Файл: 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11. Понятие, виды и функции искусства в обществе.

Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии. Общая характеристика основных видов искусства и их историческая динамика. Основные принципы классификации пространственных и временных видов искусств. Художественно-выразительные средства изобразительного искусства. Мотив, тема, концепция – основные компоненты художественного творчества. Содержание и форма в искусстве, принцип различия.
Искусство представляет собой специфическое явление: это и форма общественного сознания, и особый вид духовного, практи­ческого освоения объективного мира.

Каждая форма общественного сознания фиксирует окружа­ющую действительность в присущих ей специфических средствах (с помощью понятий, категорий — наука; законов — право; догматов — религия; норм — мораль и т. д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художествен­ного образа.

Источником художественных образов является реальная дей­ствительность, основой художественной правды — правда жизни. На искусство влияет идеология, политическое сознание. Но осо­бенность искусства в том, что ни образный характер, ни идей­ное воздействие произведения искусства невозможны вне его эстетических достоинств.

Исторический материализм рассматривает искусство как одну из форм общественного сознания, в которой используется осо­бая художественная форма освоения человеком действительности. Эстетическое отношение к действительности — это одна из сто­рон многогранного отношения человека к внешнему миру, скла­дывающегося на основе трудовой, материально-производственной деятельности.

Специфической формой отражения действительности в искус­стве является, как уже отмечалось, художественный образ. Со­здание образа есть процесс творчества — художественно-практи­ческое освоение действительности. Поэтому искусство не толь­ко отражает действительность, но и творит особый мир — мир художественных образов, который обладает относительной само­стоятельностью. В соответствии с природой искусства и при­сущих ему моментов (эстетического, познавательного и идеоло­гического) художественное произведение оценивается с точки зрения его художественности, правдивости, идейности.


В масштабах всего общества искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой»

Сходства философии и искусства

Философия вырастает на основе принципов, которые отражают глубинные основания деятельности. Искусство, в отличие от нее, имеет в основании остенсивные формы культуры, основанные на демонстрации культурного содержания. Создавая предметы искусства или любуясь ими, человек сливается с миром, который те изображают. Философия, напротив, заставляет человека заниматься рефлексией и подвергать критике тот мир, который он видит.

При этом между двумя данными культурологическими сферами – прочная связь. Они имеют в своем фундаменте общую культуру и в процессе развития проникают друг в друга. Так, творчество поднимает философские проблемы, а философия превращается в искусство.

В произведениях обеих этих сфер культуры есть ярко выраженный высокая степень индивидуальности, отражение эмоционально-личностного компонента автора. Но, если в произведениях деятелей искусства проблемы выражаются в художественных, изобразительных образах, то у философов они принимают вид абстрактных понятий, освоить которые может только обладатель тонкого ума – через разум, а не органы зрения, слуха или осязания. Однако благодаря философии и творчеству, когда они объединяются, складывается наиболее полная картина мира.

Искусство и религия

Любые художественные образы, сколь бы фантастичны они ни были, выступают всегда лишь как особые средства и приемы более глубокого понимания реальных человеческих характеров и судеб. Это принципиальное отличие художественной фантазии от религиозной. Всякая религиозная фантазия стремится выдать свои продукты за реальность. Продукты человеческой фантазии, результаты деятельности человеческого воображения превращаются в религии в самостоятельные существа, в особые объекты. Религия не может существовать без веры в реальность сверхъестественного.



Искусство в этом плане принципиально отличается от религии. При всем разнообразии и богатстве художественной фантазии искусство никогда не претендует на подмену действительности своими произведениями. Искусство отражает действительность, оценивает ее с определенных позиций, но оно не рассматривается и не может рассматриваться как сама действительность. фантазия в искусстве есть способ освоения действительности, в то время как фантазия в религии есть способ ухода от действительности, есть способ замены реального мира миром иллюзорным, призрачным признание реальности сверхъестественного является важнейшим признаком, позволяющим отделить религию от искусства. С этим признаком связан и второй — наличие в религии системы иллюзорно-практических действий, с помощью которой верующие пытаются воздействовать на сверхъестественное. Эта система называется культом.

Виды искусства и принципы их классификации

В эстетике принято деление искусств на пространственные и временные, изобразительные и выразительные, зрительные и слуховые, вербальные и невербальные, исполнительские и неисполнительские, простые (одноэлементные) и сложные, основанные на синтезе (полифонические, режиссерские, игровые, зрелищные), индивидуальные и коллективные, массовые, технические.

