Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это мнение ханафитов, шафиитов, ханбалитов и некоторых маликитов. Также этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия.
См. "аль-
Къауанинуль-фикъхия" 103.
Вернуться в содержание
15.
Пост следует начинать и заканчивать с мусульманами своей
страны
От Абу Хурайры сообщается, что Пророк ﷺ сказал: "Пост соблюдается
тогда, когда постятся все, и разговляются тогда, когда разговляются все,
и Жертвоприношение совершается тогда, когда совершают его все". ат-
Тирмизи 697, Ибн Маджах 1660. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи,
имам Ибн Муфлих, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
В этом хадисе содержится опровержение тем, кто считает, что если человек увидел воочию новую луну, но имам не принял его свидетельство, то он должен поститься сам. Имам Абу 'Иса ат-Тирмизи сказал: "Некоторые ученые сказали,
что смысл этого хадиса состоит в том, что следует поститься и разговляться
вместе с джама'атом (общиной) и большинством людей".
См. "аль-Джами'" 3/311.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Человек не должен начинать поститься
или заканчивать пост в одиночку, даже если он увидел луну. Он должен
поститься и заканчивать пост вместе с людьми, как на это указывает хадис
Пророка ﷺ".
См. "Маджму'уль-фатауа" 25/114.
Ибн аль-Къайим сказал: "В этом хадисе содержится опровержение для людей,
говорящих, что тому, кто знает положение луны благодаря астрономическим
вычислениям, дозволено поститься и разговляться, даже если другие не знают.
Также сказано, что если отдельный человек увидел луну, но судья не принял его
свидетельство, он не должен поститься один".
См. "Тахзибу-Ссунан" 3/214.
Имам ас-Сан'ани сказал: "В этом хадисе содержится доказательство, что
пребывание в согласии с людьми - принято в установлении праздника ('ид), и
что отдельный человек, который полагает, что наступил день праздника из-за
обнаружения луны, обязан быть в согласии с людьми. Единство людей в
отношении праздничной молитвы, завершения поста и жертвоприношения -
является обязательным для отдельного человека".
См. "Субулю-Ссалям" 2/72.
Это мнение подтверждается и поступками сподвижников. Масрукъ рассказывал: "Я пришел к 'Аише в день 'Арафа, и она сказала: "Дайте Масруку
каши, и сделайте ее послаще". Масрукъ сказал: "Ничто не удержало бы меня в
этот день от поста, если бы я не опасался, что сегодня день Жертвоприношения".
На это 'Айша сказала: "День Жертвоприношения тогда, когда все люди приносят
жертву, и день разговения тогда, когда все люди разговляются!"". аль-Байхакъи.
Иснад хороший. См. "ас-Сильсиля ас-Сахиха" 1/442.
На основании этих аргументов становится ясным ошибочность поступков тех,
кто, проживая в исламских странах поститься не со своей страной. Т.е. если скажем, в Саудовской Аравии была установлена фиксация начала Рамадана, а скажем в Египте или другой исламской стране мусульмане не видели луны, то жителю этой страны не следует поститься с Саудовской Аравией, поскольку такой поступок будет противоречием велению Пророка ﷺ, сказавшего: "Пост
соблюдается тогда, когда постятся все, и разговляются тогда, когда
разговляются все".
Вернуться в содержание


16.
Можно ли опираться на астрономическое вычисление начала и
конца Рамадана?
Вначале уже было сказано, что наступление и окончание месяца Рамадан в шариате установлено только двумя способами:
1.
Зрительной фиксацией луны.
2.
И в случае облачности отсчитать 30 дней ша'бана, после чего поститься первый день Рамадана.
Посланник Аллаха ﷺ ясно и недвусмысленно сказал: "Поститесь увидев
полумесяц, и разговляйтесь увидев полумесяц, а если вам не видно его,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

то завершите предшествующий месяц (ша'бан) тридцатью днями". аль-
Бухари 1909, Муслим 1081.
Но множество мусульман в наши дни не обращают внимания на эти слова
Посланника Аллаха ﷺ, и сообщают людям за год вперед начало и конец поста,
опираясь на какие-то астрономические вычисления, в то время, когда Пророк ﷺ
повелевал поститься и разговляться, завидев новую луну!
Ни сподвижники Пророка ﷺ, ни праведные предшественники (саляфы) не делали ничего подобного. И такой метод вычисление начала и конца Рамадана является нововведением, которое противоречит единогласному мнению имамов уммы, которые сказали, что наступление и конец поста Рамадана должен определяться только зрительной фиксацией.
