Файл: Кафедра департамент центр1 Психодиагностика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет

(наименование института полностью)

_____________Кафедра /департамент /центр1 _Психодиагностика_______________________


(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Практическое задание
по учебному курсу ___«Психология девиантного поведения»_______

(наименование учебного курса)

Вариант ____ (при наличии)




(И.О. Фамилия)




Группа
















Преподаватель









(И.О. Фамилия)




Тольятти 2022

Задание 1.1

Разработайте проект программы, включающий описание конкретных мероприятий по психопрофилактике и психокоррекции агрессивного поведения подростков. Перечислите основные методики психодиагностики склонности к данной девиации.

Ответ:

Каждый  девиантный ребенок имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над однолетками, грубость  в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень притязаний, а практическому психологу важно проследить их генезис и лишь тогда решать вопросы профилактики, диагностики, консультирования и коррекции, при этом необходимо помнить, что причины нарушений поведения почти всегда взаимосвязаны.

Цель программы

Коррекция девиантного поведения и предупреждение девиации, приобретение уверенности в поведении, развитие коммуникационной сферы, развитие способности конструктивным действиям в конфликтной ситуации.

Программные задачи:

- снизить уровень личностной тревожности;

- обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;

- обучать ребенку технике контроля негативных эмоциональных состояний и развитие навыков сдрживания негативных действий и саморегуляции своего эмоционального состояния

Использовал в программе методы:

1. Обсуждение, дискуссия, тренинги - разрешения спорного вопроса в беседе, который является основным видом деятельности подростков. Результатом этого может стать общее соглашение, понимание, новый подход к проблеме, совместное решение.

2. Игровые упражнения - чтобы снять раздражительность и напряжение


3. Анкетирование с целью выявления причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде.

4. Арт-терапия - также эффективен в профилактических целях. Целью арттерапии является проработка эмоций человека, которые препятствуют нормальному состоянию и общению с окружающими. Это переживания, которые возникают из-за тревоги, беспокойства, страха, обиды, неуверенности в себе, нерешительности в общении, неумение постоять перед собой, неспособность контролировать свою чувствительность.

Целесообразным  в практике исследования причин девиантного поведения является использование метода «незаконченных предложений» А. Пейна (модифицированный С. Подмазиным) для разных возрастных категорий. Обработка результатов дает информацию об отношении ученика к родителям, друзьям, одноклассникам, учителям, самим себе; об их мечтах, желаниях, страхах, проблемах личностного развития. На основе этого можно сделать психологический анализ доминирующих стереотипов сознания и деятельности.

Цель: выявление отношения испытуемого к жизненным обстоятельствам, самому себе, окружающим; получение общего представления о скрытых переживаниях, которые не удается выявить в свободной беседе.

Инструкция: “Прочитайте эти незаконченные предложения. Завершите их письменно первой пришедшей Вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его и займитесь им позже. Будьте правдивы. Это задание необходимо для тренировки вашей памяти и внимания.”



Порядок проведения МНП: при письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения - свой ответ; при использовании бланка - ответ пишется прямо на бланке рядом или под соответствующим началом предложения. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона. Второе предпочтительнее, т.к. позволяет наблюдать за всей ситуацией обследования в целом.

Данный вариант МНП состоит из 64 незавершенных предложений с более структурированным и детерминирующим реакцию началом. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения. Каждая из них соответствует определенной сфере отношений человека - к самому себе, к другим людям и т.п.

Метод незаконченных предложений

 

 1. Думаю, что мой отец редко...

 2. Если все против меня, то...

 3. Я всегда хотел (-а)...

 4. Если бы я занимал (-а) руководящий пост...

 5. Будущее кажется мне...

 6. Мое начальство...

 7. Знаю, что глупо, но боюсь...

 8. Думаю, что настоящий друг...

 9. Когда я был (-а) ребенком...

10. Идеалом мужчины для меня является...

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной...

12. По сравнению с большинством других семей моя семья...

13. Лучше всего мне работается с...

14. Моя мать...

15. Сделал (-а) бы все, чтобы забыть...

16. Идеалом женщины для меня является...

17. Если бы мой отец только захотел...

18. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы...

19. Я мог (-ла) бы быть очень счастливым (-вой), если бы...

20. Если кто-нибудь работает под моим руководством...

21. Надеюсь на...

22. В школе мои учителя...

23. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь...

24. Не люблю людей, которые...

25. Когда-то я...

26. Считаю, что большинство юношей...

27. Супружеская жизнь кажется мне...

28. Моя семья обращается со мной как...

29. Люди, с которыми я работаю...

30. Моя мать и я...

31. Моей самой большой ошибкой было...

32. Считаю, что большинство девушек...


33. Я хотел (-а) бы, чтобы мой отец...

34. Моя наибольшая слабость заключается в том...

35. Моим скрытым стремлением в жизни...

36. Мои подчиненные...

37. Наступит тот день, когда...

38. Когда ко мне приближается мой начальник...

39. Хотелось бы мне перестать бояться...

40. Больше всего люблю людей, которые...

41. Если бы я снова стал (-а) молодым (-дой)...

42. Считаю, что большинство мужчин...

43. Если бы у меня была нормальная половая жизнь...

44. Большинство известных мне семей...

45. Люблю работать с людьми, которые...

46. Считаю, что большинство матерей...

47. Когда я был (-а) моложе, то чувствовал (-а) себя виноватым (-той), если...

48. Считаю, что большинство женщин...

49. Думаю, что мой отец...

50. Когда мне начинает не везти, я...

51. Больше всего я хотел (-а) бы в жизни...

52. Когда я даю другим поручение...

53. Когда я буду старым (-рой)...

54. Люди, превосходство которых над собой я признаю...

55. Мои опасения не раз заставляли меня...

56. Когда меня нет, мои друзья...

57. Моим самым живым воспоминанием детства является...

58. Мне очень не нравится, когда мужчины...

59. Моя половая жизнь...

60. Когда я был (-а) ребенком, моя семья...

61. Люди, которые работают со мной...

62. Я люблю свою мать, но...

63. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это...

64. Мне очень не нравится, когда женщины...

Ответы испытуемого отражают существующую у него систему отношений к семье, представителям своего и противоположного пола, сексуальной жизни, начальству, подчиненным, сотрудникам, друзьям, отцу, матери, переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству сознания вины, прошлому и будущему, жизненным целям и самому себе.

Ключ:

 1) отношение к отцу - 1, 17, 33, 49;

 2) отношение к себе - 2, 18, 34, 50;

 3) жизненные цели - 3, 19, 35, 51;

 4) отношение к подчиненным - 4, 20, 36, 52;

 5) отношение к будущему - 5, 21, 37, 53;

 6) отношение к начальству и учителям - 6, 22, 38, 54;

 7) страхи и опасения - 7, 23, 39, 55;

 8) отношение к друзьям и знакомым - 8, 24, 40, 56;

 9) отношение к прошлому - 9, 25, 41, 57;

10) отношение к мужчинам - 10, 26, 42, 58;

11) отношение к сексуальной жизни - 11, 27, 43, 59;


12) отношение к семье - 12, 28, 44, 60;

13) отношение к сотрудникам - 13, 29, 45, 61;

14) отношение к матери - 14, 30, 46, 62;

15) сознание вины - 15, 31, 47, 63;

16) отношение к женщинам - 16, 32, 48, 64.

Названные сферы отношений могут быть объединены в тематические группы:

1) тема представления о себе - страх,

                                                    сознание вины,

                                                    отношение к себе;

2) тема семейных отношений - отношение к отцу,

                                                     отношение к матери,

                                                     отношение к семье;

3) тема отношений со своим и

    противоположным полом -  отношение к мужчинам,

                                                    отношение к женщинам,

                                                    отношение к сексуальной жизни;

4) тема отношений с другими людьми - отношение к друзьям,

                                                     отношение к сотрудникам,

                                                     отношение к подчиненным,

                                                     отношение к начальству;

5) тема временной перспективы личности - отношение к прошлому,

                                                     отношение к будущему,

                                                     жизненные цели.

Обработка данных: предполагает традиционно качественный и количественный анализ.

При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношения:

*           нейтральное, оцениваемое как “0”;

*           положительное, оцениваемое как “+”;

*           отрицательное, оцениваемое как “-”.

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от +8 до -8, может быть нулевой.
Занятие-тренинг

 «Профилактика девиантного поведения подростков»