Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. бои, коты, ловкий, захромает

  2. бывает, раздерутся, кувырком, только

  3. происходят, съезжает, тут, упадёт

  4. прямо, разве, немножко, один

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Извините

Откуда взялось это слово?

Кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобство, не желая того ненароком. Он попросил его, не держать обиды, не винить его и говорил: извините!

То есть – «снимите с меня вину».

Если же сильно провинился, лучше сказать: «Простите!»

А ещё говорят:

Двое маленьких мальчиков, братья, часто ссорились. Один говорил:

– Я первый буду играть этой машинкой!

А другой грубо отвечал:

– Извини-подвинься! Я старше, мне и играть!

«Извини-подвинься» означает: нет уж, этого не будет, и не ждите!

Если не желаете прослыть грубияном, лучше так не говорите. (Л. Яхнин)

Задания 1-3

1. Какова основная мысль этого текста?

1) Вежливых слов много, все их не запомнишь.

2) Старайтесь меньше употреблять грубых слов.

3) Никогда не надо ссориться.

4) Если вы кого-то обидели случайно, скажите: «Извините!» или «Простите!», а вот грубое выражение «Извини-подвинься» лучше не употреблять в своей речи.

2. Выпишите из текста 1-2 слова, где есть согласные звуки непарные мягкие, подчеркните их.

3. В каком слове имеется буква, которая обозначает два звука?

  1. откуда

  2. я вилось

  3. это

  4. играть

  1. Прочитайте выразительно стихотворение Д. Кедрина и выполните задания 1-3.

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отствистали жаворонки всласть!

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась,

Чтоб вошла решительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке –

Русская румяная зима! (Д. Кедрин)

Задания 1-3.

1.Какой из заголовков наиболее точно отражает тему данного текста?

  1. Приближение зимы.

  2. Холодает.

  3. Осень уходит.

  4. Русская зима

2.Выпишите выделенные в тексте слова, подчеркните в них непарные твёрдые согласные, затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор).

3.Какое слово состоит только из двух слогов?


  1. одета

  2. р усская

  3. чтоб

  4. осень



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Многословие – род недуга,

И народ изъясняется кратко:

Ищешь друга без недостатка?

Ты рискуешь остаться без друга. (Л. Озеров)

Задания 1-3

  1. Какова основная мысль этого текста?

  1. Не надо быть многословным.

  2. Ищи друзей без недостатков.

  3. Дружба – это взаимопонимание.

  4. Если ты ищешь друга без недостатка, рискуешь навсегда остаться без друга, так как людей без недостатков не бывает.

  1. Спишите и подчеркните в тексте 2-3 слова, в которых количество звуков и букв совпадает, затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор).

  2. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный?

  1. изъясняется

  2. недостатка

  3. без

  4. народ

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Китёнок, увлёкшись, не заметил, как очутился на мелководье. Ветер погнал волну, и Китёнка выбросило на берег.

 Смотри: кит,  сказал один вертолётчик.

 Он жив. Бьёт хвостом,  отозвался другой.

 Надо спасать.

 Попробую связаться с ближайшими судами.

И полетели в эфир радиоволны. Через некоторое время к указанному квадрату подошли два сейнера. С каждого судна были спущены шлюпки, которые по мелководью доставили людей и большую сеть.

«Пропал»,  подумал Китёнок, увидев приближающихся к нему рыбаков, держащих сеть.

Люди подвели под голову Китёнка сеть с привязанными к её концам длинными канатами и вернулись на палубы сейнеров. Затем, дав самый тихий ход, суда двинулись в сторону открытого моря. Когда Китёнок оказался на достаточной глубине, оба сейнера развернулись и немного прошли обратным курсом  к берегу. Сеть с глубоко дышащего пленника сошла, и Китёнок, ощутив свободу, тут же нырнул в море. (Из повести О. Тихомирова «Китёнок Финя»)

Задания 1-3

  1. Какая мысль противоречит содержанию этого текста?

  1. Лучшие качества человека – это доброта и милосердие.

  2. Человек должен бережно относиться к жителям подводного мира.

  3. Из-за каких-то животных нельзя нарушать график работы морских судов.

  4. Без воды, на суше, киты могут погибнуть.

  1. Выпишите из данного текста 2-3 слова, в которых при произношении наблюдается оглушение согласных в корне и затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор).

  2. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

  1. (два) сейнера

  2. сейнеров

  3. держащих

  4. дышащего

  1. Прочитайте выразительно текст и выполните задания 1-3.

Подарок для ежа

Ноябрь. Деревья ёжатся:

Холодный ветер жжёт.

А яблоня для ёжика

Подарок бережёт.

Над жёлтою поляною

Последний лист летит,

А яблоко румяное

На веточке висит.

Я знаю, ветер всё же

То яблоко сорвёт,

И мой знакомый ёжик

Его в листве найдёт. (В. Нестеренко)

Задания 1-3

1.Какое значение имеет слово ЖЖЁТ в данном тексте (предложении №2)?


  1. предаёт огню

  2. припекает

  3. причиняет страдания

  4. вызывает ощущения жжения, колкости

2.Выпишите из текста одно слово, где все согласные звуки сонорные.

3.В каком слове буква Ё обозначает два звука?

  1. жжёт

  2. н айдёт

  3. жёлтого

  4. ё жатся

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

У кашалотов на нижней челюсти размещено 18-30 пар зубов, самые крупные весят полтора килограмма. Изредка кашалот нападает на тюленей. Эти киты ныряют почти вертикально, выставляя при этом хвостовой плавник над водой. (Из журнала «Юный натуралист»)

Задания 1-3

  1. Какая задача ставится в этом тексте?

  1. Сообщить научную информацию о кашалотах, их повадках и особенностях поведения.

  2. Обменяться впечатлениями о кашалотах.

  3. Нарисовать словами кашалота и передать читателю свои чувства к нему.

  4. Сообщить инструкцию, как себя вести при встречи с кашалотами.

  1. Письменно проведите фонетический разбор выделенного в тексте слова.

  2. К акое слово при делении его на слоги соответствует схеме ?

  1. ныряют

  2. крупные

  3. весят

  4. (на)нижней



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Хотелось сельским ребятишкам отличиться в труде, спасти человека, полететь первыми на Луну. Сёма Пичугин об этом не мечтал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Любил Сёма ходить в школу короткой дорожкой через речку Быстрянку. Текла эта речка в крутых бережках. Перескочить через неё было очень трудно.

Задумал Сёма ветлу с одного берега на другой уронить. Топор у него хороший: дедушка наточил.

На пятый день рухнула ветла. Из села в село люди стали ходить короткой дорожкой. Тому, кто в обход шёл, говорили: «Иди через Пичугин мост».

Не хотел Сёма, а прославился. (По Е. Пермяку)

Задания 1-3.

1. Какая из пословиц и поговорок подходит в качестве заголовка к данному тексту?

  1. Без дела жить – только небо коптить.

  2. На словах тих, а на деле лих.

  3. Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

  4. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

2. Выпишите из текста 2-3 существительных, где произношение согласных звуков в корне не совпадает с их обозначением на письме.

3. В каком ряду все слова состоят из семи звуков?

  1. первыми, короткой, ребятишкам

  2. сельским, хотелось, полететь

  3. задумал, другой, уронить

  4. д едушка, рухнула, дорожкой

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Светел и прекрасен был этот весёлый зелёный город. Росли на широких улицах высокие тополи и тенистые каштаны. Раскинулись на площадях яркие цветники. Били сверкающие под солнцем фонтаны. (А. Гайдар)

Задания 1-3

  1. Каков тип речи этого текста?

  1. повествование

  2. описание

  3. рассуждение с элементами описания

  4. описание с элементами рассуждения

  1. Спишите текст, в выделенных словах поставьте ударение и укажите количество звуков и букв.

  2. В каком ряду все слова из последнего предложения расположены в алфавитном порядке?