См. "Бидаятуль-муджтахид" 1/423,
"Хашияту Ибн 'Абидин" 2/393, "Фатхуль-Бари" 4/159.
Многие ученые передали единогласное (иджма') мнение уммы относительно недозволенности опираться на астрономические вычисления начало и конца поста Рамадана.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Передал Ибн аль-Мунзир о единогласном мнении,
что нельзя опираться на астрономические вычисления в установлении поста!".
См. "Фатхуль-Бари" 4/147.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Нет сомнений в том, что Сунна и
единогласное мнение сподвижников указывает на то, что нельзя опираться на
астрономические вычисления! А тот, кто опирается на это в утверждении начала
месяца, тот заблудший в шариате, приверженец нововведений в религии и
ошибающийся в разуме и своем вычислении!".
См. "Маджму'уль-фатауа" 25/207.
Однако некоторые ученые передали, что этому иджма'у противоречил известный таби'ин Мутарриф ибн Абдуллах аш-Шахир, который якобы дозволял опираться на астрономические вычисления в установлении поста.
Однако хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: "То, что передается от Мутаррифа
ибн Абдуллаха, не является достоверным! Но даже если это и было бы
достоверным от него, то нельзя этому следовать, по причине ошибочности этого
мнения!".
См. "ат-Тамхид" 14/352.
То же самое передал и шейхуль-Ислам Ибн Таймия: "Даже если это
достоверно от него, то является ошибкой ученого".
См. "Маджму'уль-фатауа" 25/182.
Также Ибн Рушд в своей книге "Бидаятуль-муджтахид" 2/557 упоминал, что подобный метод вычисления Рамадана дозволял и имам аш-Шафи'и. Однако это также не достоверно, поскольку в трудах имама аш-Шафи'и нет никаких указаний на это, и известные шафиитские ученые передавали от него мнение соответствующее иджма'у. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "
Это ложь
возводимая на имама аш-Шафи'и у которой нет основы, более того от аш-Шафи'и
передается противоположное этому!".
См. "Маджму'уль-фатауа" 25/183.
То же самое говорили хафиз Ибн Абдуль-Барр, къады Абу Бакр ибн аль-Араби и хафиз Ибн Хаджар.
См. "ат-Тамхид" 14/354, "Ахкамуль-Къуран" 1/82, "Фатхуль-Бари"
4/146.
Таким образом, нам становится ясно истинность единогласного мнения в этом вопросе, а то, что противоречит этому, не имеет никакой основы.

Но даже если и подтвердилось бы, что кто-то из имамов дозволял астрономическое вычисление начала и конца Рамадана, то это не указывало бы на дозволенность подобного поступка. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
"Шариатское доказательство - это Коран, Сунна и единогласное мнение (иджма')!
А что касается обычаев некоторых городов, или даже большинства, или же слов
большинства ученых или просто поклоняющихся и т.п. то ничего из этого не
может противопоставляться словам Посланника Аллаха!".
См. "аль-Икътида" 1/270.
Имам Ибн Къудама говорил: "Если кто-то станет опираться в начале поста на
слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост
недействителен, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении
Рамадана)! Дело в том, что такой метод вычисления поста не является
шариатским доводом, на который дозволено опираться, и наличие такого способа
все равно, что его нет. А Пророк сказал: "Поститесь, увидев полумесяц, и
разговляйтесь, увидев полумесяц", а в другом хадисе сказал: "Не
поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не
увидите луну!"".
См. "аль-Мугъни" 3/9.
Имам аль-Хараши сказал: "Пост не утверждается на основании слов
астронома. Шариат утвердил пост только на основании видения луны, или
свидетельстве тех, кто ее видел или по завершению месяца шабан. И шариат не
сообщил о том, что свыше этого. Поэтому если астроном скажет, что месяц
закончился или начался, то на его слова и его вычисления нельзя опираться,
независимо от того доверяет ли ему сердце или нет!".
См. "Шарх мухтасар Халиль"
2/237.
Посланник Аллаха ﷺ указал на метод вычисления наступления и завершения поста, а это зрительная фиксация, которой могут воспользоваться все без исключения. И он не постановил такого астрономического установления для установления поста, поскольку этим знанием располагают лишь единицы.
Следует также отметить, что речь идет именно об астрономическом вычислении наступлении и завершения поста, а не использовании каких-либо приборов для обнаружения луны.
Вернуться в содержание
17.
Что делать, если мусульманин проживает в стране, в которой
начало и конец поста определяют согласно астрономическим
вычислениям?
