Файл: 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В рамках институционального подхода, политическую систему изучают как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Однако в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики как личность, политические элиты, группы интереса и группы давления.

Системный подход преодолевает институциональную ограниченность и обращает внимание на всю сферу политической деятельности в обществе. Впервые системный подход к изучению общества применил американский социолог Т. Парсонс, который считал, что политика — одна из подсистем социальной системы. Фундаментальной функцией политической сферы является целедостижение. Процесс целедостижения заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных целей, а также в обеспечении эффективного коллективного действия для их достижения. Концепция социальной системы Парсонса оказалась плодотворной для политической науки, так как несла в себе большой познавательный потенциал.

При системном подходе главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Политические взаимодействия ориентированы на авторитетное распределение ценностей в обществе, причем таким образом, чтобы достигнуть баланса интересов и сохранить систему как единое целое. Каждый субъект политической системы стремится реализовать свои интересы с помощью механизма политической власти, но делает это в контексте системной интеграции. Поэтому сущность политического взаимодействия между индивидами, группами, организационными структурами заключается в обеспечении достижения общих целей. Достижение общих целей политической системой происходит в условиях, когда различные политические субъекты преследуют противоположные цели, существует реальное неравенство в доступе к политическим ресурсам и в распределении политического влияния. Общая цель, общий интерес не появляются произвольно из головы политической элиты или государственных чиновников, а становятся результатом взаимодействия политических влияний, сложным компромиссом между требованиями различных социальных групп.


Обладая властным верховенством, политическая система является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Получая импульсы их окружающей среды, политическая система предпринимает действия, реализует определенные решения, чтобы адаптироваться к среде. Адаптационная реакция политической системы направлена на разумное изменение среды, либо самой системы, либо того и другого вместе. В итоге политической системе удается преобразовать различные воздействия, которые создают для нее напряжение.

Политическая система претендует на конечный контроль над применением физического принуждения, на законное право наказывать, подчинять, выносить обязывающие решения. Это связано с наличием государства как основного элемента политической системы. Поэтому политическую систему иногда определяют как совокупность отношений, охватывающих управление государством и все политические процессы в нем. Однако представители системного подхода дают термину политическая система более обширное толкование, не ассоциируя его лишь с государственным управлением, а охватывая всех лиц и все институты, участвующие в политических отношениях. Политическая система характеризуется как система социальных взаимодействий, направленных на целедостижение, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитимного принуждения.

Политическая система представляет сложное взаимодействие различных подсистем, которые образуют целостность.

Институциональная подсистема включает в себя различные организации, как собственно политические — государство, политические партии, так и организации неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и др. Зрелость институциональной подсистемы определяется степенью ее дифференциации и специализации ролей и функций ее структур.

Политическая система обладает определенной структурой — устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические системы традиционно-патриархального типа характеризуются слабой дифференциацией. Современные политические системы отличаются сложной дифференциацией. Они имеют широкую базу структур, принимающих решения или влияющих на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, средства массовой информации и т.п. Политическим структурам присуща определенная устойчивость.



Политико-культурная подсистема включает приоритетные ценности, идеалы, убеждения, стандарты политического поведения, политическую ментальность. Чем выше

степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности политических институтов и потенциал стабильности политической системы.

Коммуникативная подсистема характеризует взаимодействия, основанные на согласии и конфликте. В этой подсистеме проявляются формы взаимодействия власти, общества и индивида. Эти взаимодействия во многом обусловлены характером культурной среды, системой ценностей, убеждений, стандартов политического поведения, а также менталитетом. Коммуникативная подсистема включает в себя две основные группы отношений: формализованные (основанные на нормах права и ими регулируемые) и неформализованные (общественное мнение, настроения). В данную подсистему входят взаимосвязи между политической системой и другими системами общества, а также связи данной политической системы с политическими системами других стран.

Функциональная подсистема — представляет совокупность способов и методов реализации власти. На современном этапе в нее включается совокупность политических технологий. Конкретное выражение и проявление функциональная подсистема находит в политическом процессе и политическом режиме.

В политической системе социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти.

Власть дает возможность конкурирующим группам распределять ценности, блага в соответствии с весомостью их влияния. Политическая сфера, как отмечал американский политолог Г. Лассуэлл, отвечает на вопросы: кто и что получает, когда и почему? Конкретная политика, т.е. принятие решений и их реализация на государственном уровне, выступает результатом взаимодействия между многообразными социальными интересами и властью.

