Файл: Сборник методических.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения
Российской Федерации
ФИНАНСОВОЕ
МОШЕННИЧЕСТВО
Как себя защитить
СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ
для проведения занятий по финансовой грамотности в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Москва 2019

Настоящий сборник методических материалов по теме
«Финансовое мошенничество» подготовлен для проведения занятий по финансовой грамотности в организациях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сборник методических материалов может быть исполь- зован во внеурочной деятельности при проведении занятий с детьми 11–15 и 16–18 лет. Материалы сборника направлены на формирование представлений о финансовых махинациях, о том, почему люди становятся жертвами финансовых мошен- ников, способах защиты своих интересов на финансовом рынке.
Воспитанники организаций для детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, узнают о том, что нужно делать в случае сомнительных, тревожных телефонных звонков, писем на электронную почту и СМС; как защитить в интернете свои пер- сональные данные, реквизиты платежных карт. Дети научатся безопасно снимать деньги в банкомате и расплачиваться картой, смогут распознать популярную мошенническую схему, когда злоумышленник представляется сотрудником государственной организации.
Подготовленные сценарии занятий полностью раскрывают обозначенные темы, адаптированы для целевой аудитории, изложены в доступной игровой форме. В качестве контроль- но-измерительных материалов разработаны тестовые вопросы, которые могут быть использованы по окончании изучения соот- ветствующей темы по финансовой грамотности воспитанниками организаций для детей сирот.
Сборник методических материалов предназначен для работ- ников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наставников детей-сирот, волонтеров.

Занятия для детей 11–15 лет ..................................................... 2
Финансовое мошенничество ................................................................................... 2
Кибермошенничество .............................................................................................. 8
Занятие для детей 16–18 лет ................................................... 22
Мошенники, которые маскируются под сотрудников государственных организаций ............................................................................................................ 22
Содержание


2
Занятия для детей
11–15 лет
Финансовое мошенничество
Цель: сформировать у детей представление о финансовом мошенничестве.
Задачи:
• дать характеристику финансовым махинациям;
• помочь детям выявить причины, по которым люди становятся жертвой финан- совых мошенников;
• охарактеризовать виды мошенничества с банковскими картами;
• предложить способы защиты от финансовых мошенников.
Оборудование:
• фломастеры или цветные карандаши;
• бланки бейджей;
• карточки для проведения игры.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада встречи с вами! Чтобы познакомиться, предлагаем вам взять фломастеры/карандаши и написать свое имя на бейдже.
Сделали? Молодцы. Прикрепите бейджи к одежде, давайте посмотрим, какими яркими и красочными они получились. Вот и мой бейдж. Меня зовут (имя педа-
гога). А как зовут вас? Давайте познакомимся!
Педагог: Теперь, когда все мы познакомились, предлагаю немного поиграть.
Для этого нам нужно разделиться на две команды по 8 человек. Игра будет назы- ваться «Впусти меня в свой дом». Каждому участнику игры я раздам карточку с ролью хозяина дома — именинника, гостя или прохожего.
Именинник приготовил праздничный ужин в день своего рождения и ждет в гости друга. Случайный прохожий, заглянув в окно дома, видит красиво накры- тый стол, и ему тоже хочется попасть на праздник, попробовать угощение.
В каждой команде будет по 4 хозяина, 2 гостя и 2 прохожих. Участники, получив- шие карточки именинников, ожидают прихода гостей. Участники — гости и про- хожие не раскрывают свою роль, их задача — убедить хозяина дома, что они гости, которых ждут на ужин. Каждый из гостей и прохожих по очереди подходит

3
к одному хозяину и, представляясь гостем, убеждает в 3–4 предложениях пустить его в дом. Прослушав их, участник-хозяин должен принять решение: согласиться или отказать. Если он впустит прохожего или не поверит гостю, то выбывает из игры. Если впустит гостя, то побеждают сразу оба участника. Таким образом, побе- дителем игры в каждой паре станет участник, реализовавший свою цель.
Педагог: Итак, ребята, давайте подведем итоги игры. Участники, игравшие роль именинников, подскажите, легко ли было поверить уговорам гостя впустить его в дом? А вам, гости и прохожие, какие аргументы помогли преодолеть сомнения хозяина дома?
Педагог: Как в игре, так и в жизни, ребята, мы встречаем людей, которые не всегда честны по отношению к нам, преследуют свои цели.
К таким относятся мошенники. Это люди, которые, пользуясь нашим доверием или обманывая нас, похищают наши деньги, имущество.
Знаете ли вы, что слово мошенник произошло от существительного мошна — так в Древней Руси называли сумку, карман. Человек, воровавший деньги из сумок, назывался мошенником. Со временем мошенниками стали называть обманщиков и жуликов.
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о мошенничестве, с которым мы можем столкнуться на финансовом рынке. Как мы знаем, существует множество компа- ний, оказывающих услуги по кредитованию, открытию вкладов, ведению счетов, купле-продаже ценных бумаг и валюты и так далее.
К выбору данных организаций необходимо подходить особенно тщательно, так как среди них попадается много недобросовестных компаний и просто мошенников.
Педагог: Как вы считаете, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников? (Выслушиваем ответы детей.)
Верно, такие качества, как желание легкого заработка, невнимательное прочте- ние подписываемых документов, вера на слово, делают граждан легкими жерт- вами финансовых мошенников.
Мошенники выманивают деньги с помощью звонков и СМС, в социальных сетях и офисах.
ПЕРЕЧИСЛИМ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФИНАНСОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА:
С БАНКОВСКИМИ
КАРТАМИ
НА ФИНАНСОВЫХ
РЫНКАХ
КИБЕРМОШЕН-
НИЧЕСТВО
ФИНАНСОВЫЕ
ПИРАМИДЫ
ФИНАНСОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО


4
Каковы же основные способы мошенничества с банковскими картами?
КРАЖА КАРТЫ
• Как действовать, если у вас украли карту:

немедленно заблокируйте карту по телефону, указанному на ее оборот- ной стороне, официальном сайте банка или через личный кабинет банка.
• Как предотвратить кражу:

не храните банковскую карту вместе с ПИН-кодом. Игнорирование этого правила даст возможность мошеннику снять ваши сбережения в ближай- шем банкомате или перевести через интернет;

установите ограничение на максимальную сумму снятия с карты в сутки и в месяц.
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О КАРТЕ
Мошенники узнают ее путем подглядывания, фото- или видеофиксации, копирования данных карты. Целью может быть не только ПИН-код, но и реквизиты вашей карты на лицевой и оборотной сторонах. Так, мошенники могут украсть ПИН-код, установив на банкомат скрытую камеру или накладную клавиатуру. Поддельную клавиатуру ставят прямо поверх оригинальной, и сам банкомат реагирует на нажатия как обычно — вы даже не заметите, что что-то идет не так. Злоумышленники, используя украденные данные, могут изготовить копию вашей карты.
Стать жертвой преступников может каждый, и не важно, использует он банков- скую карту или предпочитает рассчитываться наличными.
Педагог: Рассмотрим мошенничество с банковскими картами подробнее.
Ребята, вы, наверное, уже знаете, что представляет собой банковская карта.
Это изготовленная из пластика карта, на нее нанесена информация о держателе
(содержится на магнитной полосе или чипе).
Чтобы использовать вашу карту в своих целях, мошенникам нужно узнать ее номер, имя владельца, срок действия, номер CVC или CVV (специальный трехзначный код на оборотной стороне карты, необходимый для оплаты покупок в интернете).
Мошенникам нужны:
Номер карты
Номер CVC или CVV
Срок действия
Имя владельца
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 11–15 ЛЕТ

5
ФИНАНСОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ?
• Перед снятием денег в банкомате осмотрите его. На картоприемнике не должно быть посторонних предметов, клавиатура не должна шататься.
• Старайтесь пользоваться банкоматами, установленными в безопасных местах
(например, в отделениях банков).
• Набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой. Делайте это даже во время расчетов картой в кафе или магазинах.
• Подключите мобильный банк и СМС- или push-уведомления. Так вы смо- жете увидеть, какая точно сумма списана с вашей карты после снятия денег в банкомате.
• Если вы расплачиваетесь картой в кафе, пожалуйста, просите использовать только переносной терминал, чтобы оплата происходила при вас.
• Уничтожайте копии чеков, билетов и других документов, где указан полный номер вашей карты.
• Если вам приходят СМС с уведомлениями о блокировке карты или якобы совершенных транзакциях, никогда не перезванивайте по номеру, указан- ному в СМС. Всегда звоните только по номеру колл-центра банка, указанному на официальном сайте, или по номеру телефона, указанному на оборотной стороне карты.
Педагог: Что же, ребята, делать, если с вашей карты списали деньги (об этом вы узнали в СМС-сообщении или взяв выписку по карте).
• Позвоните в банк (номер всегда есть на обороте карты или на главной стра- нице сайта банка), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
• Запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией.
• Обратитесь с заявлением в отдел полиции по месту жительства или отправьте обращение в управление «К» МВД России.
Педагог: Давайте закрепим полученные знания на практике. Разделимся на две команды. Я раздам вам карточки, а вы расскажете, как поступите в предложенной ситуации. Эксперты выскажут нам свое мнение.
Раздаем каждой команде поочередно по две ситуационные карточки, даем
ребятам 1–2 минуты посоветоваться, затем выслушиваем их мнения.
Предлагаем второй команде зачитать экспертное мнение по ситуациям
противников.
СИТУАЦИЯ
В кафе официант приносит вам POS-терминал, вы расплачиваетесь, но тут офици- ант говорит, что оплата не прошла, и просит повторно ввести ПИН-код вашей карты.
Ваши действия?
ЭКСПЕРТ
Вводя повторно ПИН-код, вы рискуете заплатить дважды. Подключите СМС- или push-уведомления о платежах по вашей карте. Обязательно попросите чек с уведом- лением о сбое или отказе от операции (POS-терминал всегда печатает такой).


