Файл: 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12. Религия и общество. Социологический аспект. (Курочкин)
Слово « религия» происходит от латинского «благочестие», «святыня». Религия основывается на вере и соответствующих действиях (культах). Религия - это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное и священное. Религия - один из социально-исторических типов мировоззрения. Религия является одной из основных форм духовной культуры человечества. Она тесно связана с другими ее основными формами - такими как мифология, философия, искусство.

Выделяют различные концепции религии: духовно-теологическую, культурно-социологическую, психологическую, подчеркивая соответственно духовную, социальную и психологическую составляющую религии.

Признаки религии:

Вера в сверхъестесвенное

Организованное поклонение высшим силам - культ

Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов). 1

 

Основные элементы религии:

религиозное сознание (идеология и религиозная психология);

религиозный культ (отношения);

религиозные организации. 

Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах. Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность. Центральным элементом религиозного сознания является религиозная вера - это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида.

Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает: догматику; богословие; учение о культах (экзегетика); церковную археологию; учение об отцах церкви (патрология); историю святых книг церкви; правила проведения служений (гомилетика).

Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом.


Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. К древним религиозным культам относятся: превознесение богов, святых, предков, реликвий; жертвоприношение, жертвование, милостыня; богослужение, таинства, молитвы; освящение церковных сооружений, утвари и пр.; пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ


Несмотря на различия в содержании, каждая религия строится на основных принципах:

  • существование единого бога (многих богов) как высшей силы, которая регулирует все процессы, происходящие в мире;

  • наличие догматов, которых необходимо придерживаться во избежание греха;

  • выполнение символических действий, которые подчёркивают причастность к богу (богам);

  • признание существования людей (пророков, святых), с которыми напрямую общался бог (боги);

  • согласие с тем, что церковь выступает в качестве средства объединения людей с одинаковыми религиозными взглядами;

  • существование письменного либо устного свода правил (чаще данного в иносказательной форме), которые признаны божественным посланием людям.

Религиозные отношения (Яблоков)

В соответствии с различными видами деятельности складываются

отношения - внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения эко-

номической, политической, государственной, просветительской и иной

деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в

соответствующие этим видам активности связи. В этого рода связях

возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по

объективному содержанию они нерелигиозны.

Религиозные отношения представляют собой

отношений вид отношений в духовной сфере, которые

складываются в соответствии с религиозным

сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной де-

ятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты,

организации.

Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания.

Последнее полагает определенные отношения людей к гипостазирован-

ным существам, свойствам, связям, а также верующих друг с другом.

Первые отношения развертываются в плане сознания, однако прояв-

ляются в действительных отношениях между людьми, например, меж-

ду мирянином и священнослужителем. Контакты верующих друг с

другом, хотя и имеют отнесенность к названным существам, свойст-


вам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С

другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая

действительные .отношения, по их образу и подобию конституирует

схемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами пред-

ставляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с

людьми, людей с этими существами и между собой.

Имеются различные способы фиксации и опосредования

религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать:

1)предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие,

ступа, "черный камень", корова, крокодил, голубь и т. д., - и тогда

религиозные отношения принимают предметную, вещную форму;

2)индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной

организации, функционер общины, обладатель "дара" и др.; в этом

случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации

взаимных связей верующих;

3) образы Бога, духов, душ, Богоматери,

4) язык - отдельные слова и целые предложения, содержащие

наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации

отношений называется языковым. Предметы, вещи, персоны, образы,

слова обладают символическими свойствами, являются знаками, ко-

торые выражают религиозные значения и смыслы, "прочитываются"

вступающими в связь индивидами.

Виды отношений

Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые акту-

ализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В

них преимущественное значение приобретают действительные отно-

шения между религиозными индивидами, организациями. Например,

занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом

в определенные отношения обмена информацией; "богословских со-

беседований".

Культовые отношения формируются в процессе культовой деятель-

ности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипос-

тазированным существам, свойствам, связям. Эти отношения,

развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимос-

вязях людей. Во время отправления культа складываются отношения

евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические,


обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха

и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церков-

ного брака; крещение устанавливает связь "крестного сына (дочери)"

с "крестными родителями (отцом и матерью)".

Носителями религиозных отношений в зависимости от степени

влияния религии могли быть этнос, семья, сословие, класс,

профессиональная группа, государство со своими подданными или

части указанных групп, т. е. такие социальные и политические

объединения, представители которых относят себя также к одному

общему вероисповеданию.

В первой половине XX века стало психологами и некоторыми другими учеными стало использоваться так называемое «широкое» определение религии, которое наиболее четко сформулировал психолог Эрих Фромм (1900–1980),который дает следующее определение религии: «...под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения». Однако в дальнейшем выяснилось, что это определение, по мнению многих ученых, было слишком «широким». В такой трактовке под определение религий можно было подвести практически любое мировоззренческое и идеологическое вероучение, в том числе коммунизм, фашизм, империализм и другие, которые большинство людей ни в обществе, ни в науке

крелигиям не относили. Определение нуждалось в уточнении.

Итакое уточнение было сделано, опираясь на понятие веры в сверхъестественное, о которой подробнее мы скажем в рамках характеристики религиозной веры.

Итак, «узкое», принятое сейчас многими учеными определение религии звучит следующим образом: «Под религией следует понимать такую разделяемую группой людей систему особенностей мышления и действия, которая позволяет человеку вести осмысленное существование, дает целостную систему мировоззрения, целей, идеалов, эталонов и норм поведения, дает объект для преданного служения и при этом основной или неотъемлемой частью такой системы мышления является вера в сверхъестественное».

По мнению Маретта, основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть

отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно,