Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. 2

  2. 3

  3. 4

  4. 7

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Ни бельмеса не понимает

(1) Так говорим иногда о бестолковом человеке, неуче.

(2) Ребята, пришло это выражение к нам из татарского языка. (3) Бильмез по-татарски – «не понимаю». (4) Сами татары называли так невежду, ничего не знающего человека. (5) По-русски это звучит как бельмес.

(6) Ленивый школьник частенько не смыслит ни бельмеса. (7) Русские даже создали даже целую поговорку не смыслит ни бельмеса, а суетится бесом. (8) Потому так на Руси, видимо, смеялись над неучами да лентяями, что эти качества несвойственны нашему народу. (9) И это ни в коем случае не квасной патриотизм. (10) Мы всё сумеем, всё сможем, всего добьёмся, всему научимся, если... захотим и не будем лениться. (11) Цели ясны? (12) За работу! (По В. Волиной)

Задания 1-3.

1. В каком предложении заключена основная мысль прослушанного текста?

1) Ленивый школьник частенько не смыслит ни бельмеса.

2) Мы всё сумеем, всё сможем, всего добьемся, всему научимся, если... захотим и не будем лениться.

3) Цели ясны?

4) За работу!

  1. Выпишите из текста 3-5 словосочетаний и произведите их письменный разбор.

  2. Какое предложение соответствует следующей пунктуационной схеме?


О ,


  1. 1

  2. 2

  3. 7

  4. 8

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Дружки-приятели водились у Федота,

Они и завели товарища в болото.

Он, говорят, идти за ними не хотел,

Да отказаться не посмел...

Как начали дружки тонуть

Поодиночке,

Стал прыгать наш Федот от кочки и до кочки

И, наконец, допрыгался до точки:

Ему уже ни охнуть, ни вздохнуть –

Засасывает гниль и тянет вниз Федота.

Федот идёт ко дну. Федоту жить охота!

Пастух, что в тех местах в то утро стадо пас,

Трясину обходил – искал в лесу ягнёнка.

Вдруг видит: человек в гнилой воде завяз,

На убыль у него уже идёт силёнка!

Чтоб жизнь свою от гибели спасти,

Карабкается он из тухлой, ржавой жижи

К сухому берегу всё ближе, ближе, ближе,

За всё, что под рукой, хватаясь по пути ...

Держись, Федот! – тут закричал Пастух

И протянул ему свою пастушью палку.

Собрал Федот последний дух,

Собрал Федот всю волю, всю смекалку

И выбрался на берег чуть живой,

Едва не поплатившись головой за всех своих дружков и за

характер свой.

Когда тебя дружки в болото волокут,

Мозгами шевельнуть не посчитай за труд! (С. Михалков)


Задания 1-3.

1. Какая пословица отражает содержание этого текста?

  1. Не узнав броду, не суйся в воду.

  2. Приятелей много, а друга нет.

  3. Дурная голова и в болото затащит.

4) Хорошо, когда собака – друг, но плохо когда друг – собака.

  1. Выпишите из текста первое предложение и произведете его синтаксический разбор.

  2. Какое объяснение постановки запятой в последнем предложении данного текста является правильным?

  1. запятая разделяет части союзного сложного предложения

  2. запятая разделяет части бессоюзного сложного предложения

  3. запятая выделяет обращение

  4. з апятая разделяет однородные члены предложения


 Ларионова Л.Г.Русский язык. Карточки-задания. 5 класс (пособие для учителя)