Файл: Протокол 10 от 27 мая 2020 г. Заведующий кафедрой Абуов Н. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



С ЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. КОЗЫБАЕВА

Абуов Н.А.

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА»

ДЛЯ ВСЕХ ОП

г. Петропавловск

2020 г.
Курс лекций утвержден на заседании кафедры История Казахстана и СГД

протокол № 10 от «27» мая 2020 г.




Заведующий кафедрой




Абуов Н.А





СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. КОЗЫБАЕВА

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Современная История Казахстана
Специальность: все специальности

г. Петропавловск

2019 г.

УМКД рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «История Казахстана и социально-гуманитарные дисциплины»
Протокол №
Зав. кафедрой Абуов Н.А.

Тема 1.1: Введение в дисциплину.

1. Концептуальные основы изучения Отечественной истории.

2. Закономерности политического, социально-экономического и культурного развития государства.

3. Исторические источники и историография современной истории Казахстана
1. Президент Республики Казахстан, Лидер Нации Н.А. Назарбаев в ежегодных Посланиях к народу, трудах и выступлениях, обращает внимание на необходимость возрождения историчности массового сознания, причем не только казахов, но и всего многонационального населения Казахстана. Нет необходимости доказывать роль истории Казахстана в деле возрождения исторического сознания, воспитания гражданственности и патриотизма казахстанцев. “Если мы хотим быть государством и строить нашу государственность надолго, то важно понять истоки духовности народа”, пишет Лидер Нации в своей книге «В потоке истории». О значении истории лучше самого автора, пожалуй, не скажешь: “История оставила нам непростое наследство. А времени для точного и быстрого ответа на новые вопросы остается все меньше.
Понимание своего места в истории, гордость предками не в масштабах родовой кочки, а в общенациональном смысле, осознание колоссального значения казахов и их предков в истории огромной Евразии, освобожденное от унижающих человеческое достоинство ярлыков и стереотипов, - это мощный и абсолютно современный способ национальной консолидации”.

Ключём для осознания процессов, которые происходят в нашей стране важным является изучение ежегодных Посланий Президента страны, в том числе «Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», «Построим будущее вместе», «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». В 2012 г. в Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечено, что «Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это прежде всего гордость за страну и ее достижения».

Изучение предмета «Современная история Казахстана» имеет большое значение и для изучения истории народов Евразии и мировой истории.

Предметом изучения «Современной истории Казахстана» являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества на территории нашей республики. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) Современная история Казахстана исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах, экономической политике.

Весь исторический путь нашей Республики в соответствии с общепринятой общемировой теории периодизации можно разделить на следующие периоды:

1. Древность (2,6 млн. лет до н.э. - VI век н.э.)

2.Средневековье (VI вв. н.э -до нач. ХVIII столетия)

3. Новое время (Казахстан в составе Российской империи) - нач. ХVIII в. – до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. включительно)

4. Новейшее время (с октября 1917 г. - по настоящее время)

В современной исторической науке применяются сле­дующие основные принципы научного исторического ис­следования: объективность, историзм, социальный подход в изучении истории, всестороннее изучение проблемы.

2. В современной казахстанской исторической науке наблюдается повышенный интерес к проблемам социально-культурного развития Казахстана второй половины XХ века. В конце исследуемого периода в социально-культурную сферу общества проникают элементы рыночных отношений, формируется негосударственная региональная инфраструктура, развиваются предпринимательские тенденции. На рубеже веков страна вступила на путь ускоренного реформирования экономической, политической и социальной жизни. Главными ориентирами дальнейшего развития

провозглашаются социальное рыночное государство, духовное возрождение, активная творческая личность. Неотъемлемой составляющей успешного реформирования общества является адаптация социума и его институтов к новым социально-экономическим условиям. В связи с этим, на наш взгляд, возникает необходимость осмысления исторического опыта развития социально-культурных процессов во второй половине ХХ века. В этот период, испытывая сильное воздействие внешних факторов, на основе внутренних тенденций саморазвития и саморегуляции, социально-культурная сфера Казахстана переживала динамику трансформационных процессов. В результате этого в казахстанском социуме развивались внутренние предпосылки рыночных отношений, формировалась основа для нового типа экономики, новой культуры и новой ментальности.

Актуальность исследования социально-культурных процессов во второй половине ХХ века усиливается отсутствием в отечественной историографии работ по данной проблеме. В советской исторической науке доминировало мнение о том, что социально-культурная сфера является вторичной по отношению к производственной и не заслуживает такого же внимания. Но как показала историческая действительность, возможности и перспективы социально-культурного развития намного превосходят показатели экономического роста и играют в жизни общества гораздо более важную роль. История наглядно продемонстрировала, что в сравнении с советской плановой системой, основанной на чрезмерной централизации экономики, социальной и культурной сферы, способность рыночного хозяйства к саморегулированию на рациональной основе является доминирующим направлением мирового хозяйственного развития. Социально-культурное развитие в разных регионах в зависимости от специфики природно-климатических, экономических и культурно-исторических условий происходила в своеобразной форме. Полиэтничность, поликультурность и многоконфессиональность населения Казахстана актуализирует и выводит на первый план необходимость изучения региональных особенностей социально-культурного развития.Проблема исследования социально-культурного развития Западного Казахстана во второй половине ХХ века актуальна также своей практической значимостью. Изучение опыта развития социальнокультурных процессов позволит современному Казахстану учитывать историческую практику процессов модернизации отечественной социальной и культурной сферы. Сегодня интеграция в мировое сообщество возможна при условии,
когда Казахстан станет страной, вбирающей в себя все новое и передовое, создающей достойные условия для обитания для своего населения, независимо от сложности природноклиматических условий.