  1. били, сверкающие, под, солнцем, фонтаны

  2. били, сверкающие, под, солнцем, фонтаны

  3. били, под, сверкающие, солнцем, фонтаны

  4. б или, сверкающие, фонтаны, солнцем, под



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Итак, наступило радостное время года – весна. И ты уже слышишь, как тёплый ветерок ласкает верхушки деревьев. По овражкам звенят весенние ручьи, душистой смолой пахнут почки. В редком осиннике пасутся лесные красавцы лоси. Слышно звонкое пение птиц.

Скоро лес оденется листвою. Из земли пойдут нежные стебельки молодой травки, колючей, как иголки ёжика. На лесных полянах появятся голубые подснежники. На опушке леса и берегу речки зацветёт черёмуха. Полетят из ульев в разведку первые пчёлки. По тропинке в лесу побегут хлопотливые муравьи, жучки, паучки. В зелени деревьев засвистят голосистые соловьи и чижи. (Из «Календаря природы»)

Задания 1-3.

  1. Какова основная мысль данного текста?

  1. Весна – это самое радостное время года.

  2. Весна – это праздник для природы.

  3. По-настоящему приход весны ощущается только в лесу.

  4. Весна только начинается, но лес уже весь оживает.

  1. Выпишите из первого абзаца данного текста слово с непроизносимым согласным в корне и письменно произведите фонетический разбор этого слова.

  2. В каком слове буква Ь является показателем грамматической формы?

  1. деревьев

  2. стебельки

  3. муравьи

  4. с лышишь

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Однажды произош_л со мной такой случ_й. Пошла я в рощ_ за грибами. Ищ_ , ищ_ – ничего не нахожу. Вдруг вижу целое семейство рыж_ков у старого пня. Наклонилась, а под к_рнями в ямке крошечные в_лчата. Пищ_т, видно, г_лодные. П_няла я, что скоро вернется в_лчиха. Поб_жала скорее д_мой. Даже про рыж_ки забыла. (Н. Костромина)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?

  1. В роще.

  2. Необычная находка.

  3. Волчата.

  4. Беда.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, в выделенных словах поставьте ударение.

  2. Сколько гласных звуков в слове СЛУЧАЙ ?

  1. 2

  2. 3

  3. 5

  4. 6



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег. (А. Фет)

Задания 1-3.

1. Какой из заголовков наиболее точно отражает тему данного текста?


  1. Ночь.

  2. Зимний пейзаж.

  3. Снег.

  4. Тишина.

2. Выпишите из данного текста 2-3 слова с безударными гласными в корне и затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор).

3. В каком слове буква Я обозначает только один звук А?

1)чудная 2) белая 3) полная 4) блестящий



МОРФЕМИКА


  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит, и закружится пёстрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.

Шумит золотой дождь. (Н.Сладков)

Задания 1-3.

1. Какой заголовок отражает содержание данного текста?

  1. Осенние листья.

  2. Золотой дождь.

  3. Листопад.

  4. Осень.

2 . Выпишите из данного текста слово, морфемное строение которого соответствует схеме 3. Какое слово имеет нулевое окончание?

1)лето 2) золотой 3) зашумел 4) сорвётся




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Тропинка

Сельская школа стоит в берёзовой роще на Грачином броду. Всё лето в густой берёзовой листве кричат грачи, а потом смолкнут, упадёт листва, и сквозь осенние листочки проступит красивая тропинка, по которой дети в школу ходят. Какая она узкая, а на какую большую дорогу выходит! (В. Боков)

Задания 1-3.

1. Каково значение словосочетания НА БОЛЬШУЮ ДОРОГУ в данном тексте?

  1. значительную по величине

  2. благоустроенную

  3. главный, правильный путь в жизни

  4. особенную

2. Выпишите из текста выделенные слова и проведите их письменный морфемный разбор.

3. Сколько морфем в слове ТРОПИНКА ? Графически аргументируйте ответ.

  1. две

  2. три

  3. четыре

  4. пять



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Блестят коньки,

Блестит каток,

Пушистый снег искрится.

Надень коньки

Свои, дружок,

Попробуй прокатиться. (В. Донникова)

Задания 1-3.

1. В каком значении употребляется слово ИСКРИТСЯ в данном тексте?