Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Имам аз-Зухри рассказывал: "Люди произносили такбир в день праздника,
когда выходили из своих домов до тех пор, пока не приходили к месту
совершения молитвы, и пока не появлялся имам. Когда же появлялся имам, они
умолкали, пока имам не начинал произносить такбир, а затем и они опять
произносили такбир".
Ибн Абу Шайба. Иснад достоверный. См. "Ируауль-Гъалиль" 2/121.
В этих сообщениях также содержится указание о желательности произнесения такбиров по пути на праздничную молитву.
Вернуться в содержание
168.
Время такбиров праздника Разговения
Среди ученых было разногласие относительно того, когда начинается время такбиров Разго-вения. Одни ученые, опираясь на аят: "Он желает, чтобы вы
довели до конца определенное число дней (поста) и возвеличивали
Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь".
(аль-Бакъара 2: 185)
,
говорили, что время такбиров Разговения начинается в ночь завершения поста и длится до выхода имама на праздничную молитву. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Правильное мнение, что такбир в день Разговения начинается с
фиксирования луны Шаууаля и длится до выхода имама на хутбу".
См. "Маджму'уль- фатауа" 24/221.
А некоторые ученые считали, что такбиры в день Разговения произносятся при выходе утром на праздничную молитву и длятся до выхода имама. При этом они опирались на то, что передал Ибн 'Умар, который рассказывал: "Пророк
произносил такбиры, когда выходил из дома и доходил до места совершения
праздничной молитвы". аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис хороший. См. "Сахих аль-джами'"
5004.
Имам аз-Зухри рассказывал: "Посланник Аллаха выходил во время
праздника Разговения и произносил такбир, пока не доходил до места
совершения молитвы, и продолжал их произносить, пока не начиналась молитва,
а когда начиналась молитва, он прекращал их произносить".
Ибн Абу Шайба 1/2,
аль-Байхакъи 3/279. Иснад достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 171.
Но лучшим мнением является первое, т.е. что время такбиров праздника
Разговения начинается с ночи, после завершения поста Рамадана, как на это указывает внешний смысл аята. А что касается хадиса, в котором сообщается,
что Пророк ﷺ произносил такбиры, отправляясь на праздничную молитву, то в нем нет указания на то, что Пророк ﷺ не произносил такбиров ночью.
Имам аш-Шафи'и передал, что "Са'ид ибн аль-Мусайиб, 'Уруа ибн аз-Зубайр,
Абу Саляма и Абу Бакр ибн 'Абдур-Рахман произносили в мечети громко такбиры
в ночь на праздник Разговения".
См. "аль-Умм" 1/231.
Вернуться в содержание
169.
Время такбиров праздника Жертвоприношения
Самым правильным мнением относительно времени такбиров праздника
Жертвоприноше-ния является то, что достоверно передается от 'Али ибн Абу
Талиба, Ибн Мас'уда и Ибн 'Аббаса, что "время произнесения такбиров
начинается после утренней (фаджр) молитвы в день 'Арафа и длится
включительно до послеобеденной ('аср) молитвы третьего дня ат-Ташрикъа".
Ибн
Абу Шайба 1/12, аль-Байхакъи 3/314, аль-Хаким 1/300.
Вернуться в содержание


170.
Когда именно следует произносить праздничные такбиры
Начиная с момента наступления времени праздничных такбиров, их можно произносить в любое время, и их произнесение не связано только лишь с завершением обязательных молитв, как полагают многие! Имам аль-Бухари в своем "Сахихе" рассказывал, что "Ибн 'Умар в дни ат-Ташрикъа произносил
такбир и после каждой молитвы, и лежа на своей постели, и находясь в своей
палатке, а также на собраниях и направляясь куда-либо пешком". аль-Бухари
1/461.
Также имам аль-Бухари передал, что Ибн 'Умар и Абу Хурайра выходили на рынок в течение десяти дней Зуль-Хиджа, произнося такбиры, тем самым,
побуждая людей произносить эти слова. И также Мухаммад ибн 'Али произносил такбиры после добровольных намазов. аль-Бухари 2/448.
