Файл: 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12. Религия и общество. Социологический аспект. (Курочкин)
Слово « религия» происходит от латинского «благочестие», «святыня». Религия основывается на вере и соответствующих действиях (культах). Религия - это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное и священное. Религия - один из социально-исторических типов мировоззрения. Религия является одной из основных форм духовной культуры человечества. Она тесно связана с другими ее основными формами - такими как мифология, философия, искусство.
Выделяют различные концепции религии: духовно-теологическую, культурно-социологическую, психологическую, подчеркивая соответственно духовную, социальную и психологическую составляющую религии.
Признаки религии:
Вера в сверхъестесвенное
Организованное поклонение высшим силам - культ
Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов). 1
Основные элементы религии:
религиозное сознание (идеология и религиозная психология);
религиозный культ (отношения);
религиозные организации.
Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах. Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность. Центральным элементом религиозного сознания является религиозная вера - это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида.
Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает: догматику; богословие; учение о культах (экзегетика); церковную археологию; учение об отцах церкви (патрология); историю святых книг церкви; правила проведения служений (гомилетика).
Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом.
Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. К древним религиозным культам относятся: превознесение богов, святых, предков, реликвий; жертвоприношение, жертвование, милостыня; богослужение, таинства, молитвы; освящение церковных сооружений, утвари и пр.; пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.
СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
Несмотря на различия в содержании, каждая религия строится на основных принципах:
-
существование единого бога (многих богов) как высшей силы, которая регулирует все процессы, происходящие в мире; -
наличие догматов, которых необходимо придерживаться во избежание греха; -
выполнение символических действий, которые подчёркивают причастность к богу (богам); -
признание существования людей (пророков, святых), с которыми напрямую общался бог (боги); -
согласие с тем, что церковь выступает в качестве средства объединения людей с одинаковыми религиозными взглядами; -
существование письменного либо устного свода правил (чаще данного в иносказательной форме), которые признаны божественным посланием людям.
Религиозные отношения (Яблоков)
В соответствии с различными видами деятельности складываются
отношения - внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения эко-
номической, политической, государственной, просветительской и иной
деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в
соответствующие этим видам активности связи. В этого рода связях
возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по
объективному содержанию они нерелигиозны.
Религиозные отношения представляют собой
отношений вид отношений в духовной сфере, которые
складываются в соответствии с религиозным
сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной де-
ятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты,
организации.
Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания.
Последнее полагает определенные отношения людей к гипостазирован-
ным существам, свойствам, связям, а также верующих друг с другом.
Первые отношения развертываются в плане сознания, однако прояв-
ляются в действительных отношениях между людьми, например, меж-
ду мирянином и священнослужителем. Контакты верующих друг с
другом, хотя и имеют отнесенность к названным существам, свойст-
вам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С
другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая
действительные .отношения, по их образу и подобию конституирует
схемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами пред-
ставляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с
людьми, людей с этими существами и между собой.
Имеются различные способы фиксации и опосредования
религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать:
1)предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие,
ступа, "черный камень", корова, крокодил, голубь и т. д., - и тогда
религиозные отношения принимают предметную, вещную форму;
2)индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной
организации, функционер общины, обладатель "дара" и др.; в этом
случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации
взаимных связей верующих;
3) образы Бога, духов, душ, Богоматери,
4) язык - отдельные слова и целые предложения, содержащие
наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации
отношений называется языковым. Предметы, вещи, персоны, образы,
слова обладают символическими свойствами, являются знаками, ко-
торые выражают религиозные значения и смыслы, "прочитываются"
вступающими в связь индивидами.
Виды отношений
Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые акту-
ализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В
них преимущественное значение приобретают действительные отно-
шения между религиозными индивидами, организациями. Например,
занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом
в определенные отношения обмена информацией; "богословских со-
беседований".
Культовые отношения формируются в процессе культовой деятель-
ности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипос-
тазированным существам, свойствам, связям. Эти отношения,
развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимос-
вязях людей. Во время отправления культа складываются отношения
евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические,
обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха
и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церков-
ного брака; крещение устанавливает связь "крестного сына (дочери)"
с "крестными родителями (отцом и матерью)".
Носителями религиозных отношений в зависимости от степени
влияния религии могли быть этнос, семья, сословие, класс,
профессиональная группа, государство со своими подданными или
части указанных групп, т. е. такие социальные и политические
объединения, представители которых относят себя также к одному
общему вероисповеданию.
В первой половине XX века стало психологами и некоторыми другими учеными стало использоваться так называемое «широкое» определение религии, которое наиболее четко сформулировал психолог Эрих Фромм (1900–1980),который дает следующее определение религии: «...под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения». Однако в дальнейшем выяснилось, что это определение, по мнению многих ученых, было слишком «широким». В такой трактовке под определение религий можно было подвести практически любое мировоззренческое и идеологическое вероучение, в том числе коммунизм, фашизм, империализм и другие, которые большинство людей ни в обществе, ни в науке
крелигиям не относили. Определение нуждалось в уточнении.
Итакое уточнение было сделано, опираясь на понятие веры в сверхъестественное, о которой подробнее мы скажем в рамках характеристики религиозной веры.
Итак, «узкое», принятое сейчас многими учеными определение религии звучит следующим образом: «Под религией следует понимать такую разделяемую группой людей систему особенностей мышления и действия, которая позволяет человеку вести осмысленное существование, дает целостную систему мировоззрения, целей, идеалов, эталонов и норм поведения, дает объект для преданного служения и при этом основной или неотъемлемой частью такой системы мышления является вера в сверхъестественное».
По мнению Маретта, основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть
отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно,