожай, причем такой же несметный, как и первый. В ноябре распустились розы. Необычайно высоко поднялись реки, они размыли берега и затопили места, до которых никогда разливы не доходили, нанеся огромный ущерб посевам на полях.



Книга Х



1. О Григории, папе римском

2. О возвращении посла Гриппона от императора Маврикия

3. Как войско короля Хильдеберта отправилось в Италию

4. Как император Маврикий отправил в Галлию людей, которые убили послов

5. Как Хуппа совершил набег на Турен (область Тура)

6. О заключенных Клермона

7. Как король Хильдеберт освободил от налогов духовенство этого города

8. О Евлалии и его жене Тетрадии

9. Как войско короля Гунтрамна вошло в Бретань

10. О гибели Хундона, постельничего короля Гунтрамна

11. О болезни принца Хлотаря

12. О кознях Бертегунды

13. Споры по поводу воскресения Христа

14. О гибели дьякона Теодульфа

15. О смуте в обители в Пуатье

16. О суде над Хродехильдой и Базиной

17. О том, как они были отлучены от церкви

18. О людях, посланных убить короля Хильдеберта

19. Об изгнании Эгидия, епископа Реймса

20. Как монахини, упомянутые в предыдущих главах, были приобщены к церкви на этом же соборе

21. Казнь (одного из) сыновей Ваддона

22. Как Хильдерик-сакс нашел свою смерть

23. О знамениях и сомнениях по поводу определения дня Пасхи

24. О разрушении города Антиохии

25. О смерти человека, выдававшего себя за Христа

26. О смерти епископов Рагнемода и Сульпиция

27. О людях, которых приказала убить Фредегунда

28. О крещении ее сына Хлотаря

29. О чудесах и кончине святого Аредия, аббата Лиможа

30. О погоде в тот год

31. Перечень епископов Тура (249—594 гг.)
1. На пятнадцатом году правления короля Хильдеберта259 наш дьякон Агиульф вернулся из Рима с мощами святых260 и рассказал, что в ноябре предыдущего года река Тибр вышла из берегов и затопила Рим, так что ряд древних храмов были разрушены, а в снесенных водой папских амбарах потеряли несколько тысяч бушелей пшеницы.

Множество змей плыло вниз по реке в сторону моря, а в середине их огромный дракон величиной со ствол дерева. Когда все эти твари передохли в бушующих соленых морских волнах, их тела вынесло на берег, после чего разразилась эпидемия паховой чумы. Это случилось в январе. Первым заболел и почти сразу умер папа Пелагий II (578—590), таким образом, сбылось то, что написано у Иезекииля: «И начните от святилища Моего» (Иез., 9: 6).

После кончины папы от этой болезни погибло множество людей. Однако церковь нельзя оставить без главы, поэтому народ единогласно выбрал дьякона Григория261
, происходившего из рода Анисиев, из знатной сенаторской семьи, и с юности посвятившего себя служению Господу. На свои собственные средства Григорий основал на Сицилии шесть монастырей, а седьмой внутри городских стен Рима.262

Оставив достаточно земли, чтобы обеспечить монахов средствами к существованию, он продал остальную часть своей собственности, включая и всю домашнюю утварь, и отдал полученную сумму бедным. И вот теперь он, проходивший по городу в одеянии из шелка263, усыпанном драгоценными камнями, служил престолу Господню в простых одеждах.

Вначале Григория определили седьмым дьяконом при папе. Воздержание Григория от приема пищи, бодрствование и молитвы, строгость постов привели к тому, что от истощения он едва мог поддерживать бренное тело. Григорий всячески избегал высших почестей, чтобы его не обуяло мужское тщеславие, от которого он отрешился.

В подтверждение сказанного он отправил письмо к императору Маврикию, сына которого крестил264, заклиная его в своих смиренных молитвах не давать согласия на его избрание.

Префект города Рима Герман перехватил посыльного Григория, разорвал письмо и затем отправил посланца к императору, чтобы тот узнал о единогласном выборе народа. Нежно любя дьякона, император воздал хвалу Господу за то, что теперь он сможет поддержать Григория в связи с избранием на столь почетное место.

Император издал приказ, в котором отдавал распоряжения по поводу возведения на папский престол Григория. Пока делались приготовления к его посвящению, в городе продолжалась эпидемия. В этой связи Григорий обратился к своей пастве, призывая ее покаяться. Вот его проповедь:

«Дорогие возлюбленные братья, на нас обрушилась кара Господня, которую мы всегда должны ожидать со страхом. Пусть же скорбь приведет нас к покаянию. Те несчастья, от которых мы страдаем, должны смягчить жестокость наших сердец, поскольку, как предсказал пророк: «Меч доходит до души» (Иер., 4: 10).

Действительно, я вижу, как вся моя паства поражена мечом гнева Божия, люди умирают один за другим. Их смерти не предшествует затяжная болезнь, поскольку они умирают, даже не почувствовав, что заболели. Каждая жертва уходит от нас прежде, чем она может оплакать свои грехи и покаяться.