6
СИТУАЦИЯ
Вам нужно снять деньги с карты. На противоположной стороне улицы в стену мага- зина встроен уличный банкомат. Улица плохо освещена, и возле банкомата стоят какие-то люди. Ваши действия?
ЭКСПЕРТ
Старайтесь пользоваться банкоматами внутри отделений банков. Их чаще прове- ряют и лучше охраняют.
Проверьте банкомат: нет ли на нем посторонних устройств. Клавиатура не должна отличаться по фактуре, а тем более шататься.
Когда вводите ПИН-код, всегда прикрывайте клавиатуру свободной рукой, чтобы никто не подсмотрел.
Лучше всего, если на банкомате есть «крылья» для клавиатуры — на них невоз- можно поставить накладную клавиатуру. Также благодаря им сложнее подсмотреть ваш ПИН-код.
СИТУАЦИЯ
После поездки в переполненном автобусе вы не смогли обнаружить кошелек в своем рюкзаке. Очевидно, что его у вас украли. В кошельке были не только деньги, но и карта, на которую вам перечисляют стипендию. Ваши действия?
ЭКСПЕРТ
Необходимо позвонить в банк и заблокировать карту. Если вы не можете связаться с банком по телефону, зайдите в ближайшее отделение банка и напишите заявление о блокировке. Также вы можете заблокировать карту через онлайн-банк.
СИТУАЦИЯ
Вы снимаете деньги в офисе банка, довольно близко от вас стоит молодой человек и, дружелюбно улыбаясь, наблюдает за тем, как вы вводите ПИН-код на клавиатуре банкомата. Ваши действия?
ЭКСПЕРТ
Не стоит ссориться, но нужно прикрыть клавиатуру рукой в тот момент, когда вы будете набирать ПИН-код, и постараться закрыть собой монитор банкомата, чтобы никто не видел, какие именно операции вы совершаете по карте.
— Молодцы, ребята! Прекрасно справились с поставленной задачей. Будем уве- рены, что вы не попадетесь на удочку финансовых мошенников!
Хочется обратить ваше внимание на то, что мошеннические действия не оста- ются безнаказанными, — в Уголовном кодексе Российской Федерации есть ста- тья 159 «Мошенничество», которая определяет мошенничество как хищение
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 11–15 ЛЕТ

7
чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. В статье прописаны способы наказания за соверше- ние преступления.
Нельзя присваивать чужое имущество и деньги. Мы не должны становиться жертвами финансовых мошенников, а тем более переходить на их сторону.
ВОПРОСЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЗАНЯТИЯ
Педагог: А теперь, ребята, выполним небольшой тест и узнаем, как хорошо вы запомнили материал сегодняшнего занятия. Ответьте на вопросы, выбрав один из трех вариантов ответа:
1. Кто такой финансовый мошенник?

⃝ Человек, присвоивший чужое имущество обманом

⃝ Человек, нашедший кошелек на улице

⃝ Человек, выигравший в лотерею
2. Как вы считаете, почему люди становятся жертвами финансовых
мошенников?

⃝ Из-за излишней доверчивости

⃝ Из-за желания заработать быстро и много

⃝ Все вышеперечисленное
3. Что необходимо сделать в первую очередь, если вашу банковскую карту
украли?

⃝ Забыть о случившемся

⃝ Заблокировать карту

⃝ Открыть новую карту
4. Вам необходимо снять деньги. В каком банкомате из нижеперечисленных
вы снимете нужную сумму?