На функционирование политической системы огромное воздействие оказывает политическая культура.
Модели политических систем

Рассмотрим возможные теоретические модели функционирования политических систем: Системная; Структурно-функциональная; Информационно-кибернетическая. Охарактеризуем отдельно каждую из представленных моделей. Системная Автором модели является Д Истон. С точки зрения рассматриваемой модели политическая система характеризуется своими функциями, а именно авторитарным распределением ценностей в обществе. Процесс функционирования системы раскрывается через взаимоотношения с внешней средой. Системная модель позволяет сберечь устойчивость, при условии соблюдения баланса «входящих» и «выходящих» импульсов, таким образом характеризующие реакцию системы на полученную информацию. «Входящие» импульсы можно разделить на две группы: Требования общественности, в качестве которых могут выступать запросы о повышении уровня заработной платы, расширения действия социальных программ, права и свободы граждан; Поддержка, которая в свою очередь также делится на: Материальную, выражающуюся в уплате налогов, несении воинской службы; Соблюдение законов, проявляющееся в уважительном отношении к органам власти, символике государства, активной жизненной позиции и участии в политической жизни.

В результате обработки информации политической системе остается принять какое-либо решение, закон или указ, и реализовать его, осуществив при этом «выходящий» импульс. «Входящие» и «выходящие» импульсы вместе образуют единый цикл, именуемый «петлей обратной связи».

Структурно-функциональная

Автором модели является Г. Алмонд. С точки зрения рассматриваемой модели политическая система характеризуется действиями, относящимися к принятию тех или иных политических решений. К числу главных функций системы следует отнести обеспечение легитимности принуждения, что позволит сохранить общественную стабильность. При проведении анализа системы необходимо рассматривать ее с двух уровней, а именно: Институционального, отвечающего за изучение политических институтов; Ориентационном, изучающем политическую культуру. С точки зрения структуры, данная системы включает в себя следующие органы: формальные или правительственные органы, неформальные институты, чаще всего представляющие групповые объединения, поведенческие аспекты таких институтов и активность отдельно взятых граждан. В результате анализа разных политических систем Алмонд сформулировал следующие выводы: Каждая система обладает определенной структурой. Политическая система является многофункциональной. Каждая их систем прежде всего осуществляет стандартные или универсальные функции, выполняемые разными институтами или структурами, системами (законодательные органы, партии или же суды), а также с изменяемой частотой, которые важны для социальной жизни. С точки зрения культурного смысла каждая системы относится к числу смешанных. Политические системы между собой можно разделить на простые или их другое название традиционные и развитые. Их различие заключается в том, что у них дифференцированы функции и специализированы структуры. Системы могут быть схожи в функциональном плане, но всегда различаются структурно.

Информационно-кибернетическая модель

Автором модели является К. Дойч. С точки зрения рассматриваемой модели, при использовании положений и терминологий, разрабатываемых кибернетикой, политическую систему можно характеризовать через потоки информации. Процесс функционирования системы заключается в координировании усилий людей с целью достижения поставленных результатов и включает в себя ряд этапов: Происходит процесс получения информации, в результате чего формируется блок информационных данных. Полученная информация проходит селекционный отбор и оценку. По результатам проведенных действий принимается определенное решение. После выполнив все необходимые действия, наступает момент для реализации поставленных целей. Процесс принятия решения, отбор и селекция решений происходят на основе результатов предшествующих действий, опираясь на информационные данные о положении и ситуации в обществе, учитывая расстояние, необходимое для достижения цели.


Функции и типология политической системы.

В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна, открыта и имеет границы со средой. Своеобразные «пограничные столбы», которые указывают на пределы системы, называются «вход» и «выход». С помощью системного анализа Истон исследует обмен политической системы со средой и объясняет, каким образом она справляется с общественными проблемами, конфликтами и обеспечивает динамизм и постоянство самой системы и общества в целом.

«Вход» — это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на нее и способно ее изменить.

«Выход» — это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, ее специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между «входом» и «выходом» осуществляется через окружающую среду.

Это так называемая «петля обратной связи».

В работе «Политика развивающихся регионов» (1968) Г. Алмонд разграничил функции политической системы, которые она выполняет на «входе» и на «выходе». «Входные» функции осуществляют различные неправительственные ассоциации: группы интереса, политические партии, средства массовой информации. Так, многообразные требования выражаются группами интереса, аккумулируются партиями, которые завершают работу по приданию этим требованиям политической формы. «Выходные» функции выполняются государственными структурами. Эти функции в основном прерогатива органов государственной власти и управления, которые принимают авторитетно-властные решения, пригодные для окончательной подачи на «выход».

К функциям на «входе» в политическую систему относятся:

— политическая социализация и рекрутирование

— артикуляция интересов;

— агрегирование интересов;

— политическая коммуникация.

На «выходе» политическая система выполняет функции:

— нормотворчества;

— применения правил и норм;

— контроля за применением правил и норм.

Таким образом, весь объем социальных взаимодействий в политической системе может быть определен, как совокупность функций «ввода» факторов из внешнего окружения в систему, их конверсии внутри системы и функций «вывода». Политическая система может сохранять устойчивость лишь при наличии баланса между «входными» и «выходными» функциями.