ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26
А теперь посмотрите на эту памятку, давайте разберем ее вместе.
СИТУАЦИЯ
Вам звонит человек, представляющийся сотрудником государственного учрежде- ния, просит перевести деньги на счет, чтобы вы получили ваш выигрыш или компен- сацию за лекарства, коммунальные услуги, покупки. А может, на ваше имя открыт вклад в банке (Центральном банке), и вам нужно срочно его забрать за небольшое вознаграждение.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ
• Попросите звонящего представить доказательства того, что он действительно работает в данной организации, спросите его фамилию, имя, должность, вну- тренний телефон.
• Скажите, что вы перезвоните ему, и прекратите разговор.
• Зайдите на сайт названного учреждения, найдите номер горячей линии и опи- шите ситуацию.
• Ни в коем случае не торопитесь переводить деньги, а также не говорите данные своей банковской карты.
• Помните, что государственное учреждение может предоставить реквизиты для перевода (квитанцию на оплату) или предложить оплатить через Портал госус- луг (с обязательным наименованием «Назначение платежа»), но не будет тре- бовать немедленного перевода денежных средств на карту.
ВОПРОСЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЗАНЯТИЯ
1. Что такое мошенничество от имени государственных учреждений?
⃝
⃝ Вид мошенничества, при котором злоумышленник, представляясь сотруд- ником государственного учреждения (пенсионного фонда, налоговой службы, полиции и других), похищает средства или имущество.
⃝
⃝ Оплата государственных пошлин, налогов, штрафов через мобильное при- ложение банка.
⃝
⃝ Предоставление пособий малоимущим слоям населения.
2. Таня — выпускница детского дома. Недавно ей позвонили из Центрального
банка, ведь там на девушку оформлен именной сертификат на 500 тысяч рублей.
Чтобы его получить, Таня должна оплатить комиссию за обслуживание в размере
15 тысяч рублей. Она в растерянности и просит вас дать ей совет, что делать:
⃝
⃝ Оплатить комиссию и получить 500 тысяч рублей.
⃝
⃝ Не рисковать. Предложить оплатить комиссию всего 5 тысяч рублей и получить меньшую компенсацию — например, 200 тысяч рублей.
⃝
⃝ Ничего не платить, Центральный банк не работает с гражданами.
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 16–18 ЛЕТ
27
3. «Поздравляем, вы выиграли в лотерею! Это не розыгрыш, получите
100 тысяч рублей выигрыша!» — такое СМС прислали из Почты России, где вы
покупали на днях лотерейный билет. Ваши действия.
⃝
⃝ Позвоню на почту, уточню, правда ли это, так как я действительно покупал лотерейный билет.
⃝
⃝ Это мошенники, удалю СМС.
⃝
⃝ Перешлю данные банковской карты в обратном СМС.
4. Каковы ваши действия, если Министерство здравоохранения предлагает
получить компенсацию за некачественные лекарства, купленные через интернет?
⃝
⃝ Мне нужно получить мои деньги обратно! Передам звонящему данные моей карты.
⃝
⃝ Такой компенсации не существует. Это попытки мошенников украсть информацию и деньги с моей карты.
⃝
⃝ Я, конечно, не покупал никакие лекарства через интернет, но компенса- цию получить готов. Сообщу свои данные.
5. Государственная компания предлагает удаленную работу через интернет.
Вам не нужно сидеть в душном офисе. Работайте в любое удобное для вас время,
получайте высокую заработную плату. Никаких вложений! Ваши действия.
⃝
⃝ Очень интересное предложение! Я всегда мечтал о легкой работе с высо- ким заработком. Обязательно позвоню по объявлению, мне повезет!
⃝
⃝ Предложение настораживает легким заработком. Найду на официальном сайте организации телефон горячей линии и уточню, есть ли на самом деле такая вакансия.
⃝
⃝ Попробую позвонить по указанному в объявлении номеру, может, госу- дарственная компания действительно набирает людей таким образом.
МОШЕННИКИ, КОТОРЫЕ МАСКИРУЮТСЯ ПОД СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
28
Карточки к заданиям смотрите в сборнике демонстрационных материалов «Финансовое мошенничество. Как себя защитить»
29
По вопросам финансовой грамотности:
fingramota@cbr.ru
Сайт Банка России по финансовой грамотности:
fincult.info
Контактный центр Банка России:
8 800 300-30-00
(для бесплатных звонков из регионов России)
Интернет-приемная Банка России:
www.cbr.ru/reception