⃝ В уличном. Много людей ходит мимо, хотя улица плохо освещена.

⃝ В торговом центре. Не очень удобно, что вокруг банкомата постоянно много людей, но я сделаю это аккуратно.

⃝ В офисе банка. Там наверняка банкоматы проверяют на наличие устройств видеофиксации данных карты.
5. Почему рекомендуют при наборе ПИН-кода в банкомате или POS-терминале
прикрывать клавиатуру рукой?

⃝ Так довольно сложно подсмотреть или заснять на видео ПИН-код, кото- рый вы набираете на клавиатуре банкомата или POS-терминала.

⃝ Если не прикрывать клавиатуру рукой, то тогда ПИН-код не будет считы- ваться в устройстве.

⃝ Не знаю, я никогда не прикрываю.
ФИНАНСОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО


8
Занятия для детей
11–15 лет
Кибермошенничество
Цель: cформировать у воспитанников организаций для детей-сирот представление о кибермошенничестве
Задачи:
• дать характеристику кибермошенничеству;
• раскрыть содержание видов преступлений в сфере информационных технологий;
• рассказать детям о том, как надо поступать в случае сомнительных, тревож- ных телефонных звонков, писем на электронную почту и СМС;
• рассмотреть с воспитанниками действия мошенников в интернете с целью кражи персональных данных, реквизитов платежных карт;
• обсудить способы защиты от действий кибермошенников.
Оборудование:
• фломастеры или цветные карандаши;
• бланки бейджей;
• карточки для проведения игры.
Ход занятия
Педагог: Добрый день, ребята! Рада встрече с вами! Давайте познакомимся!
Перед вами лежат бейджи. Пожалуйста, возьмите в руки фломастеры/карандаши и напишите на бейджах свои имена. Вот и мой бейдж. Меня зовут (имя педагога).
Сегодня нас ждет увлекательное занятие, участвовать в котором мы будем командами. Прошу вас разделиться на две команды (в занятии принимают уча-
стие до 20 человек, поровну в каждой команде). Предлагаю командам предста- вить своих участников остальным. Для этого используйте следующие фразы (раз-
даем ребятам лист с фразами):
1. Мы ценим (имя) за то, что…
2. Самый веселый среди нас — это (имя).
3. Самый спортивный среди нас — это (имя).
4. Лучше всех из нас поет (имя).
5. Будущий артист среди нас (имя).
6. Настоящий танцор среди нас — это (имя).

9
7. Настоящий фокусник среди нас (имя).
8. Лучше всех среди нас на музыкальном инструменте играет (имя).
9. Самые лучшие поделки среди нас делает (имя).
10. Настоящий художник среди нас (имя).
Педагог: Молодцы, ребята! Теперь мы все знаем о ваших талантах. Хорошо пои- грали, хорошо и поработаем сегодня.
Наше занятие посвящено тому, как распознать финансовых мошенников в сфере информационных технологий (компьютеров, телефонов и других гаджетов).
ПОГОВОРИМ О КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВЕ:
• финансовом мошенничестве по телефону;
• финансовом мошенничестве в интернете;
• мошеннических СМС-сообщениях и письмах на электронный адрес.
Педагог: В нашей жизни складываются различные ситуации, при которых мы можем стать жертвой преступников. Мошенники умеют выманивать деньги через интернет, с помощью звонков и СМС, в социальных сетях. Сейчас я раздам каждой команде по 5 карточек с описанием ситуации. Вам необходимо кратко написать свой ответ о том, что вы будете делать, и вернуть карточки мне. Ваши ответы мы обсудим немного позже.
СИТУАЦИЯ
Вы хотите продать свой старый телефон через сайт объявлений в интернете. С вами связался заинтересованный покупатель и готов перевести деньги вам на карту.
Он просит вас сообщить номер карты, срок действия, имя держателя на англий- ском языке, а также трехзначный код на оборотной стороне карты. Так деньги точно дойдут.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ
СИТУАЦИЯ
На мобильный телефон / электронную почту вам пришло сообщение: «Добрый день, будущий коллега! Хочу предложить тебе интересную, высокооплачивае- мую работу. Я вижу, ты очень активен в социальных сетях, поэтому предлагаю тебе размещать посты о нашей компании в интернете. Работенка непыльная, оплата
1000 долларов США в месяц. Торопись, друг, подобное письмо я направил еще нескольким парням, кто первый из вас перейдет по ссылке ____________________, тот и получит работу своей мечты!»
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