Хафиз Ибн Хаджар относительно сообщений от саляфов относительно праздничных такбиров сказал: "Эти сообщения указывают на правомочность
произнесения такбиров в эти дни как после намазов, так и в другие время".
См.
"Фатхуль-Бари" 2/535.
Также согласно Сунне Посланника Аллаха ﷺ следует произносить такбиры,
направляясь на место совершения праздничной молитвы. Ибн Умар рассказывал:
"Посланник Аллаха выходил на молитву двух праздников вместе в Фадль ибн
'Аббасом, 'Абдуллах ибн 'Аббасом, 'Али, Джа'фаром, Хасаном, Хусайном, Усамой
ибн Зайдом, Зайдом ибн Харисой и Айманом ибн Умм Айманом. И они повышали
голоса произнося слова "ля иляха илля-Ллах" и "Аллаху акбар" до тех пор, пока
они не достигали места совершения молитвы". аль-Байхакъи 3/279. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. "Сахих аль-джами'" 4934.
Сообщается, что и сам "Ибн 'Умар, когда отправлялся в день Разговения и
Жертвоприношения на праздничную молитву, произносил вслух такбир до тех
пор, пока не приходил на место совершения молитвы, а затем продолжал
произносить такбир, пока не приходил имам". ад-Даракъутни, Ибн Абу Шайба. Иснад достоверный. См. "Ируауль-гъалиль" 650.
Имам аш-Шаукани сказал: "Праздничные такбиры не ограничиваются
произнесением только после обязательных молитв. Наоборот, желательно
произносить их в любое время!".
См. "ад-Дураруль-мудыя" 1/195.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: "Нет установленной формы такбиров и
установленного времени для такбиров или их количества. Наоборот, дозволено
увеличивать количество произнесений такбиров как после молитв, так и в другие
времена! А что касается того, что стало обычаем людей в наши дни, как
произнесение такбиров после каждой обязательной молитвы по три раза, а после
добровольной молитвы по одному разу, то на это нет никакого указания от
сподвижников!".
См. "ар-Раудату-ннадия" 1/367.
Вернуться в содержание
171.
Произносят ли женщины праздничные такбиры?
Имам аль-Бухари рассказывал: "Маймуна произносила в день
Жертвоприношения такбиры. Также женщины произносили в ночи ат-Ташрикъа
такбиры за Абан ибн 'Усманом и 'Умаром ибн 'Абдуль-'Азизом, совершив намазы в
мечети с мужчинами". аль-Бухари 2/463.
Однако женщинам не следует произносить эти такбиры громко.
Вернуться в содержание


172.
Виды праздничных такбиров
Нет ни одного достоверного сообщения от самого Пророка ﷺ, относительно конкретной формулировки такбира. Однако слова такбира достоверно передаются от сподвижников.
Сообщается, что Ибн Мас'уд говорил: "Аллах велик, Аллах велик! Нет
божества достойного поклонения кроме Аллаха! Аллах велик, Аллах велик, и
Аллаху хвала!".
Ибн Абу Шайба 2/2. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
دمحلا لو ربكأ ا ربكأ او ،ا لإ هلإ ل ربكأ ا ربكأ ا
"Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, уаЛлаху Акбар,
Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд"
Также передается, что Ибн Мас'уд говорил: "Аллаху Акбар кабиран, Аллаху
Акбар кабиран, Аллаху Акбар уа аджаль, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд".
аль-Мухамили. Иснад достоверный. См. "Ируауль-гъалиль" 3/126.
دمحلا لو ربكأ ا ، هلجأو ربكأ ا َاريبك ربكأ ا َاريبك ربكأ ا
Сообщается, что Ибн 'Аббас говорил: "Аллах велик! Аллах велик! Аллах
велик! И вся хвала Ал-лаху! Аллах Превелик и Возвышен! Аллах Превелик за то,
что направил нас на Истинный Путь". аль-Байхакъи 3/315. Иснад достоверный.