3. Исторические источники -это вещественные предметы, письменные документы, отражающие историю развития человеческого общества. Чтобы история была научной, объективной, она прежде всего должна опираться на достоверные источники. Поэтому одним из ведущих принципов исторической науки является принцип документальности. Историки говорят: “Без документов нет истории”. Историография -это история исторической науки. Она включает в себя, с одной стороны, динамику исторических знаний, сведений об исторических событиях, выявление и описание новых источников, а с другой -развитие методов, подходов, принципов исторического исследования.

Большой вклад в изучение истории Казахстана внесли российские ученые. В 1768-1774 годы здесь побывала экспедиция Российской Академии наук во главе с П.С. Палласом. Участниками этой экспедиции были И.П. Фальк, И.Г. Георги. Капитальным является труд русского ученого-китаиста Н.Я. Бичурина (отца Иакинфа) (1777-1853) “Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена” (в трех томах). Никита Яковлевич Бичурин в 1805 году был назначен начальником одной из духовных православных миссий в Китае, затем был архимандритом Сретенского монастыря в Пекине. Он блестяще знал китайский язык. Его труд -это наиболее полное, системное, документальное исследование истории народов Центральной Азии, Средней Азии и Южной Сибири по китайским источникам.

“Геродотом казахского народа” назвал Ч. Валиханов А.И. Левшина (1799-1879) -автора “Описания киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей” (ч. I-III, СПб., 1832). Многие узловые вопросы истории Казахстана получили освещение в трудах известных ученых-востоковедов академиков

В.В. Вельяминова-Зернова (1830-1904), например в его работе “Исторические сведения о киргиз-кайсаках”, и В.В. Бартольда (1869-1930), посвятившего Казахстану серию трудов “Очерки истории Семиречья”, “История Туркестана” и др. исследования.

Богатое научное наследие по истории Казахстана, в частности по источниковедению, по этногенезу казахов и других тюркских народов, важные сведения об особенностях социальной, политической жизни кочевников, роли ислама в их жизни, национально-освободительной борьбе, оставил Ч. Валиханов (1835-1865) в своих трудах “Аблай”, “Киргизское родословие”, “О состоянии Алтышара...”, “О мусульманстве в степи” и многих др. Неоценимое значение для истории Казахстана имеют сочинения Абая (1845-1904).


Ряд исторических работ принадлежит представителям казахской интеллигенции начала XX века, лидером которой был А. Букейханов (1866-1937). Сам он является автором историко-этнографического очерка о казахах в сборнике “Формы национального движения в современных государствах” (СПб., 1910), статьи “Материалы к истории султана Кенесары Касымова” и других произведений. В 1911 году в Оренбурге была опубликована работа Шакарима Ку-дайберды-улы (1858-1931) “Шежире” (“Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий”). Ряд трудов по истории казахского народа принадлежит ее знатоку, одному из ярких представителей той когорты, М.Ты-нышпаеву (1879-1937). Они вошли в сборник “Материалы по истории киргиз-казакского народа” (1925).

Первым казахом -профессором истории в советское время стал С. Асфендиаров, автор “Истории Казахстана с древнейших времен”, опубликованной в 1935 году. Многое для развития казахстанской школы историков сделали известные историки А. Панкратова, М. Вяткин, Н. Дружинин, эвакуированные в годы Великой Отечественной войны в Казахстан и плодотворно сотрудничавшие с казахстанским историком Е. Бекмахановым. В 1943 году ими была подготовлена “История Казахской ССР” с древнейших времен. В 1952 году Е. Бекмаханов за монографию “Казахстан в 20-40-е годы XIX века”, посвященную восстанию Кенесары Касымова и написанную им в 1947 году, был арестован и приговорен к 25 годам лишения свободы. А в 1977-1980 годы вышла в свет “История Казахской ССР” в пяти томах, где история Казахстана освещалась с марксистско-ленинских идеологических позиций на основе классового, партийного подхода.

Начавшееся со второй половины 1980-х годов движение за независимость в Казахстане привело к тому, что в 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана были реабилитированы и возвращены находившиеся ранее под запретом имена представителей национальной интеллигенции, репрессированных советской властью как “буржуазные националисты”, среди которых были А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ш. Кудайбердиев, М. Дулатов и многие др. В 1991 году ведущими историками был опубликован сборник “История Казахстана: белые пятна”, название которого говорит само за себя.

Процесс возрождения исторической памяти в Казахстане положил начало переименованию городов, сел, улиц, которым стали возвращать прежние исторические названия (например, Джамбул был переименован в Тараз, Луговое -в Кулан) и которые стали приводиться в соответствие с казахской транскрипцией (Чимкент -Шымкент,