ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие-тренинг предназначено для групповых занятий с обучающимися 6-11 классов в возрасте от 14 до 18 лет. Задача упражнений - профилактика правонарушений, помощь при адаптации несовершеннолетнего, попавшего в трудную жизненную ситуацию, имеющего конфликт с законом, состоящими на различных видах учета, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.
Цели занятия:
Создание условий для формирования у несовершеннолетних объективных, соответствующих их возрасту знаний и умений о правильном образе жизни, через привитие здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя, наркотиков).
Основные задачи:
-
Обобщить знания несовершеннолетних о полезных и вредных привычках, дать представление о том, что важнее прививать полезные привычки, чем искоренять вредные; -
Поддержание позитивной самооценки, предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; -
Предоставить детям возможность попытаться изменить свое поведение, научить принимать ответственность за нормативные нарушения; -
Выработка адекватных и эффективных навыков правильного общения.
Комплекс упражнений:
Упражнение №1 «Письмо негодованию»
Педагог дает установку: «Напишите письмо своему негодованию, расскажите ему как вам приходится с ним уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Оцените пользу и вред, которые приносит вам негодование, а также оцените, как негодование может влиять на ваши отношения с людьми, окружающими вас».
Работа участников по выполнению установки педагога ведется самостоятельно. При желании по окончании упражнения можно, с согласия участников, прочитать «письма негодованию».
Упражнение №2 Групповая дискуссия «Ответ за поступки»
В дискуссии педагог предлагает вспомнить такие ситуации, которые подростки могли видеть по телевидению, в социальных сетях Интернет, где герой или группа лиц преступали закон. Затем организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Какие права и чьи права были нарушены? Почему? Чем закончилась история? При этом основной задачей является попытка образовать диалог среди участников и оценка поступка не только со стороны уголовного наказания, но и общественного порицания.
Упражнение №3 «Сказка о законе и беззаконии»
Педагог предлагает обучающимся разделиться на две группы и придумать сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили царь и царица, а также их подданные. Перед участниками каждой группы ставится определенная задача. Первая группа сочиняет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа наоборот должна придумать сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются - о государстве беззакония. Для работы отводится 10-15 минут. Каждая группа зачитывает свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:
В какой стране народу жилось лучше? Почему?
Для чего нужно контролировать исполнение законов? Кто это должен делать?
Можно ли вообще прожить без законов? Какова их роль?
Упражнение №7 «Самое лучшее в тебе, это…»
Педагог организует взаимодействие участников: «Давайте встанем в круг, а один из нас - ведущий - в середину круга. Каждый, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Самое лучшее в тебе, это…». Участвуют все желающие.
После проигрывания упражнения важно обсудить какие чувства испытывали участники, стоя в центре круга.
В заключение педагогу необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны. Относись к людям так, как хочешь, чтоб они относились к тебе.
Шкала враждебности Кука-Медли
Шкала выраженности фарисейской агрессивности (Hostility pharisaic virtue scale), разработанная W.W. Cook и D.M. Medley в 1954 году представляет собой краткий опросник, предназначенный для диагностики склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению.
Методика может использоваться как для самодиагностики, так и в работе практического психолога для определения склонности испытуемого к агрессивному поведению при социальных контактах (в деловом и межличностном общении). Время обследования – 15-20 минут.
Опросник состоит из 27 утверждений, на которые испытуемый должен дать ответы по 6-балльной шкале Ликкерта. Пункты группируются в три шкалы с различным количеством пунктов в каждой; шкалы также не имеют общих пунктов. Итого по опроснику возможно получение значений трёх шкал, общий балл агрессивности не вычисляется.
Интерпретация
Перевод вариантов ответов в баллы:
-
обычно – 6 баллов; -
часто – 5 баллов; -
иногда – 4 балла; -
случайно – 3 балла; -
редко – 2 балла; -
никогда – 1 балл.
Распределение пунктов опросника по шкалам:
-
Шкала цинизма: утверждения № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 22; -
Шкала агрессивности: утверждения № 5, 14, 15, 16, 21, 23, 24, 26, 27; -
Шкала враждебности: утверждения № 8, 13, 17, 18, 25.
Содержательная интерпретация шкал:
-
Интерпретация результатов для шкалы цинизма:
-
65 баллов и больше – высокий показатель; -
40-65 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому; -
25-40 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому; -
25 баллов и меньше – низкий показатель.
Интерпретация результатов для шкалы агрессивности:
-
45 баллов и больше – высокий показатель; -
30-45 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому; -
15-30 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому; -
15 баллов и меньше – низкий показатель.
Интерпретация результатов для шкалы враждебности:
-
25 баллов и больше – высокий показатель; -
18-25 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому; -
10-18 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому; -
10 баллов и меньше – низкий показатель.
Игры, способствующие снижению агрессии в поведении.
Цель: научить контролировать агрессию.
1.Игра «Спусти пар» (продолжительность -10 минут)
.Цель: работа с гневом и обидами, возникающими в отношениях между детьми.
Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спусти пар". Играют в нее так:
Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар". Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу. А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: «Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».
Актерские упражнения:
Тема: агрессивность, безжалостность.
Необходимы ли эти качества для современного человека, который хочет преуспеть в жизни? Если да, то почему?
Попросить привести примеры положительных агрессивных героев в русской литературе. Почему таких нет?
Этюд: вжиться в роль агрессивного человека, изобразить его, попытаться озвучить его внутреннюю речь.
Разговор о героях. Выход на отрицательные следствия агрессивности. Какие они? (Опрос).
Этюды (в живом плане):
1. К группе, которая чем - то занята, подходить агрессивный человек. Как он себя ведет? Что о нем думают? Может ли человек быть счастлив, если его ненавидят?
2. Бывает ли, что человек в хорошем расположении духа ведет себя агрессивно? (Нет). Значит, агрессия возникает, когда у человека не все благополучно. В просторечии это называется «срывать зло». На ком обычно срывают зло? (На близких.) попросить показать – по желанию.
3. Кажется, что агрессивные люди смелые, а на самом деле в глубине души у них всегда таится страх. Попросить придумать и показать такие ситуации.
После перерыва. Небольшая актерская разминка:
– «Передай рисунок».
Показать своего врага (в куклах или в живом плане).
Показ домашнего задания про собак.
Разговор про характер. Будем учиться разыгрывать импровизации.
Задание на дом:
1. Придумать характер своей собаки: положительные качества и недостатки. Исходя из этого характера, придумать ссору хозяина и собаки.
2. Найти смешное во враге.
3. Придумать рецепт устойчивости по отношению к агрессии.
Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К. Томас).
Личностный опросник, разработан К. Томасом и предназначен для изучения предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
Тест
Выберите в каждой паре суждений, то, которое является наиболее типичным для Вас.
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.