ام ىلع ربكأ ا هلجأو ربكأ ا دمحلا لو ربكأ ا ربكأ ا ربكأ ا
اناده
"Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар уа ли-Лляхиль-хамд!
Аллаху акбар уа аджаль, Аллаху акбар 'аля ма хадана!"
А Сальман аль-Фариси говорил: "Делайте такбир так: "Аллаху акбар, Аллаху
акбар кабира"".
'Абдур-Раззакъ. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. "Фатхуль-
Бари" 2/536.
َاريبك ربكأ ا ،ربكأ ا
Следует остановиться именно на тех видах праздничных такбиров, что достоверно передается от сподвижников, не внося каких-либо добавок, ибо воистину, каждому достаточно того, что передали сподвижники. Хафиз Ибн
Хаджар говорил: "В это время внесли некие добавления в праздничные такбиры,
которые не имеют никакой основы!".
См. "Фатхуль-Бари" 2/536.
Это сказано было около семисот лет назад, а что говорить о всевозможных добавлениях и искажениях наших дней!
Вернуться в содержание

173.
Этикет произнесения праздничных такбиров
Среди ученых есть разногласие относительно произнесения праздничных такбиров в один голос. Многие современные ученые, среди которых шейх Ибн
Баз, шейх Ибн 'Усаймин и шейх аль-Альбани, считали, что порицаемо произносить такбиры в один голос. Другие ученые считали, что нет в этом никаких проблем, и более того, считали что поступать таким образом лучше. При этом они опирались на сообщение, в котором сообщается, "что 'Умар, да будет
доволен им Аллах, находясь в Мине, произносил такбир в своем шатре, а
находившиеся в мечети, услышав его, тоже произносили такбир, а за ними стали
произносить такбир и те, кто находился на рынках. И они стали произносить его
так, что вся Мина сотрясалась от такбира!". аль-Бухари 1/461.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Подобное сотрясение достигается путем громкого
произнесения такбиров в один голос".
См. "Фатхуль-Бари" 2/461.
Так же сказал и имам аш-Шаукани в отношении этого сообщения.
См.
"Найлюль-аутар" 3/388.
Более того, в версии этого сообщения, что приводит имам аль-Байхакъи,
сказано: "И они стали произносить его так, что вся Мина сотрясалась от одного
такбира!".
См. "Сунан аль-Кубра" 3/312.
Таким образом, эта версия исключает различное понимание сообщения от 'Умара, и из него становится ясно, что они произносили такбиры в один голос.
Также это подтверждается и другим сообщением, что приводит имам Малик.
Яхъя ибн Са'ид рассказывал: "До меня дошло, что 'Умар ибн аль-Хаттаб вышел в
день Жертвоприношения, когда солнце только взошло. Он стал произносить
такбир и люди тоже произносили вместе с ним его такбир. И так же было на
второй и третий день".
См. "аль-Мууатта" 1/404.
Имам аш-Шафи'и говорил: "Людям следует произносить в праздник
Разговения такбиры после захода солнца по отдельности и совместно в любом
месте до того времени, пока имам не выйдет для совершения праздничной
молитвы".
См. "аль-Умм" 1/241.
Вернуться в содержание
174.
Обязательность праздничной молитвы
Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Совершайте молитву так, как вы видели
меня совершающим ее!". аль-Бухари 631, 6008.
Среди ученых есть разногласие относительно обязательности совершения праздничной мо-литвы. Большинство ученых считало, что эта молитва не является обязательной. И при этом они опирались на обобщенные хадисы, что
Аллах вменил в обязанность только пять молитв. Что же касается мнения Абу
Ханифы, а также одного из мнений аш-Шафи'и и Ахмада, и некоторых маликитов,
то оно состоит в том, что праздничная молитва является обязательной для всех мусульман.
См. "аль-Инсаф" 2/240, "ас-Сайлюль-джарар" 1/315.
