Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – (не)спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души,

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам (не)взвесишь,

(Не)выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И людям радость отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть(не)нароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им (не)ранить

Того, кто слушает тебя. (В. Солоухин)

Задания 1-3.

  1. Какая из пословиц передаёт основную мысль этого текста?

  1. Слово сказать, как узелок завязать.

  2. Слово – серебро, молчанье – золото.

  3. Бездушное слово сердце заморозит.

  4. Говорить – не работать, торопиться не надо.

  1. Выпишите из текста в данную таблицу глаголы с НЕ . Дополните таблицу своими примерами.

Глаголы с НЕ

пишутся раздельно

пишутся слитно








  1. Какое слово пишется с НЕ слитно ?

  1. (не)спеши

  2. (не)выпускай

  3. (не)взвесишь

  4. (не)нароком

УПОРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ-СТРОЧНЫХ БУКВ

П равописание собственных и нарицательных имён существительных

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

С чего начинается Родина? Не сразу ответит на этот вопрос человек. Один, наверное, представит безмятежное небо юга… Другой, вероятно, вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовёт (А,а)рхангельский (К,к)рай, откуда пешком в столицу ушёл Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Четвёртый, быть может, – таёжный лес Сибири… Для Тургенева Родина начинается с парка в (С,с)пасском-(Л,л)утовинове. Для (Л,л)ьва (Т,т)олстого – с (Я,я)сной (П,п)оляны, без которой он не мог представить себе Россию. (По М. Ростовцеву)

Задания 1-3.

1. Какую из пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?

  1. Одна у человека мать родная, одна у него и родина.

  2. Всякому мила родная сторона.

  3. Родина наша солнышка краше.

  4. Где родился, там и пригодился.

  1. Выпишите выделенные слова и письменно объясните, почему они написаны с прописной буквы.

  2. В каком имени собственном первое слово пишется с прописной буквы, а второе – со строчной?


  1. (Л,л)ев (Т,т)олстой

  2. (Я,я)сная (П,п)оляна

  3. (С,с)пасское-(Л,л)утовиново

  4. (А,а)рхангельский (К,к)рай

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Владимир Галактионович Короленко родился на Украине. С медалью окончил он (Р,р)овенскую (Г,г)имназию и поступил в (П,п)етровскую (А,а)кадемию. Вместе с другими студентами академии Короленко пишет протест против действий администрации. За это его арестовали. Академию Короленко не закончил.

Тюрьмы и ссылки стали для него университетом жизни. (В,в)ологодская и (В,в)ятская губернии, Томск, Пермь, Якутия… В ссылках Короленко занимается литературной деятельностью. Большую известность ему принесли рассказ «Сон Макара» и повесть «Слепой музыкант».

Талант Короленко высоко ценил Антон Павлович Чехов.

После ссылки Владимир Галактионович поселился в (Н,н)ижнем (Н,н)овгороде, а потом переехал в Петербург.

Умер Короленко в Полтаве. (Л. Лебединская)

Задания 1-3.

  1. К какому типу речи относится этот текст?

  1. рассуждение с элементами описания

  2. описание

  3. повествование

  4. повествование с элементами рассуждения

  1. Письменно расскажите, как пишутся заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д. Проиллюстируйте ответ примерами из текста и своими собственными примерами.

  2. В каком имени собственном оба слова пишутся с прописной буквы ?

  1. (Р,р)овенская (Г,г)имназия

  2. (П,п)етровская (А,а)кадемия

  3. (В, в)ятская (Г,г)уберния

  4. (Н,н)ижний (Н,н)овгород

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Самая большая и удивительная часть света – Азия. На севере она начинается далеко за (П,п)олярным (К,к)ругом. Стережёт её северные границы (Л,л)едовитый (О,о)кеан.

На юге острова Азии заходят за жаркий экватор, и зелёные волны тёплого (И,и)ндийского (О,о)кеана омывают их берега.

На востоке границы Азии охраняет (Т,т)ихий (О,о)кеан. На западе могучие (У,у)ральские (Г,г)оры.

А людей в (А,а)зиатских (Г,г)осударствах живёт больше, чем во всех остальных частях света, вместе взятых. Вот какой это материк. (По А. Томилину)

Задания 1-3.

  1. Какое утверждение противоречит содержанию данного текста?

  1. Азия – самая большая часть света.

  2. Северные границы Азии омываются ледовитым океаном.

  3. На западе границы Азии охраняют Уральские горы.

  4. Людей в Азии живёт меньше, чем в остальных частях света, вместе взятых.

  1. Напишите названия других материков, кроме Азии, которые вы знаете. Укажите, в какой морфеме находится орфограмма «Прописная буква».

  2. В каком примере оба слова пишутся со строчной буквы ?

  1. за (П,п)олярным (К,к)ругом

  2. (У,у)ральские (Г,г)оры

  3. (Т,т)ихий (О,о)кеан

  4. ( А,а)зиатские (Г,г)осударства

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Когда умер (К,к)арамзин, (Ц,ц)арь осыпал щедротами его семью. (Ж,ж)уковский попросил того же для семьи убитого на дуэли (П,п)ушкина. Николай ответил, что тут есть разница: «(К,к)арамзин умер, как ангел, а (П,п)ушкин жил и умер строптивцем».

(Г,г)оголь тоже не совсем годился в бриллианты. Когда умер (Г,г)оголь, а (Т,т)ургенев позволил себе в печатном некрологе назвать его великим писателем, то он был арестован, а затем выслан в своё имение. (В. Короленко)

Задания 1-3.

  1. Каково лексическое значение слова НЕКРОЛОГ (последнее предложение текста)?

  1. статья по поводу смерти кого-либо

  2. статья по поводу юбилея кого-либо

  3. статья во здравие кого-либо

  4. рассказ об известном человеке

  1. Выпишите из данного текста фамилии русских писателей, дополните этот список ещё 2-3 фамилиями ваших любимых писателей.

  2. Какое имя существительное пишется со строчной буквы?


  1. (К,к)арамзин

  2. (П,п)ушкин

  3. (Г,г)оголь

  4. (Ц,ц)арь




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Родной (З,з)емлёй мы называем тот край, где родились и выросли. (2) И планету свою люди называют (З,з)емлёй, несмотря на то, что две трети её поверхности залито водами. (3) Наверное, всё это потому, что хлеб наш насущный даёт нам (З,з)емля – тоненький почвенный слой, ничем не заменимый дар, накопленный природой за долгие тысячелетия. (4) «Береги (З,з)емлю родимую, как мать любимую», так учит нас русская пословица. (В.Чивилихин)

Задания 1-3.

  1. Что означает выражение ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ (предложение №2)?

  1. средства к существованию

  2. зерно, из которого изготавливается мука

  3. пищевые продукты, выпекаемые из муки

  4. самое важное, необходимое для существования

  1. Напишите название своего края (области), города (села), улицы.

  2. В каком предложении слово ЗЕМЛЯ пишется с прописной буквы?

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

С ИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Беда, если на сухой лес падает молния. (2) Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку. (3) Не теряйте ни секунды: это начинается беглый пожар. (4) Встаньте на защиту леса! (5) Если пожар маленький, справьтесь с ним сами. (6) Нарежьте свежих лиственных веток и бейте ими, бейте огонёк, хлыщите, что есть силы или засыпьте его землёй. (7) Уничтожьте огонь, пока он маленький, иначе будет поздно. (8) В лесу пожар разгорается моментально и за короткое время охватывает большие площади. (9) Этого допускать нельзя. (10) Лес – наше богатство. (11) Его надо беречь! (12) Будьте защитниками леса! (Н. Павловой)

Задания 1-3.

1. Какова основная мысль данного текста?

    1. Лесной пожар разгорается очень быстро.

    2. Лес – наше богатство.

    3. Если случится в лесу пожар, нужно уничтожить огонь, пока он ещё маленький.

4) Молния может стать причиной лесного пожара.

  1. Выпишите из текста 3-5 словосочетаний, обозначая графически главное и зависимое слово.

  2. В каком предложении подлежащее и сказуемое выражено именами существительными?

  1. 4

  2. 8

  3. 10

  4. 11


  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Если человек хочет быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, он должен обращать внимание на свой язык. (2) Говорите правильно, точно, экономно. (3) Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своём языке. (4) Не будьте самовлюблённым болтуном! (По Д. Лихачёву)

Задания 1-3.

1. Какой из предложенных пословиц и поговорок можно закончить этот текст?

  1. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

  2. Красна изба углами, а речь – словами.

  3. Болтун – находка для шпиона.

  4. Лучше недосказать, чем пересказать.

  1. Выпишите из текста выделенные словосочетания и произведите их письменный разбор.

  2. Какое предложение является союзным сложным предложением?

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Ранней весной я спешу побывать в тайге. (2) На поляне открываются первые проталины. (3) На дальнем озере синеет лёд. (4) Вот по узкой тропке бежит булькает озорной ручеёк. (5) Тёплый ветер покачивает развевает во все стороны ивовые серёжки. (6) В высоком синем небе звенит жаворонок. (7) Песню играют кулики.

(8) Я подхожу к лиственнице. (9) Над тайгой льётся песня удивительной красоты. (10) Это пеночки поют. (11) Они самые звонкие певицы нашей тайги. (12) Почему они поют вместе? (13) Может, так им легче охранять свои гнёзда? (14) А может, песня пеночки для красоты и радости? (И. Милосердов, Т. Резникова)

Задания 1-3.

1. Какой заголовок наиболее точно передаёт содержание данного текста?

  1. Ранней весной.

  2. Весна в тайге.

  3. Тайга поёт.

  4. Наша тайга.

  1. Спишите первый абзац текста, расставляя недостающие знаки препинания. Начертите схему предложения №4.

  2. В каком предложении сказуемое выражено существительным?

  1. 1

  2. 2

  3. 10

  4. 1 1

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Не располагая научными данными, многие люди считают пчелу своим врагом, по крайней мере, встречаясь с ней лицом к лицу. Первое, что вы думаете, увидев её, это: «Ой! Ой! Она хочет укусить меня!» Вы просто не знаете, что пчелиные укусы редко серьёзны. Существует тысяча разных видов пчёл, и многие из них вообще не жалятся. Но одно относится к ним ко всем – это то, что они приносят пользу человеку. Не привлекая к себе внимание, пчёлы помогают нашему сельскому хозяйству. Урожайность более 50 культур зависит от опыления пчёлами. Пчёлы – большие труженики. Они работают день и ночь. (По А. Ликум)

Задания 1-3.

1. Какое заглавие наиболее точно раскрывает содержание данного текста?

1) Пчёлы.

2) О пользе пчёл.

3) Большие труженики.

4) Пчёлы нам не враги.

  1. Выпишите выделенные предложения и графически объясните, почему в одном предложении перед союзом И ставится запятая, а в другом – нет.

  2. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

  1. Вы просто не знаете, что пчелиные укусы редко серьёзны.

  2. Пчёлы – большие труженики.

  3. Не привлекая к себе внимание, пчёлы помогают нашему сельскому хозяйству.

  4. У рожайность более 50 культур зависит от опыления пчёлами.



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Научитесь находить чарующую красоту в окружающей жизни. (2) Полюбуйтесь на вечернее солнце, когда в небе вспыхивают и постепенно меркнут багрово-пепельные краски заката. (3) Всмотритесь в ясный день в багрово-розовые облака, в дождливый – в чёрно-свинцовые тучи. (4) Вы можете восхититься щедрым разнотравьем цветущего луга. (5) В морозные дни вглядитесь в сказочно-причудливые узоры на окне, сверкающие в лучах зимнего солнца. (6) А как величественен безбрежный простор моря! (7) Как чудесны тона морской глади – от светло-лазурного до тёмно-синего!

(8) Научитесь замечать в природе обилие красок и восхищаться ими. (9) Воспитывайте в себе чувство прекрасного! (По А. Крупину)

Задания 1-3.

  1. Каков тип речи данного текста?

  1. повествование

  2. описание

  3. рассуждение с элементами описания

  4. описание с элементами рассуждения

  1. Письменно ответьте на вопрос: «Какую роль могут выполнять знаки препинания?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

  2. В каком предложении текста сказуемое выражено кратким прилагательным?

