ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
2 -
3 -
4 -
7
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Ни бельмеса не понимает
(1) Так говорим иногда о бестолковом человеке, неуче.
(2) Ребята, пришло это выражение к нам из татарского языка. (3) Бильмез по-татарски – «не понимаю». (4) Сами татары называли так невежду, ничего не знающего человека. (5) По-русски это звучит как бельмес.
(6) Ленивый школьник частенько не смыслит ни бельмеса. (7) Русские даже создали даже целую поговорку не смыслит ни бельмеса, а суетится бесом. (8) Потому так на Руси, видимо, смеялись над неучами да лентяями, что эти качества несвойственны нашему народу. (9) И это ни в коем случае не квасной патриотизм. (10) Мы всё сумеем, всё сможем, всего добьёмся, всему научимся, если... захотим и не будем лениться. (11) Цели ясны? (12) За работу! (По В. Волиной)
Задания 1-3.
1. В каком предложении заключена основная мысль прослушанного текста?
1) Ленивый школьник частенько не смыслит ни бельмеса.
2) Мы всё сумеем, всё сможем, всего добьемся, всему научимся, если... захотим и не будем лениться.
3) Цели ясны?
4) За работу!
-
Выпишите из текста 3-5 словосочетаний и произведите их письменный разбор. -
Какое предложение соответствует следующей пунктуационной схеме?
О ,
-
1 -
2 -
7 -
8
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Дружки-приятели водились у Федота,
Они и завели товарища в болото.
Он, говорят, идти за ними не хотел,
Да отказаться не посмел...
Как начали дружки тонуть
Поодиночке,
Стал прыгать наш Федот от кочки и до кочки
И, наконец, допрыгался до точки:
Ему уже ни охнуть, ни вздохнуть –
Засасывает гниль и тянет вниз Федота.
Федот идёт ко дну. Федоту жить охота!
Пастух, что в тех местах в то утро стадо пас,
Трясину обходил – искал в лесу ягнёнка.
Вдруг видит: человек в гнилой воде завяз,
На убыль у него уже идёт силёнка!
Чтоб жизнь свою от гибели спасти,
Карабкается он из тухлой, ржавой жижи
К сухому берегу всё ближе, ближе, ближе,
За всё, что под рукой, хватаясь по пути ...
Держись, Федот! – тут закричал Пастух
И протянул ему свою пастушью палку.
Собрал Федот последний дух,
Собрал Федот всю волю, всю смекалку
И выбрался на берег чуть живой,
Едва не поплатившись головой за всех своих дружков и за
характер свой.
Когда тебя дружки в болото волокут,
Мозгами шевельнуть не посчитай за труд! (С. Михалков)
Задания 1-3.
1. Какая пословица отражает содержание этого текста?
-
Не узнав броду, не суйся в воду. -
Приятелей много, а друга нет. -
Дурная голова и в болото затащит.
4) Хорошо, когда собака – друг, но плохо когда друг – собака.
-
Выпишите из текста первое предложение и произведете его синтаксический разбор. -
Какое объяснение постановки запятой в последнем предложении данного текста является правильным?
-
запятая разделяет части союзного сложного предложения -
запятая разделяет части бессоюзного сложного предложения -
запятая выделяет обращение -
з апятая разделяет однородные члены предложения