Файл: Перечислите особенности логопедического обследования при дислалии, дизартрии и ринолалии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечислите особенности логопедического обследования при дислалии, дизартрии и ринолалии.

I. Этапы логопедического обследования ребенка при дислалии Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: 1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком; 2) дифференцировочный этап, включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта; 3) обследование всех компонентов языковой системы, включая звукопроизношение и фонематические процессы; 4) заключительный (уточняющий) этап, включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания. При логопедическом обследовании детей с дислалией необходимо тщательно исследовать строение и подвижность органов артикуляции, состояние фонематических процессов и произносительной стороны речи, включающей общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и звукопроизношение. Обследование начинается с проверки изолированного произношения звуков. Затем исследуют произношение звуков в словах и предложениях.

II. Обследование детей с дизартрией Обследование детей в логопедии всегда является комплексным и системным, что особенно важно для детей с дизартрией. Комплексность и системность предполагают, что обследуются как речевые, так и не речевые функции, выявляются первичные нарушения и вторичные наслоения. Обследование состоит из следующих разделов:

• медицинский;

• логопедический;

• психолого-педагогический.

Основные направления обследования детей с дизартрией.

Изучение анамнестических данных и анализ данных медицинского обследования.

Обследование кинетического и кинестетического праксиса и общей моторики.

Обследование мелкой моторики.

Обследование строения артикуляционного аппарата.

Обследование артикуляционной и мимической мускулатуры.

Обследование понимания речи на различных уровнях.

Обследование звукопроизношения.

Обследование дыхания и просодической стороны речи.


Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия. Обследование лексико-грамматической стороны речи и связной речи. Обследование навыков чтения и письма (для детей старше 7 лет). Обследование сенсорных функций и зрительно-пространственной ориентации.

Обследование высших психических функций и состояния эмоционально-волевой сферы.

При обследовании лиц с дизартрией наиболее диагностически важными моментами обследования являются:

1. Заключение врача-невропатолога, которое является обязательным, так как на основании заключения врача выносится логопедическое заключение.

2. Обследование артикуляционной и мимической моторики. При обследовании лиц с дизартрией и ДЦП важно определить наличие неврологической симптоматики в оральной области. К такой симптоматике относятся:

• повышенное слюноотделение – гиперсаливация;

• определение тонуса мышц (гипертонус, гипотонус или дистония);

• наличие синкинезий;

• наличие гиперкинезов;

• наличие атаксий;

• наличие ранних (не угасших) рефлексов орального автоматизма;

• гипо- и гиперрефлексия.

3. Обследование звукопроизношения, голосовой функции и просодической стороны речи. Диагноз «Дизартрия» ставится на основании совокупности данных обследования звукопроизношения, наличия неврологических симптомов, нарушений просодики и заключения врача-невропатолога.

III. Логопедическое обследование при риноллалии. Задачей данного обследования является определение характера и степени выраженности проявлений дыхательных, голосовых и артикуляционных расстройств и их влияния на нарушения звукопроизношения и просодики. Наиболее подробно этот аспект исследования разработан в методике Т.В. Волосовец.

1. Состояние артикуляционного аппарата (строение и функция):

Губы – наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии. Уздечка верхней губы – норма, укорочена. Подвижность достаточна, ограничена. Переключаемость движений – достаточна, недостаточна. Для определения подвижности губ и переключаемости артикуляционных движений предлагаются традиционные упражнения артикуляционной гимнастики: «улыбка», «трубочка», чередование «улыбки» и «трубочки» и т.д. Упражнения выполняются отраженно за логопедом, возможно использование зеркала.

Преддверие полости рта – глубокое, неглубокое, не сформировано.



Зубы – крупные, мелкие, редкие, зубной ряд – сформирован, не сформирован. Прикус – нормальный, прогения, прогнатия, открытый (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия (выступание межчелюстной кости). Язык – форма и размер – обычные, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий. Корень языка – норма, гипертрофия. Кончик языка – истонченный, широкий. Уздечка языка – норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области. Позиция в полости рта – правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта. Подвижность языка достаточная, недостаточная. Переключаемость движений – достаточная, недостаточная. Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб: «иголочка», «лопаточка», «чашечка», «часики», «маляр», «почисти зубки», «лошадки» и т.д. Тонус мышц языка – норма, повышен, понижен. Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения).

Твердое нёбо – неоперированная расщелина, сформированное твердое нёбо – широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого), наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого неба.

Мягкое нёбо – неоперированная расщелина, сформированное мягкое нёбо – короткое, длинное, подвижное, малоподвижное. Для того чтобы правильно определить степень подвижности мягкого нёба, детям предлагают произнести звук а на твердой атаке. Ребенка просят широко открыть рот и резко и громко крикнуть: а. В зависимости от того, насколько активно в этот момент движется нёбная занавеска, логопед выносит заключение о ее подвижности.

1. Состояние мимической мускулатуры в покое и динамике – наблюдается ли патологическая активность лицевых мышц, компенсаторные гримасы при фонации. Состояние лицевой мускулатуры оценивается в процессе наблюдения за речевой деятельностью и с помощью проб, позволяющих оценить работу мимических мышц. Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щеки, втянуть щеки и т. д.

2. Состояние дыхательной функции:

- физиологическое дыхание;

- фонационное дыхание.

При оценке физиологического дыхания важно определить его тип: ключичный, грудной, нижне-диафрагмальный (косто-абдоминальный). Исследование производится визуально в положении лежа, сидя, стоя. Далее определяется наличие ротового выдоха – сформирован, не сформирован. С этой целью ребенку предлагается подуть на бумажную игрушку или шарик. При определении качественных характеристик фонационного (речевого) дыхания следует обратить внимание на длительность и направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии. Ребенок произносит слова или предложения, и логопед оценивает характер ротового выдоха. Объективную информацию о наличии носовой эмиссии можно получить с помощью специального прибора – назометра.


3. Состояние голосовой функции:

- тембр голоса;

- высота голоса;

- сила голоса.

Особенности голосовой функции выявляются в ходе беседы с детьми. Объективная оценка тембра голоса производится с помощью назометра и назофарингоскопического исследования. Обращается внимание на наличие носовой эмиссии и гиперназализации. Для проверки силы звучания голоса можно предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом. Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с повышением или понижением голоса.

4. Состояние звукопроизношения

На данном этапе основной целью является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка. Материалом может служить набор предметных картинок, а также перечень определенных слов и фраз. Обследование начинается с проверки изолированного произнесения звуков, затем предлагают повторить слова и фразы, содержащие определенные звуки, отраженно за логопедом. Можно предложить детям назвать предметные картинки. В последнюю очередь проверяется произнесение звуков в спонтанной речи. Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме. Например, волшебник может превратить детей в комарика, который должен позвенеть – з-з-з, в пчелку, которая собирает с цветов мед и жужжит – ж-ж-ж, в собаку, которая защищает своего хозяина и рычит – р-р-р и т. д. Примерный перечень слов для отраженного произнесения: пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, лапа, Ляля, рыба, река. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, например: На Тане пальто.

5. Просодическая сторона речи Оценивая состояние просодических характеристик речи, важно обратить внимание на мелодико-интонационную выразительность, соблюдение темпо-ритмической организации речи, выраженность эмоциональных оттенков, расстановку пауз, логических ударений, громкость, разборчивость речи в целом. Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок. Поскольку при ринолалии ведущим является расстройство фонетической стороны речи, обусловленное анатомическим дефектом артикуляционного аппарата, обследование в первую очередь направлено на выявление первичных нарушений. Однако, в некоторых случаях, первичные нарушения голоса и звукопроизношения могут стать причиной отклонений в формировании других компонентов речевой системы: фонематического восприятия, лексико-грамматического
строя у детей дошкольного возраста, а у школьников и письменной речи. В связи с этим, обследуя ребенка, важно определить, не осложняется ли ринолалия фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, дисграфией.

6. Состояние фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу

Учитывая, что особенности устной речи детей с ринолалией оказывают влияние на формирование других речевых процессов, важно оценить состояние фонематического восприятия. Исследование проводится в трех направлениях: дифференциация изолированных звуков, на уровне слогов и на уровне слова. Ребенка просят определить пары звуков, используя игровые моменты: «Кто как жужжит?» – «з-з-з»: комар, «ж-ж-ж»: жук (дифференциация з-ж); «с-с-с»: вода течет, «ш-ш-ш»: змея шипит (дифференциация с-ш); «д-д-д»: играем на барабане, «т-т-т»: стучат колеса поезда (дифференциация д-т); «р-р-р»: собака рычит, «л-л-л»: самолет гудит – где собака, а где самолет. Для дифференциации слогов предлагаются слоговые ряды, в которых нужный слог выделяется поднятием руки. Для проверки фонематического восприятия на уровне слова ребенку предлагают картинки, названия которых отличаются одним звуком: мишка-миска, козы-кожи, коза-коса, зуб-суп, том-дом, удочка-уточка, вата-фата, башня-пашня, лак-рак. Требуется определить, разные это слова или одни и те же. Дети показывают картинки, объясняя значение слов, и повторяют их за логопедом. Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование.

7. Состояние активного и пассивного словарного запаса существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий

С помощью предметов, предметных и сюжетных картинок логопед определяет возможности понимания и использования ребенком различных частей речи.

8. Состояние грамматического строя речи На данном этапе исследуется характер употребления ребенком грамматических конструкций. Материалом могут служить игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки. Оценивается умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; числительные с существительными; употребление числа и рода глаголов