  1. 1

  2. 5

  3. 6

  4. 8

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Вы слышали поговорку: «Не мечите бисера перед свиньями»? (2) «Как грубо!» – скажите, наверное, вы. (3) Не тревожьтесь, эта поговорка не может считаться грубой, ибо взята она из Евангелия. (4) Познакомьтесь вот с этими строчками из священной книги: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

(5) Употребляется поговорка, чтобы выразить такой смысл: не тратьте слов с людьми, которые не могут понять их, оценить, а потом над вами же смеяться начнут. (6) Избавьте себя от унижения! (7) Будьте самолюбивыми, в хорошем смысле этого слова! (По В. Волиной)

Задания 1-3.

1. На какой вопрос отвечает данный текст?

  1. Можно ли объяснить происхождение в русском языке устойчивых выражений?

  2. Что означает поговорка не мечите бисера перед свиньями ?

  3. Можно ли в разговорной речи употреблять библейские выражения?

4) Что такое поговорка?

  1. Выпишите из текста пять словосочетаний «глагол + существительное». Обозначьте в них главное слово.

  2. Какое предложение соответствует следующей пунктуационной схеме?

«П!»  а.

  1. 1

  2. 5

  1. 6

  2. 8




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


(1) Да, есть слова глухие,

Они мне не родня,

Но есть слова такие,

Что посильней огня!

(2) Они других красивей –

С могучей буквой «р»,

Ну, например, Россия,

Россия, например!

(3) Вот истина простая:

Как будто кто-то вдруг

Сберёг и бросил стаю

Из самых лучших букв,

Из твёрдых да из влажных, –

И стало чудо жить.

(4) Да разве тле бумажной

Такое совершить?

(5) Наполненное светом,

Оно горит огнём,

И гимном слово это

Гремит в стихе моём! (А. Прокофьев)

Задания 1-3.

1. Какой из заголовков наиболее точно отражает основную мысль данного текста?

  1. Слово.

  2. Родина.

  3. Русской речи чудеса.

  4. Россия – великое слово.

  1. Выпишите из текста выделенные словосочетания, обозначьте в них смысловые связи между главным и зависимым словами.

  2. В каком предложении текста нет разделительных и выделительных знаков препинания?

  1. 1

  2. 2

  3. 4

  4. 5

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Откуда начинается Россия?

(2) С Курил? (3) С Камчатки? (4) Или с Командор?

(5) О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

(6) Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

(7) Вот в чём её звезда. (8) Она прекрасна!

(9) Она горит и светит в темноте.

(10) Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

(11) И если ты причастен к ней, – Россия

Не с гор берёт своё начало, а с тебя. (В. Боков)

Задания 1-3.

1. Какое суждение противоречит содержанию данного текста?

  1. Россия берёт своё начало с каждого из нас.

  2. Россия – это маленькая страна на карте мира.

  3. Россия – это моя родина, она прекрасна и удивительна!

  4. У России неповторимая судьба.

  1. Выпишите из текста 1-2 предложения с однородными членами предложения и начертите их схемы.

  2. Какое предложение является нераспространённый?

  1. 1

  2. 8

  3. 9

  4. 10



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Вот и погас на самом высоком пальчике самого высокого дерева солнечный луч.

Художник положил кисть.

– Чуть-чуть не закончил, – сказал он.

– Что же вы теперь будете делать? – спросила я.

– Ничего, – ответил он, – придётся ждать солнечного вечера: нужно одно только мгновенье.

– Но такое мгновенье в природе не повторяется: пришло и ушло.

– Конечно, не повторяется, но приходит подобное, я вспомню неповторимое и его удержу.

– Разве так можно?

– А как же! На что же тогда человеку быть человеком, если у него не было бы памяти о неповторимом мгновении. (М. Пришвин)

Задания 1-3.

1. Какая мысль противоречит содержанию этого текста?

  1. Вечерняя заря как явление природы необычайно прекрасна.

  2. Человек обладает удивительной способностью помнить чудные мгновенья, которые дарит природа.

  3. Каждое явление в природе не повторяется.

  4. Только художник способен удерживать в памяти прекрасное природное явления.

  1. Выпишите из текста 3-5 словосочетаний, где в роли зависимых слов выступают местоимения. Обозначьте в этих словосочетаниях смысловые связи между главным и зависимым словами.

  2. Сколько человек участвует в диалоге?