Файл: 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Входящие» и «выходящие» функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде. В этих функциях проявляется реагирующий и саморегулирующий потенциал системы, который позволяет ей корректировать внутренние процессы и структуры, чтобы избежать разрушения.

Чтобы эффективно выполнять функции, политическая система должна обладать определенными способностями, т. е. рядом потенциалов, которые можно назвать функциями конкретной политики. Поскольку в политической системе принимаются авторитетно-властные решения, связанные с распределением ценностей в обществе, то государственная политика в первую очередь должна быть направлена на «добывание» необходимых ресурсов. Это экстракционная функция, она реализуется в способности привлекать материальные и людские ресурсы. Только при наличии определенных ресурсов политическая система может выполнить функцию целедостижения.

Дистрибутивная функция связана со способностью распределять материальные и нематериальные ценностей в обществе (вещественные средства, услуги, статусные позиции, почести). С ее помощью достигается определенный баланс интересов, а также может происходить перераспределение ценностей. Так, налоговые меры могут иметь своей целью укрепление слоя крупных собственников, а могут быть направлены на перераспределение доходов от более зажиточной части общества к бедным. Социальные программы и меры по защите гражданских прав способствуют формированию равенства возможностей. Курс на приватизацию создает перспективу для возникновения слоя собственников как массового, но может превратиться в практику ограбления народа, ведущую к маргинализации значительной части населения.

Часть ресурсов потребляет сама политическая система.

Регулятивная функция выражена в способности контролировать поведение индивидов и групп. Политика — это не только принятие властных решений, определение целей общественного развития, но и организация эффективного коллективного действия для достижения общих целей.

Поэтому регулирующая политика, призванная влиять на поведение отдельных людей, групп в обществе, является важнейшей для решения насущных и перспективных общественных проблем. Регулирующая способность политической системы, если она эффективна, снижает общественные издержки принимаемых решений.

Жизнестойкость политической системы зависит от ее способности изменяться в соответствии с новыми общественными процессами, формировать сплоченное общество, реальное единство интересов и целей разнообразных групп интереса. Эффективность ее
функционирования зависит от реагирующей способности, связанной с ответами системы на импульсы, идущие из среды.

Символическая функция политической системы проявляется в способности отстаивать ценности общества внутри системы и во внешнем мире.

Политическая система основана на власти. Под властью Г. Алмонд понимает способность распределения ресурсов среди конкурирующих групп. Этим группы имеют свои интересы. Политика есть результат взаимодействия между властью и интересами.

Делая выводы из функционального анализа политической системы Алмонд отмечал, что она должна эффективно осуществлять три группы функций: 1) функции системы (взаимодействия с внешней средой); 2) функции процесса (взаимосвязи внутри политической системы); 3) функции управления (сохранения и адаптации системы)
Представители структурного функционализма Д. Эптер, М. Леви-мл., У. Митчелл, основываясь на традициях, заложенных Т. Парсонсом, выделяют следующие функции политической системы: адаптация и целедостижение, т.е. выдвижение целей системы; мобилизация ресурсов системы в интересах достижения целей; регулирование открытых напряжений внутри системы; определение издержек и ценностей.
Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим — это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. По типам политических режимов выделяют тоталитарные, авторитарные, демократические политические системы.