Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
этого не заметит. "Болезнь" помешает сделать это. Эти слова - предельно ясное изложение проблемы. Всевышний Аллах более сведущ насчет правильности этого.
См. Ибн аль-Каййим "Аль-Уабиль аль-Сайиб" с. 34-36.
Вернуться в содержание
4.
Приумножаются ли в месяц Рамадан благие поступки и дурные
деяния?
Да, благие и дурные деяния приумножаются ввиду достоинства времени или места их совершения. Но между приумножением благих дел и приумножением дурных дел существуют следующие отличия:
- благие дела приумножаются как в количестве (за совершенное одно благое деяние Аллах дарует от десяти и более таких добрых дел), так и в степени награды.
- когда речь идет о приумножении дурных дел, имеется в виду, увеличение степени тяжести греха, и что наказание за такой грех будет более тяжким, а что касается их количества, то каждое дурное дело записывается как одно и не умножается.
В "Маталиб ули ан-Нуха" 2/385 сказано: "Благое и дурное деяние
приумножается в местах имеющих особые достоинства, такие как Мекка, Медина,
Иерусалим и мечети. Также они приумножаются ввиду достоинства времени как
пятничный день, запретные месяцы и Рамадан. Что касается приумножения
благих дел, то в этом нет разногласий, а относительно приумножения дурных дел
ученые разошлись во мнениях, и некоторые, последовав за мнением Ибн 'Аббаса
и Ибн Мас'уда (да будет ими доволен Аллах) сказали, что и дурные деяния
увеличиваются. Но некоторые исследователи возразили им сказав: "Они (Ибн
'Аббас и Ибн Мас'уд) имели в виду приумножение в степени тяжести греха и в
тяжести наказания за него, а не приумножение количества дурных дел"".
Шейху Ибн Базу (да смилуется над ним Аллах) был задан вопрос:
"Мусульманин посредством поста достигает прощения, как малых, так и больших
грехов? И приумножаются ли грехи в Рамадан?".
Ответ: "Для мусульманина в Рамадан, также как и в любое другое время,
узаконенным является борьба со своей душой, которая всегда повелевает зло.
Бороться с ней пока она не станет душой умиротворенной, повелевающая благое
и стремящаяся ко всякому благому. Человек должен бороться с врагом Аллаха -
иблисом, чтобы уберечься от его зла и искушения. Мусульманин в этом бренном
мире постоянно находится в большой борьбе со своей душой, своими страстями и
шайтаном. Поэтому человек должен больше каяться перед Всевышним, и все
время обращаться к Нему с мольбами о прощении. Но времена разнятся по своим
достоинствам. Так, месяц Рамадан, лучший месяц в году. Это месяц прощения,
милости и освобождения рабов от Огня. Если место и время являются
почтенными, то совершаемые в них благие дела приумножаются, а грех за
дурные дела становится еще более тяжким. А так как Рамадан имеет высокое
достоинство и положение, то грех дурного деяния совершаемого в Рамадане
является более тяжким, чем совершение того же деяния в иное время, также как
награда за совершение угодных Аллаху дел в Рамадане, превосходит награду за
совершения этих же дел в иное время. Поэтому мусульманин должен
воспользоваться этим благодатным месяцем и совершать как можно больше
угодных Аллаху дел и оставить дурные деяния, возможно Всемогущий и Великий
Аллах окажет ему милость и примет его деяния, и поможет ему придерживаться
прямоты
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

1
. Но как уже говорилось, каждое дурное деяние всегда записывается
как одно, и оно не приумножается в количестве, ни в Рамадане, ни в какое иное
время. А что касается благого деяния, то за каждое одно благое дело - десять
ему подобных и более этого, как об этом сказал Всемогущий и Великий Аллах

(смысловой перевод): "Кто придет с добрым деянием, для того - десять
подобных ему, а кто придет с дурным, воздастся только подобным ему, и
с ними не поступят несправедливо".