Сторонники этого мнения считали, что совершение праздничной молитвы является обяза-тельным (уаджиб) как для мужчин, так и для женщин, поскольку
Пророк ﷺ повелевал выходить на эту молитву всем: детям, старикам, мужчинам и женщинам. Ибн 'Аббас рассказывал: "Посланник Аллаха повелевал своим
дочерям и женам выходить на молитву двух праздников (Жертвоприношения и
Разговения)".
Ахмад 1/231, Ибн Абу Шайба 2/182. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-
Сахиха" 2115.
Также от Умм 'Атыйи сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ повелевал выходить на эту молитву всем женщинам и даже тем, у которых были месячные.
Она рассказывала: "Я слышала, как Посланник Аллаха сказал: "Пусть
молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у


которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в
благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами,
однако тем, у которых начались месячные, желательно держаться в
стороне от места молитвы".
аль-Бухари 324, Муслим 2/605.
Речь идет о не совершении молитвы, а не о запрете нахождения рядом с другими женщинами в месте, отведенном для праздничных молитв, как на это указывает версия имама Муслима: "Однако те, у кого месячные, пусть не
совершают молитвы".
Муслим 2093. См. также "Фатхуль-Бари" 9/58, Ибн Раджаба.
Ибн 'Аббас также рассказывал: "Посланник Аллаха повелевал своим
дочерям и женам выходить на праздничные молитвы".
Ахмад, Ибн Маджах, ат-
Табарани. Хадис достоверный. "Сахих аль-джами'" 4888.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: "Из числа доказательств тому, что
праздничные молитвы являются обязательными, служит то, что если
праздничная совпадает с пятничной молитвой в один день, то пятничная молитва
уже не является обязательной. А то, что не является обязательным в своей
основе, никак не может отменить обязательное предписание!".
См. "ар-Раудату- ннадийя" 1/142.
И действительно, если бы праздничная молитва не обладала таким же статусом, то она не отменяла бы обязательность совершения пятничной молитвы.
Зайд ибн Аркъам рассказывал: "Однажды Посланник Аллаха совершил
праздничную молитву, а после этого, когда настало время пятничной молитвы,
он сказал: "
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

Кто желает совершить эту молитву, пусть совершит"".
Абу Дауд,
3/407, Ибн Маджах 1/415. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн аль-Мадини, аль-Хаким,
имам аз-Захаби, хафиз аль-Бусайри, шейх аль-Альбани, шейх 'Абдуль-Къадир аль-Арнаут и
Шу'айб аль-Арнаут. См. "аль-Мугъни" 2/385, "Тальхисуль-хабир" 2/178, "Ируауль-гъалиль" 2/135.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Мы пришли к заключению, что
праздничная молитва является обязательной для каждого (фардуль-'айн), как
это сказал Абу Ханифа и другие. И это одно из мнений имама аш-Шафи'и и одно
из мнений мазхаба Ахмада. Что касается слов: "Праздничная молитва фардуль-
кифая", то это далеко от того, чтобы быть истиной! Поистине, она является
одним из величайших обрядов Ислама, и людей на нее собирается больше, чем
на пятничную молитву, в ней установлен такбир. И утверждение, что она
фардуль-кифая, не является правильным".
См. "Маджму'уль-фатауа" 23/161.
Имам аш-Шаукани сказал: "Знай, что Пророк никогда не оставлял
праздничную молитву, и повелевал людям выходить на нее, и повелевал даже
сидящим за занавесками девушкам и даже тем, у которых были месячные. И
говорил, что тем женщинам, у которых не было платка (джульбаба), должны
одолжить его им их подруги. Все это свидетельствует о том, что праздничная
молитва является твердо установленным обязательством для всех мусульман".
См.
"Сайлюль-джарар" 1/315.
Шейх 'Абдуллах аль-Бассам, упоминая мнения ученых, относительно положения празднич-ной молитвы, сказал: "Существует и другое мнение имама
Ахмада, что совершение праздничной молитвы является обязательным для
каждого, обязательность которой вытекает из аята и того, что Пророк даже
женщинам повелевал совершать эту молитву. Это мнение выбрал шейх
Такъийуддин (Ибн Таймия), это и есть правильное мнение".
См. "Таудых аль-ахкам"
2/388.
Вернуться в содержание
175.
Место совершения праздничной молитвы
Праздничная молитва в соответствии с Сунной Пророка ﷺ совершается на открытой местности, специально отведенной для праздничных молитв, располо- женной вблизи города или села. И это мнение всех имамов четырех мазхабов.

Абу Са'ид аль-Худри рассказывал: "В день Разговения и в день
Жертвоприношения Посланник Аллаха всегда выходил к месту молитвы, и
первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он вставал
перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои
наставления и веления". аль-Бухари 956.
Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики сказал: "Установленной Сунной является
совершение двух праздничных молитв на отведенном для них месте. Пророк
говорил: "Молитва, совершенная в моей мечети, лучше, чем тысяча
молитв, совершенных в любом месте, кроме мечети заповедной
(масджидуль-харам)", и, несмотря на это великое достоинство, он оставлял
свою мечеть и выходил на место совершения праздничной молитвы".
См. "аль-
Мадхаль" 2/283.
Имам аш-Шафи'и сказал: "До нас дошло, что Посланник Аллаха выходил за
пределы Медины для совершения молитвы двух праздников. Также поступали и
после него, если только не препятствовал этому дождь или что-либо еще".
См.
"аль-Умм" 1/207.
Имам аль-Багъауи сказал: "Сунной является для имама выходить в день
праздника к месту совершения праздничных молитв. Однако если есть причина,
то можно их совершить и в мечети".
См. "Шарху-Ссунна" 4/294.
Имам Бадруддин аль-'Айни говорил: "Праздничную молитву следует
совершать на открытой местности, а не в мечети. А в мечети ее следует
совершать только при необходимости".
См. "Шархуль-Бухари" 6/280.
Вернуться в содержание
176.
Время праздничной молитвы
Время праздничной молитвы начинается с того момента, когда солнце восходит над горизонтом на высоту копья. То есть сразу же после того, как пройдет время, порицаемое для молитв. И длится ее время до тех пор, пока солнце не достигнет пика зенита, то есть начало времени обеденной молитвы.
См.
"'Аунуль-Ма'буд" 3/486, "Шархуль-мумти'" 5/156.
Если же по неведению было упущено время праздничной молитвы, то ее следует перенести на следующий день. 'Умайр ибн Анас говорил: "Сподвижники
Пророка из числа ансаров рассказывали: "Когда мы соблюдали пост, мы не
увидели луну месяца Шауаль (указывающую на завершение поста), и стали
соблюдать пост на следующий день. Затем, в конце дня приехала группа
всадников, и они сообщили Посланнику Аллаха , что вчера видели луну. Тогда
Посланник Аллаха повелел прервать пост и выходить на праздничную молитву
на следующий день"".
Абу Дауд 1/198, Ибн Маджах 1/217. Достоверность хадиса подтвердили имам Исхакъ ибн Рахауайх, Ибн аль-Мунзир, имам аль-Байхакъи, имам аль-Хаттаби,
хафиз Ибн ас-Сакан и имам ан-Науауи.
Имам аш-Шафи'и говорил: "Если праздничная молитва была совершена до
наступления ее времени, то ее следует возобновить".
См. "аль-Умм" 1/386.
Большинство ученых считало, что молитву Разговения следует немного оттянуть, а молитву Жертвоприношения начать пораньше.
См. "Нихая аль-мухтадж"
2/396, "Хашия Ибн 'Абидин" 2/171.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: "Мудрость оттягивания молитвы Разговения в том,
чтобы мусуль-мане спокойно успели выплатить беднякам закят альФитр. А смысл
спешки в совершении молитвы Жертвоприношения в том, чтобы люди
приступили пораньше к закалыванию животных и могли поскорее поесть со
своего жертвоприношения".
См. "Фатхуль-Бари" 8/461.
Вернуться в содержание