Основные типы деления искусств:

• по способу представления идеи - изобразительные (живопись, скульптура, литература, пантомима и др.) и выразительные (архитектура, прикладное искусство, танец, музыка и др.);

• по отношению к пространству и времени -пространственные (прикладное искусство, архитектура, скульптура, живопись, графика и др.), временные (музыка, литература) и пространственно-временные (танец, театр и др.). Пространственные искусства называют также статическими, временные - динамическими, пространственно-временные - синтетическими;

• по характеру материала как вещественного субстрата - дерево, камень, звук, слово и др.;

• по утилитарному значению - прикладные и свободные, не имеющие практической функции. В некоторых теориях прикладные искусства расцениваются как «низшие» искусства или вообще не считаются искусствами;


• по способу восприятия - визуальные, акустические, визуально-акустические.

Эта классификация отличается известной односторонностью. Виды искусства в ней представлены посредством оппозиций, а не как целостная система.

Система изобразительно-выразительных средств

К изобразительно-выразительным средствам искусства относятся: линия, пятно, форма, пропорции, свет и тон, цвет, объем, фактура материала, пространство, композиция. В каждом виде, часто даже жанре искусства эти первоэлементы языка складываются в разные образные системы. Без обучения профессиональному мастерству, без овладения основами изобразительной грамоты невозможно говорить об обучении искусству. Знание системы изобразительно-выразительных средств является твердой почвой, которая позволяет грамотно сформулировать учебную задачу, выстроить содержание урока, а также определить условия, требования, ограничения и критерии оценки конечного результата.

Компоненты творчества

Творчество предопределяются тремя компонентами, характерными человеку: предметные знания и навыки  (экспертные знания в соответствующей области или областях); соответствующие процессы творчества (когнитивные, познавательные процессы личности, способствующие нетрадиционному мышлению); мотивация к цели (в частности, внутренняя мотивация к участию в деятельности из интереса, удовольствия, или самовыражения). Есть еще один компонент, вне индивида, которым является окружающая среда – в частности, социальная среда.

Теория указывает, что творчество требует слияния всех компонентов. Творческие достижения возможны, когда человек внутренне мотивирован, обладает обширными предметными знаниями и навыками в определенной области и обладает способностью к нетрадиционному мышлению. Кроме того, внешняя среда позволяет ему проявлять свое творчество. Остановимся подробней на каждом компоненте творчества.

Предметные знания и навыки включают в себя общий интеллект, знания, опыт, техническое навыки в конкретной предметной области, в которой и решаются творческие задачи. Все это представляют собой некое сырье, которое человек может привлечь во время творческого процесса. Все эти элементы в совокупности помогают создавать возможные ответы, а также позволяют судить о жизнеспособности идеи и возможности её реализации.


Процессы творчества. Мыслительные процессы, включающие в себя когнитивный стиль и личностные характеристики, которые  способствует независимости, риску, принятию не традиционных перспектив проблемы. Кроме того, это также дисциплинированность и  стиль работы, навыки в генерации идей. Эти когнитивные процессы  включают в себя возможность использовать широкие, гибкие категории для обобщения информации и возможность вырваться из шаблонов восприятия.

Мотивация к цели.  Внутренняя мотивация: мотивация брать на себя задачу или решать проблему, потому что это сложно, интересно или  принесет удовлетворение. Творческие люди, мотивированы, прежде всего, самим творчеством. Тем не менее, существуют и внешние стимулы, заключающиеся в наградах, денежных выплатах или требованиях по предлагаемому результату. Исследования показывают, что  внешние стимулы далеко не всегда способствуют творчеству. Важным, в связи с этим, является наличие или отсутствие сил, которые могут поддерживать внутреннюю мотивацию.

Категории «содержание и форма» имеют всеобщий философский смысл: содержание есть сущность явления, а форма — это выражение сущности вовне. Вместе с тем, подчеркивается относительность понятий «содержание и форма», ибо то, что выступает формой по отношению к явлениям одного порядка, становится содержанием по отношению к явлениям другого порядка. Так, искусство — это форма по отношению к общественному сознанию, которое в самом общем плане есть содержание искусства. Это самый широкий смысл понятий «содержание и форма» в искусстве. Но в отдельном произведении словесное выражение (ритм, сюжет, пространственно-временная организация и т.п.) — является формой по отношению к идейно-тематическому содержанию (идеям, проблемам, темам, конфликтам характерам, событиям), которое в данном произведении заключено. Это узкий смысл понятий «содержание и форма» в искусстве.

Следует отметить, что относительность понятий «содержание и форма» подтверждается историей искусства. Те формы, которые современное искусство использует для «выражения» содержания, в пору глубокой древности были вполне конкретным самостоятельным содержанием (например, форма греческой трагедии сложилась из ритуала в честь бога Диониса). По существу, все современные художественные формы — это «окаменевшее, опредметившееся содержание».

Содержание – это внутреннее наполнение художественного произведения: тема, проблема, идея, сюжет, характеры (герои, система образов). Форма – внешнее выражение - композиция и язык произведения. Поэтика – система художественных принципов, на основе которых строится отдельное произведение или творчество автора в целом (понятие "поэтика" близко к понятию "форма").