(6:160)
. И аятов на эту тему существует
множество. То же самое и с местом, имеющим особое достоинство, как две
благородных и заповедных территорий (Мекка и Медина). Благое деяние,
совершенное на этих территориях приумножается как в количестве, так и в
степени награды. Дурные же деяния совершенные в них не приумножаются в
количестве, но увеличивается тяжесть их греха и наказание, как это ранее уже
отмечалось. И поистине, один лишь Аллах оказывает содействие".
См. "Маджму'
Фатауа уа Макалят Мутанаууи'а" 15/446.
1 -
Имеется в виду неуклонное исполнение всех велений Аллаха и отказ от всего запрещённого Им.
Шейх Ибн 'Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Благое и дурное
деяние приумножается ввиду достоинства времени и места его совершения.
Благое дело приумножается как в количестве, так и в степени награды, а дурное
приумножается лишь в степени тяжести греха и в тяжести наказания за него, и
не приумножается в количестве. Ведь Всевышний Аллах сказал в суре "аль-
Ан'ам", ниспосланной в Мекке (смысловой перевод): "Кто придет с добрым
деянием, для того - десять подобных ему, а кто придет с дурным,
воздастся только подобным ему, и с ними не поступят несправедливо".
(6:160)
. Он также сказал (смысловой перевод): "Тем, кто склоняется в ней
(Заповедной мечети) к несправедливости, Мы дадим вкусить
мучительные страдания".
(22:25)
. Аллах не сказал: мы умножим их деяния, а
сказал: "Мы дадим вкусить мучительные страдания". Поэтому приумножение
дурного деяния в Мекке или Медине будет лишь в тяжести греха. То есть,
наказание будет более мучительным и болезненным, в соответствии словам
Всевышнего (смысловой перевод): "Тем, кто склоняется в ней (Заповедной
мечети) к несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания".
(22:25)
"
См. "аш-Шарх аль-Мумти'" 7/262.
Вернуться в содержание
5.
Поздравление c наступлением месяца Рамадан
Вопрос: "Тогда, когда наступает рамадан, мы часто слышим, как люди
желают друг другу барака в связи с его приходом, говоря: "мабрук 'алайка
шахру рамадан" (Пусть у тебя будет много барака в этом месяце). Есть ли на это
основа в шариате?".
Ответ: "Поздравлять с приходом рамадана нет в этом проблем, так как
Пророк радовал своих сподвижников приходом рамадана и побуждал их
стараться совершать как можно больше благих дел. Как сказал Всевышний:
"Скажи: "Это - милость и милосердие Аллаха". Пусть они возрадуются
этому, ибо это лучше того, что они накапливают"
(Сура Юнус, 58)
Поздравление, связанное с приходом этого месяца и радость в честь него,
указывают на стремление к добру. И наши саляфы радовали друг друга
приходом этого месяца, следуя в этом Пророку . Как это пришло в длинном
хадисе Салмана, в котором сказал Пророк : "О, люди к вам пришел
благословенный месяц".
Салих аль-Фаузан, Фетва №1744, "Поздравление c наступлением месяца Рамадан" - http://www.sahab.net/forums/showthread.php?t=370906
В добавление к ответу шейха Фаузана хадис от Абу Хурайры, что Посланник
Аллаха ﷺ сказал: "Пришел к вам Рамадан, благословенный месяц! Вменил
Всевышний и Великий Аллах пост в этот месяц! В нем открываются врата


небес и закрываются врата Ада, а шайтаны заковываются в цепи! И у
Аллаха есть в этом месяце одна ночь, которая лучше чем тысяча
месяцев. И тот, кто лишился блага этой ночи, тот лишенный!". ан-Насаи
2106. Хадис достоверный. См. "ат-Та'ликъ аль-гъариб" 2/69.
Хафиз Ибн Раджаб, приведя этот хадис сказал: "Посланник Аллаха радовал
своих сподвижников наступлением Рамадана. И некоторые ученые говорили:
"Этот хадис является основой в дозволенности поздравления людьми друг друга
с наступлением месяца Рамадан"".
См. "Лятаифуль-ма'ариф" 156.
Так же говорили шейх Ибн Баз, аш-Шанкъити и другие.
Вопрос: "Можно ли говорить "рамадан карим?".