Выше мы рассматривали, что мусульманин обязан начинать и заканчивать пост со всеми или же большинством жителей своей страны, о чем сказано в хадисе: "Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда
разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда
совершают его все". ат-Тирмизи 697, Ибн Маджах 1660. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Муфлих, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-
Альбани.
И также мы рассмотрели вопрос, что наступление и завершение поста не дозволено устанавливать на основании астрономических вычислений,
основанием чему служат ясные веления Пророка ﷺ: "Поститесь, увидев
полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц", "Не поститесь, пока вы
не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну!"
Однако возникает вопрос: "Что делать, если например, мусульманин
проживает в стране, в которой не опираются на зрительную фиксацию луны?".
Поститься с большинством, которые постятся в подобных странах на основании календарей, составленных в соответствии с астрономическими вычислениями, или же опираться на исламскую страну, которая постится на основании зрительной фиксации?


Задали вопрос на сайте шейха аль-Мунаджида: "Я проживаю в Голландии и
люди стали разногласить в наступлении первого дня Рамадана. Среди них были
те, кто начал поститься вместе с Египтом и те, кто ждал объявление канала аль-
Джазира. Что является правильным в этом?".
Ответ: "Во-первых, наступление поста не устанавливается кроме как
зрительной фиксацией месяца, как говорил Пророк : "Поститесь, увидев
полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц". аль-Бухари 1909, Муслим 1081.
И нет смысла обращаться к астрономическим вычислениям. Во-вторых, если у
мусульман, проживающих не в исламских странах, если некая шариатская
организация, к которой они обращаются и которая опирается на шариатский
способ в вычислении наступления и завершения поста, то ученые Постоянного
комитета дали фатуа, что подобная организация имеет для них статус
шариатского правительства и им следует следовать за ними в вопросе начала и
конца Рамадана. Однако если у них нет подобной организации, то нет на них
греха, если они последуют стране, которой доверяют, которая устанавливает
Рамадан на основании шариата, а не астрономических вычислений".
Они также отвечали: "Если мусульманин проживает в стране неверных, или
же в стране, которая играет с вопросом наступления и завершения поста в
соответствии со своими страстями, то нет проблем, если он последует стране,
которая руководствуется установлениями шариата!".
Их также спросили: "Мы проживаем в Германии, и проблема в том, что имам
одной мечети говорит: "Мы скоро начнем пост вместе с Саудовской Аравией", а в
другой мечети говорят: "Мы будет поститься вместе с исламской организацией в
Европе" Что вы скажите об этом?".
Ответ: "Если эта исламская организация Европы опирается на зрительную
фиксацию наступления Рамадана, то правильнее и предпочтительнее следовать
за ней в наступлении и завершении поста!".
См. подробней вопросы "Суаль уа джауаб"
№ 1602, 1248, 1226, 12600, 50522.
Спросили шейха Ибн База относительно того, кто проживает в Испании, но начинает и заканчивает пост вместе с Меккой и Мединой. Он ответил: "Что
касается вашего поста и разговления в Рамадан вместе с нами по причине того,
что вы проживаете в Испании, то нет в этом никаких проблем. Пророк сказал:
"Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а
если вам не видно его, то завершите предшествующий месяц (ша'бан)
тридцатью днями" Это общее обращение ко всей общине, и два города как
Мекка и Медина больше заслуживают следованию им, чем другие страны, пусть
Аллах прибавит им усердие и прямой путь. Причина этому то, что вы находитесь
в стране, в которой не живут по Исламу!".
См. "Фатауа Ибн Баз" 15/105.
Подводя итог, следует отметить, что если мусульмане проживают в стране, в которой скажем Духовное управление опирается на астрономические вычисления и за месяц вперед сообщают о наступлении поста, то не следует следовать им в этом. Выше были приведены слова имама Ибн Къудамы: "Если кто-то станет
опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с
правильным, то его пост не действительный, даже если те астрономы часто
бывают правыми (в вычислении Рамадана)!".
Причина этого поступка с их стороны зачастую связана с соглашением этого вопроса с правительством, поскольку нужно объявить выходной и т.д. это конечно же относится к игре с установлениями шариата. В подобной ситуации мусульманин должен следовать исламской стране, которая вычисляет наступление поста на основании зрительной фиксации.
Но если то самое духовное управление опирается в наступлении поста на зрительную фиксацию и ей в этом вопросе следует большинство мусульман этой страны, то следует поститься вместе с ними. Также если они опираются в начале поста на какую-либо исламскую страну, скажем на Египет, то следует начинать