Ответ шейха Ибн Усеймина, да смилуется над ним Всевышний Аллах:
"Положением слов "рамадан карим" является то, что это неправильно. И должны
быть только слова "Рамадан Мубарак" и подобные им, потому что рамадан не
является тем, который дарует, чтобы быть щедрым. Только Всевышний Аллах -
Он Тот, Который устанавливает в нем пользу и дарует ее на протяжении месяца".
Вернуться в содержание
6.
Исповедание Ислама
Исповедание Ислама - это важнейшее условие, которое лежит в основе принятия всех деяний. Всевышний Аллах сказал: "Деяния того, кто откажется
уверовать, окажутся тщетными, а в Последней жизни он будет среди
потерпевших урон".
(аль-Маида 5: 5).
Великий и Всемогущий Аллах также сказал: "Тебе (о Мухаммад) и твоим
предшественникам было внушено: "Если придашь ты сотоварищей
(Аллаху), то тщетными станут твои деяния и ты непременно окажешься
одним из потерпевших убыток"".
(аз-Зумар 39: 65).
Вернуться в содержание
7.
Воздержание
Воздержание от всего, что нарушает пост в виде приема пищи, жидкости,
совокупления, является условием поста.
См. "Тухфатуль-фукъаха" 1/537.
Вернуться в содержание
8.
Время
Речь идет о соблюдении поста от рассвета до заката солнца. Всевышний
Аллах сказал: "...а затем поститесь до ночи".
(аль-Бакъара 2: 187).
Вернуться в содержание
9.
Намерение
От 'Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что
Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, дела оцениваются только по
намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он
намеревался обрести". аль-Бухари 1, Муслим 1907.
Этот великий хадис указывает на то, что любое деяние, которое совершается не ради Аллаха, является не состоятельным, и что совершающий деяние не искренне, не приобретет ничего благого ни в мире этом, ни в мире ином.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: "Слова Пророка : "Поистине, дела
оцениваются только по намерениям" указывают на все виды деяний, и нет в


этом исключений ни для одного дела, будь оно обязательным или
добровольным".
См. "аль-Аусат" 1/371.
Вернуться в содержание
10.
Наличие способности поститься
Речь идет о наличии здоровья для соблюдения поста, а также очищение от месячных и послеродового кровотечения.
См. "Хашия ад-Дусукъи" 1/509.
Вернуться в содержание
11.
О недопустимости оставления поста Рамадана без причины
Тот, кто поел в светлое время дня Рамадана - ослушался Аллаха и Его
Посланника ﷺ, и совершил великий грех, за который ему следует принести великое покаяние.
Все ученые единогласны во мнении о том, что человек, отказывающийся от соблюдения поста в силу отрицания его обязательности, является неверным, так как в Коране и Сунне имеются прямые указания в пользу обязательности поста.
Если же человек не постится по причине лени и нерадения, не имея приемлемого с точки зрения шариата оправдания, но не отрицая обязанности поста, то по общему мнению всех ученых он является нечестивцем, но не неверным, и ему следует принести великое покаяние и не совершать подобного впредь.
См. "Итхаф ахлюль-Ислям би хусусыяти-ссыям" 72.
Абу Умама аль-Бахили рассказывал: "Я слышал, как Посланник Аллаха
говорил: "Однажды во сне ко мне пришли двое, и взяв меня за плечи,
привели к труднодоступной горе и сказали: "Поднимайся". Я ответил:
"Поистине я не смогу". Они сказали: "Мы облегчим тебе это". И я стал
подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные
крики. "Что это за крики?" - спросил я. "Это вопли обитателей Огня", -
ответили они. Затем они повели меня дальше, и я увидел людей,
подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я
спросил их: "Кто эти люди?" Они ответили: "Это те, которые
разговлялись раньше времени"". ан-Насаи в "Сунануль-кубра" 3273. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани.
Если такому суровому наказанию подвергаются те, кто пренебрегал постом и разговлялся раньше времени, трудно себе представить, что будет с теми, кто вообще не соблюдал пост, не имея уважительной причины!
Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: "Тот, кто нарушил пост
одного дня Рамадана без уважительной причины, не сможет возместить его (в
полной мере), даже если будет поститься в течение всей жизни, пока не
встретится с Аллахом, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает,
накажет".
Ибн Абу Шайба 9784. Иснад достоверный.
Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: "У верующих принято
считать, что тот, кто без уважительной причины оставил пост месяца Рамадан
хуже, чем прелюбодей, сборщик налогов и пьяница. Более того, они сомневаются
в его Исламе и считают его еритиком".
См. "аль-Кабаир" 78.
Вернуться в содержание
12.
Как следует определять начало и конец месяца Рамадан?
Наступление Рамадана определяется двумя способами:
1.
Обнаружением на небе месяца Рамадана. Если полумесяц замечен в ночь с двадцать девятого на тридцатое ша'бана, то это означает, что наступил месяц
Рамадан, в течение которого необходимо соблюдать пост, как сказал Всевышний


Аллах: "Кто из вас застанет этот месяц, пусть соблюдает в нем пост".
(аль-
Бакъара 2: 185).
2.
Установлением завершения предшествующего ему месяца ша'бана. Если прошло тридцать дней ша'бана, то тридцать первый день обязательно придется на первый день Рамадана. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поститесь, увидев
полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его
(по причине облачности), то завершите предшествующий месяц (ша'бан)
тридцатью днями". аль-Бухари 1909, Муслим 1081.
Вернуться в содержание
13.
Свидетельства скольких мусульман нужно для фиксации начала и
конца Рамадана?
Для фиксации видения полумесяца Рамадана необходимо свидетельство одного благочестивого мусульманина. Ибн 'Умар рассказывал: "Люди пытались
разглядеть молодой месяц, а я сообщил Пророку о том, что увидел его. Тогда
Пророк принял решение поститься и повелел людям сделать то же самое".
Абу
Дауд 2342, ад-Дарими 1691, аль-Хаким 1/423. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн
Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, Ибн Хазм, аз-Захаби, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ибн Хаджар,
аль-Альбани.
Что же касается окончания месяца Рамадана и видения полумесяца Шаууаля,
то для его фиксации должно быть два свидетельства праведных мусульман.
Сообщается, что 'Абдур-Рахман ибн Зайд ибн аль-Хаттаб во время проповеди в день сомнения наступления Рамадана, сказал: "Поистине, я сидел среди
сподвижников Посланника Аллаха и расспрашивал их (о начале поста), а они
мне сказали, что Посланник Аллаха сказал: "Поститесь, увидев новую луну,
и разговляйтесь, увидев ее, и выполняйте свои религиозные обряды, а
если вам невидно луну, то отсчитайте тридцать дней (от предыдущего
месяца). И поститесь и разговляйтесь, если засвидетельствовали два
свидетеля из числа праведных мусульман"".
Ахмад 4/321, ан-Насаи 1/300, ад-
Даракъутни 232. Хадис достоверный. См. "Ируауль-гъалиль" 909.
Таким образом нам становится ясно, что начинать и заканчивать пост, люди должны при свидетельстве двух мусульман, увидевших луну, но хадис Ибн Умара о начале поста делает это исключением, тогда как о завершении поста у нас нет никаких доказательств, что можно ограничиться также одним свидетелем.
См.
"Тухфатуль-ахуази" 3/374.
Вернуться в содержание
14.
Постится только та страна, которая завидела луну или все страны?
По данному вопросу среди ученых существуют большое разногласие. Одни считают, что на основании видения новой луны должны поститься все мусульмане во всех уголках мира, а другие считают, что поститься должна только та страна, в которой увидели новую луну. Третьи же считали, что должны поститься все страны, с одинаковым географическим положением. При этом все ученые опирались на одни и те же хадисы, но разногласили в их понимании.
Однако самым лучшим мнением в этом вопросе является то, что если луна появилась в определенной местности, то пост становится обязательным для всех местностей, у которых общая ночь, поскольку появление полумесяца разнится в географическом отношении. Например, появление полумесяца в Азии выглядит иначе, чем в Европе, а в Африке иначе, чем, скажем, в Америке. В каждом регионе или стране жители сами определяют время наступления поста.